Исихазм

Автор Тема: Восемь способов молитвы Иисусовой  (Прочитано 4092 раз)

Mihail-R

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля

Восемь способов молитвы Иисусовой
« : 23 Декабрь 2015, 13:35:01 »
Небольшой отрывок из книги "Цветослов советов" про святого преподобного Порфирия Кавсокаливита (http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov):

"...Один брат провел много времени, упражняясь в молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», следуя наставлениям, изложенным преподобным Никодимом Святогорцем в книге «Невидимая брань».
   Однажды он пришел в храм Преподобного Герасима, в котором в то время служил отец Порфирий.
   «Послушай, чадо мое, — сказал ему Старец, — прекрати заниматься молитвой Иисусовой по этой книге и делай так, как я тебе сейчас скажу.
   Оставь место своего сердца, перейди во внутренний центр своей головы и прямо там говори: «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога живаго, помилуй мя», с великой тихостью, кротостью и мягкостью. Не пугайся различных образов, которые будет представлять тебе лукавый. Неспешно проговаривай слова, хорошенько вникая в их смысл. Представь, что твоя голова похожа на колокол, язык которого во время звона с силой ударяет по внутренней поверхности черепной коробки. Тогда внешние помыслы лукавого не могут войти внутрь, будучи изгоняемы, и ты получаешь от этого великую пользу. Не придавай значения различным образам, которые ты увидишь, не набрасывайся на них, чтобы оттолкнуть, но мирно и кротко продолжай творить молитву Иисусову». Затем Старец сам три раза произнес: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Но то, как он это сделал, его голос, полный невыразимой сладости, так поразили брата, что он подумал: «Невозможно, чтобы Бог после такой молитвы не помиловал этого человека».
   Конечно, этому брату поначалу было трудно перейти к новому способу молитвы, которому его научил отец Порфирий. Но он старался и не оставляет попыток освоить его, надеясь, что когда-нибудь у него все получится. В ежегодном журнале святогорского монастыря Григориат за 1978 и 1979 годы он прочитал, что существует восемь видов Иисусовой молитвы, и тот, которому научил его Старец, был одним из высших..."

что вы можете сказать о таком совете (молится с концентрацией в центре головы)? что известно о других семи способах молитвы Иисусовой?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #1 : 23 Декабрь 2015, 17:56:06 »
Нет, это не высший способ молитвы. Если и один из высших, то вполне в определённом смысле, потому что каждый лучший способ выше предыдущего. Он лучше какого-то, но и хуже другого.

Удобен для затыкания помыслов и образов, но в тоже время нагнетает сладость +  энергию определённого рода (на что и покупаются практикующие), и закрывает собственно созерцание - отражение в себе божественной воли, её ви́дение.



P.S.
:)
Разгоряченная афонская школа.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #2 : 23 Декабрь 2015, 18:03:30 »
Небольшой отрывок из книги "Цветослов советов" про святого преподобного Порфирия Кавсокаливита (http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov):

"...Один брат провел много времени, упражняясь в молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», следуя наставлениям, изложенным преподобным Никодимом Святогорцем в книге «Невидимая брань».
   Однажды он пришел в храм Преподобного Герасима, в котором в то время служил отец Порфирий.
   «Послушай, чадо мое, — сказал ему Старец, — прекрати заниматься молитвой Иисусовой по этой книге и делай так, как я тебе сейчас скажу.
   Оставь место своего сердца, перейди во внутренний центр своей головы и прямо там говори: «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога живаго, помилуй мя», с великой тихостью, кротостью и мягкостью. Не пугайся различных образов, которые будет представлять тебе лукавый. Неспешно проговаривай слова, хорошенько вникая в их смысл. Представь, что твоя голова похожа на колокол, язык которого во время звона с силой ударяет по внутренней поверхности черепной коробки. Тогда внешние помыслы лукавого не могут войти внутрь, будучи изгоняемы, и ты получаешь от этого великую пользу. Не придавай значения различным образам, которые ты увидишь, не набрасывайся на них, чтобы оттолкнуть, но мирно и кротко продолжай творить молитву Иисусову». Затем Старец сам три раза произнес: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Но то, как он это сделал, его голос, полный невыразимой сладости, так поразили брата, что он подумал: «Невозможно, чтобы Бог после такой молитвы не помиловал этого человека».
   Конечно, этому брату поначалу было трудно перейти к новому способу молитвы, которому его научил отец Порфирий. Но он старался и не оставляет попыток освоить его, надеясь, что когда-нибудь у него все получится. В ежегодном журнале святогорского монастыря Григориат за 1978 и 1979 годы он прочитал, что существует восемь видов Иисусовой молитвы, и тот, которому научил его Старец, был одним из высших..."

что вы можете сказать о таком совете (молится с концентрацией в центре головы)? что известно о других семи способах молитвы Иисусовой?
Чтобы автор темы не ждал и мучился отвечу: я ничего не могу сказать.

Лишь могу сказать, что надо молиться искренно, и тогда Бог Сам укажет где и как молиться, и даст молитву (молитвы).
Собственные попытки войти в некое состояние наслаждения, выбрав всего лишь некоторое ОСОБОЕ место концентрации внимания при молитве, вещь какая? Не скажу, что вредная или прелестная, но сугубо второстепенная для молящегося, ибо это место нужное в данный момент твоего пути к Богу будет открыта Им тебе с пользой для тебя в нужный момент.

Моли Бога искренно.
Люби Его от всего сердца.
Он все тебе Сам откроет в нужное время, только верь Ему по-настоящему.

Все это ИМХО, конечно.

Паламизм формально не указывает на место сосредоточения внимания в молитве с точностью до миллиметра, просто говоря, что сосредоточение внимания на собственном теле,  а не витание внимания в облаках, вещь более правильная и полезная в молитве.
Ну, а уж у святых отцов и старцев у каждого своя метода в рамках этого положения.
При этом классификациями и градацией мест сосредоточения внимания я бы не заморачивался.
Проще надо быть ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #3 : 23 Декабрь 2015, 23:08:22 »
 Ум влечется сердцем, потому что там храм Божий. Иногда ум самостоятельно мыслит, несколько оторванно от сердца, но в конце концов направляет свое движение к сердцу, желая посетить храм души своей. Как можно ум насильно удерживать во время молитвы, если его призывает сердце? А главное, зачем?
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #4 : 24 Декабрь 2015, 00:54:52 »
По-моему входить нужно в область проблемы. А она отличается психической болью, темнотой, замутненностью, холодом и мрачностью. Любовь изгоняет мучение. Дух восстанавливает. Свет просвещает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #5 : 24 Декабрь 2015, 10:26:39 »
Сложно назвать совет молиться с концентрацией в голове одним из высших способов молитвы, разве что низшим будет простое бубнение.  Возможно, назвать высшим такой способ побудило далекое эхо, долетевшее из трех методов молитвы Симеона НБ. У него говорится об обращении ума к небу, достойное для совершенных и ведущее в прелесть новоначальных.

О сосредоточении в голове у св.отцов (почти?) ничего не говорится. В других практиках - да, где и указывается о плюсах и минусах такого способа. Из минусов: в физ.плане при неправильном сосредоточении могут возникать головные боли вплоть до заболеваний (как и при неправильном сосредоточении на сердце), в умственном плане - может развиваться холодное рациональное видение, иногда могут развиться специфические оккультные способности, связанные с работой т.н. третьего глаза. Такие способности, не поверенные чистотой сердца, скорее, отводят от Бога. Из плюсов - можно научиться работать с умом, успокаивать его, обращаться из успокоенного ума к Богу.

При сосредоточении на определенном месте (и поиске этого места) совершается несколько ошибок. Первая - придается излишнее значение сосредоточению на определенном месте. Это не так, о чем мы много раз говорили на форуме. Вторая - сосредоточение происходит на физ.органах, поскольку внутреннее пространство не развито и не освоено. Это, полагаю, понятно. Третью ошибку понять сложнее. Сосредоточение происходит уже не на физике. а внутри душевного тела с излишним вниманием к этому внутреннему пространству, в частности, с жесткой привязкой его к физическому пространству, умственными и чувственными зажимами и пр.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #6 : 24 Декабрь 2015, 10:32:40 »
:)
А я так мягко написал о несовершенстве.... :)

В своё время, пока научился не сосредотачиваться на душевном теле, получал полгода приступы давления.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #7 : 24 Декабрь 2015, 14:09:57 »
Это похоже на некий стержень (не так давно, об этом было сказано). Один конец стержня находится в области физического тела, а второй, уходит началом к Богу. Концентрация свободы, подразумевает, что мы можем быть вниманием (молитвой) как на внешнем, так и на тонком внутреннем. Привязанность ума на чем-то одном, вполне оправдана как этап, но если на этом останавливаются, то это путь в никуда.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #8 : 24 Декабрь 2015, 14:18:22 »
Еще важно проходить молитву по чину. В частности, в начале не просто языком или мысленно слово выговаривать, а учиться успокаивать ум и наблюдать со стороны за своими действиями, страстями, мыслями. Без четкой позиции наблюдателя далеко не продвинешься. А уж где будет находиться "наблюдатель" и даже не один...

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #9 : 24 Декабрь 2015, 23:38:28 »
умственными и чувственными зажимами и пр.

Излишняя привязка ясна, а что за зажимы, поясните? Блоки?

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Восемь способов молитвы Иисусовой
« Ответ #10 : 26 Декабрь 2015, 00:33:51 »
Еще важно проходить молитву по чину. В частности, в начале не просто языком или мысленно слово выговаривать, а учиться успокаивать ум и наблюдать со стороны за своими действиями, страстями, мыслями. Без четкой позиции наблюдателя далеко не продвинешься. А уж где будет находиться "наблюдатель" и даже не один...

- ... и даже не один...? Наблюдателя(лей), все на молитву  :-) , внутрь, поближе и молитва. Все в слова. И оттуда "посматривать  :-)" на гулящие неподалеку мысли большие и маленькие, сильные и послабее, назойливые и поскромнее ....

Кстати: .... где двое или трое соберутся во имя мое ....?