Да, имею опыт плача. Опыт редкий, но был у меня в самом начале пути в молитве. При истинном глубоком покаянии, когда РЕАЛЬНО есть в чем каяться, Бог дает такой плач человеку, как свидетельство наличия РЕАЛЬНОГО раскаяния у человека. С плачем душевным нет никакого сравнения. Но этот плач не может быть долгим и тем более постоянным спутником молитвы. Ведь раскаялся - переменил ум - и все - повторно в эту воду дважды и трижды уже не войти. Десятилетиями плакать об одних и тех же греховных делах, конечно, можно, но это будет уже душевный плач сожаления и досады на себя, так как ум переменен уже, чем был свидетельством тот первый ни с чем не сравнимый мучительный и страшный плач. Но может быть постоянно и РЕАЛЬНО грешит новыми страшными грехами и РЕАЛЬНО в них кается молитвенник? Это возможно, но маловероятно, так как это есть признак все возрастающей святости, когда Бог непрерывно открывает человеку все новые и новые грехи его. Принять же душевный плачь, за духовный плачь покаяния (который страшен и мучителен), - и стремиться к этому - это уже на грани прелести, если не прелесть в чистом виде.
Признак духовного плача прост: первое, - его никак не хочешь испытывать вновь и вновь. Второе,- этот плач очень мучителен. Третье, - этот плачь дает облегчение мукам совести и узнаешь, что грех прощен, и о нем уже более не будет такого плача.
Спасибо Сергий.
… С плачем душевным нет никакого сравнения…Это, как раз, про То.
… Но этот плач не может быть долгим и тем более постоянным спутником молитвы…. Насколько долгий, видимо дается по силе каждого. Ну и в миру конечно не так как у монахов, у монахов это всяко может быть, как Господь даст, есть упоминания. Постоянным конечно нет, в молитве много чего дается.
… когда Бог непрерывно открывает человеку все новые и новые грехи его…. Но ведь это и есть путь христианина, путь взрастания, в том числе и в "Ум Христов" Он может быть плавным, с поворотами, но и достаточно сильные "скачки" вполне возможны. Сразу, если не всё а даже многое, открыть – по силам ли человеку?
… Признак духовного плача прост: первое, - его никак не хочешь испытывать вновь и вновь. Второе,- этот плач очень мучителен. Третье, - этот плачь дает облегчение мукам совести и узнаешь, что грех прощен, и о нем уже более не будет такого плача. А там, когда уже приходит понимание что грех прощён, великая милость и любовь Господа не прибавлялась?
Да и, Господь старые грехи прощать то прощает, но при случае может и напомнить, и не раз, дабы не возгордились. А уж кому и насколько, если кто и куда повернуть вздумал, и как далеко заехал, тут история умалчивает, и всяко может быть. Опять же, грех прощен а страсть осталась, и снова ведь закрутит до греха, чтоб им окаянным (страстям) пусто было
.
Ну и духовный плач не только покаянный бывает, а и умиления Божия, и постоянный. Близкий пример – отец Стратоник (ст. Силуан ):
«…Его глаза были постоянно в слезах; а когда он начинал говорить о Боге, то говорил с великим чувством и смиренным видом, и все слушавшие его получали радость и утешение. Слово его было сильное, пропитано страхом Божиим и любовью; он был воистину, как орел среди отцов. От общения с ним люди изменялись душою и, видя его святую жизнь, смирялись. Словом своим он перековывал души и многих восставил от падения. Слушая его, душа забывала земное и горячо тянулась к Богу….»
------------
Никодим, Владимир Б. +++++
------------
Человек сначала плачет именно о себе... Потому что эгоизм в нас заложен. И потом, как этот человек может плакать о "всеобъемлющей греховности", если он сам ещё нечист? Это уже похоже на того фарисей, что стоял в храме и говорил "Боже, благодарю, что я не такой как все"... На каком это основании сделан вывод, что греховность всеобъемлюща?) Повод задуматься...
Эгоизм это да, по самое это самое, хватает с избытком
. А нечистый к пониманию "всеобъемлющей греховности" приходит постепенно, и уже в какой то момент становится - не только за себя. Да и фарисея осуждать со всей страстью, очень может быть, не стоит, вот покается фарисей от глубины своего сердца, и простит его Господь, ведь "... В чем Я найду вас, в том и буду судить ...”, А я, осуждающий, с чем останусь?
...На каком это основании сделан вывод, что греховность всеобъемлюща?) ... Основание то есть, 1-е послание Иоанна, 5.19 - ...и что весь мир лежит во зле. Но во всю глубину этого основания Господь ведет постепенно, совсем не всё сразу вместить человек может.
Вот и повод задуматься
.