Без "Книги Перемен" и знания китайского календаря (о тех самых естественных ритмах) к алхимии даосов подступаться не имеет смысла. Цветовая раскладка там тоже своя. (Например: восток - движение Дерева - зеленый/бирюзовый - печень - гнев). Соотнесение энергии Востока с движением Дерева также имеет два движения внутри себя - янское и иньское. Янское - Большое Дерево, ствол, крепкое, иньское - свежее, сочное, трава, например. И так с каждым "движением". Эти 5 Движений - Дерево, Огонь, Почва, Металл, Вода - находятся в системе взаимного порождения и взаимного преодоления. Вода порождает Дерево, Вода преодолевает Почву и т.д.
Календарь описывает "качества" энергий, в зависимости от состояния пары Небесного Ствола и Земной Ветви. Стволов - 10 (5 Движений в янском и иньском проявлениях, итого - 10), Ветвей - 12 (12 частей года). В свое время мне это очень наглядно объяснили, приведя в пример ткань - переплетение основы и утка. Вот так и проявляется дыхание, как переплетение Небесного качества и Земного качества в каждый конкретный момент.
Серьезно практиковать цигун - нужно изучать систему Ба-Цзы (Восемь столпов) - год, месяц, день, час рождения. Восемь - потому что каждый из параметров, допустим, год, состоит из сплетения Небесного Столпа (Ствола) и Земной Ветви (дыхание Неба-дыхание Земли). Зная это, человек имеет представление о "качестве" своей энергии и может определить, чем ему латать дыры, восполнять недостатчу, уменьшать избыточность. Для занятий цигун поэтому желательно выбирать "свой" час и направление, поскольку от каждого направления исходит свое качество Дыхания-ци, как и каждый час имеет свое качество Дыхания-ци.
Есть много школ, и они предлагают иногда свою "карту" характеристик и соответствий качеств энергий. Таким образом, следует выбирать и не смешивать школы. Идти в конкретном русле.
С Малявиным Лили права. Кстати, у него есть книга "Восхождение к Дао" - рассказ о воспитании патриарха Ван Липина в сугубо практическом аспекте. Жесть.-)
"Человек принимает в себя Дыхание Пяти Движений инь и ян Земли и Неба, и рождается его организм. В этом организме и существует Дыхание пяти Движений инь и ян. Однако эти Пять Движений могут быть Прежненебесными и Посленебесными. Пять Движений Прежних Небес соответствуют ян, а Пять Движений Последующих Небес соответствуют инь...Пять Первоначал - это Дыхания Пяти Движений, а Пять Потенций - это Природы Пяти Движений. Пять Первоначал и Пять Потенций рождаются в Прежненебесном, а сохраняются (таятся) в Посленебесном.
На начальном этапе жизни пара Пяти Движений Прежних Небес и пара Пяти Движений Последующих Небес образуют единство - Пять Предметов объединены и собраны Пятью Первоначалами, а Пять Грабителей контролируются и подавляются Пятью Потенциями. В каждом движении, любом поползновении, хозяином и господином выступают Прежние Небеса...
Поэтому младенец без понимания и разумения стремится к добру, в котором отсутствует зло, и это высшая степень доброты, а доброта является выражением главной природы. Забвение различий между собой и другими - высшая степень совести (осознания), а совесть является главным выражением настроения. Незахваченность ни голосом, ни цветом - высшая степень ума, а ум является выражением главного семени. Согласие и ровность Дыхания сердца-сознания - высшая степень поведения (ритуала), а Поведение является выражением главного духа. Искренность без задних мыслей - высшая степень Веры, а Вера является выражением Главного дыхания. В состоянии покоя они представляют собой Пять Первоначал, в движении - Пять Потенций. Движение и Покой - это то, что применяется в делах-событиях. Между Движением и Покоем есть следы довольства, раздражения, грусти и веселья, возникающие из отсутствия сердца-сознания (бессознательно). Нельзя в довольстве застаиваться, от раздражения смещаться, от грусти страдать (разрушаться), от веселья распутничать...
Когда исполняется два раза по восемь лет и Прежненебесного Дыхания-ци имеется в достатке, ян достигает предела, и подспудно рождается инь. Происходит соединение с Посленебесным...Познающий дух поднимается (активизируется), и открывается отверстие семени. Внимание приходит в беспорядок, в сердце-сознании воцаряется смута...Пять Первоначал и Пять Потенций постепенно растрачиваются и обнажаются....и наступает момент, когда остается чистое иньское Дыхание-ци, а янское израсходовано. Разве возможно тогда что-нибудь, кроме смерти? Послушность (движение по потоку) этому приводит людей на Путь-Дао жизни людей.
Только у человека мудрости есть учение о Прежних Небесах, которое позволяет сохранять ян, когда Прежненебесное еще не достигло предела, и заставить инь отступить до того, как Посленебесное собирается рождаться...
Когда в схеме (Хэ Ту) из середины рождаются Пять Движений инь и ян - это путь порождения человека, послушного жизни.
Когда же в Схеме происходит взаимное соединение Пяти Движений с инь и ян, перемешанными в вихре единого Дыхания, это Путь порождения мудрости, направленный против потока круговращения. Противоток круговращению является не просто движением в обратную сторону. Это круговращение против потока Пяти Движений органов-сокровищниц, приводящее к возвращению в срединный Великий Предел, в результате чего восстанавливаются уши и глаза, с помощью которых можно видеть облик родителей, когда они еще не появились на свет.
...Мирские люди не понимают, что это за предмет, что за явление эта Золотая Киноварь, все аытаются наделить ее формой, образом и поместить где-нибудь в едином организме; или полагают, что изготовляется она переплавкой золотых камней...Мнений этих невозможно пересчитать, но во всех них, бросая кирпичи, делают черепицу - ложное принимается за истинное.
Никто не разумеет, что золото означает крепость того, что не разрушается, существуя долго, а Киноварь указывает на то, что является совершенно круглым и ясным без изъяна. Киноварь, по сути, не что иное, как Дыхание-ци истинной единицы Прежних Небес. Это дыхание, пройдя переплавку в огне, в течение долгих кальп не уничтожается, потому и становится Золотой Киноварью.
...Человек высшего Ума осуществляет Путь отсутствия причастности. Люди нижнего и среднего уровней осуществляют Путь наличия причастности, подчиняясь отсутствию, удерживают наличие, тем самым возвращаясь в это. На самом деле, когда возвращаются в круг, также приходят к отсутствию причастности.
Когда отсутствие причастности достигает своей конечной точки, обретается совершеннейшая форма, слепящий свет, сверкающая чистота, пламенеющее сияние..Так вырываешься из-под влияния Пяти Движений, сбрасываешь власть инь и ян.
..Здесь есть порядок работы и последовательность, приготовление культурой и закалка в битве, ускорения и замедления, способность остановиться и осознание достаточности. Отклонение на волос приводит к потере дороге на тысячи миль".
Даровано вам ум-разуменье
только лицом к лицу
Без истинного наставника
сколько ни гадай - впустую
Если для системы Киновари
нет изустной передачи, разве научиться вам
завязывать божественную Киноварь?!
(Лю И Мин "Даосская алхимия перемен")
-))