Эзотерикой, наверное, называют разные вещи, поэтому оговорюсь, что имею под ней ввиду путь внутреннего человека. Так вот уже давно хочется выяснить: универсален ли этот внутренний путь, или действительно мистика православия уникальна и принципиально важна?
Как понимаю, для спасения имеет значение только внутренний путь, внутренние перемены, потрясающие и меняющие человека, а внешняя религия - это определённый диалект, язык, чтобы разговаривать с человеком о Боге, передавать определённые знания и главным образом, направлять внутрь, к этим переменам. Если религия не направляет к внутренним переменам, получается, и предназначенного смысла в ней нет.
Заметила, что в православии много достаточно примитивных, даже лубочных, текстов и обрядов по сравнению, например, с другими вероучениями, в которых, бывает, некоторые аспекты внутреннего раскрыты глубже и раз люди их описывали, значит, несомненно обладали этим внутренним опытом. И ведь у всех мистиков он схож!
Можно, наверное, всё упереть в личность Иисуса Христа. Но. Мне до сих пор непонятен момент - почему Он лучше, предпочтительнее перед остальными двумя ипостасями триединого Бога? Откуда такое гипертрофированное почитание в ущерб Богу-Отцу и Святому Духу? Не мне, конечно же, судить, и люди, которые решили первоначально писать иконы, наверняка лучше меня были осведомлены, почему так делают, но почему на иконе тоже только одна ипостась?
Теперь о молитве Иисусовой. Мне дорого это Имя и я какое-то время занималась этой молитвой. Но, положа руку на сердце, перешла к другим 2 кратеньким молитвам, которые, казалось, лучше были созвучны моему внутреннему. А именно Иисусова не шла, не ложилась, не резонировала. Сейчас у меня только один критерий: или молитва есть и она идёт или её нет. Это просто внутреннее, без слов каких бы то ни было. И наверное же у всех, идущих внутренним, она такая же, как она может быть другой?
Так вот хотелось бы расставить-таки уже все точки над и. Принципиально спасителен только путь исихазма или нет?