Исихазм

Автор Тема: Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)  (Прочитано 15767 раз)

Александр.

  • Гость
Предлагаю вернутся в тему..как вы думаете можно или нет в вопросе безмолвия обращатся за помощью или скажем как за дополнительной информацией в иные источники скажем опять таки в йогу .... я не помню, что где то читал такое якобы можно читать языческую философию выбирая из него полезное..а где не помню..

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #1 : 06 Июнь 2005, 17:32:28 »
Цитата: Александр.
как вы думаете можно или нет в вопросе безмолвия обращатся за помощью или скажем как за дополнительной информацией в иные источники скажем опять таки в йогу .... я не помню, что где то читал такое якобы можно читать языческую философию выбирая из него полезное..а где не помню..


ИМХО, можно, но рисковано. В иных источниках намешаны проблески истины с человеческими заблуждениями и вражьей прелестью. Чтобы отличить одно от другого, надо самому иметь дар рассуждения, благодать и духовный опыт. Но тому кто уже имеет это, зачем обращаться для научения к иным источникам (кроме как для сравнительного анализа разных практик)? А тому кто не имеет рассуждения это делать я думаю рисковано. Надёжнее опираться на св. отцов.

Уже говорилось что безмолвие, как и сердечная молитва, есть двух типов - "понудительное" и благодатное. "Понудительное" безмолвие есть собственно часть практики Иисусовой молитвы и состоит в отсечении греховных помыслов сердца и не допущение их в ум. О благодатном же безмолвии отцы писали мало и "прикровенно" потому что в этом, собственно, не было необходимости. Они писали больше о том что нам делать чтобы очистить сердце и подготовить себя для стяжания Святого Духа. А само благодатное безмолвие - это дар Божий о котором говорить нет необходимости, кто его имеет, тот и без книг знает о нём из опыта, а кто ещё не имеет (как мы), тому и знать не полезно, чтобы не искать преждевременно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #2 : 06 Июнь 2005, 19:35:07 »
Я полагаю, обращаться можно, но не всем это полезно.

К словам Evgeny я хочу добавить, что в современных православных книгах также хватает человеческих заблуждений. Это можно увидеть хотя бы по тому, как они мало действенны, а многие вообще отводят от главной цели жизни христианина.

Важная проблема - частичная утрата практического опыта умного делания и потеря преемственности в его передаче (на Руси).

В то время как практика исихазма хирела, йогический опыт развивался и с конца 19 века получил распространение в Европе и Америке. Распространился так, что пропитал поры современного общества. Игнорирование сего факта - верх неразумия и признак слабости, замешанной на нечистоте. В нашем доме поселился и обжился другой человек, а мы делаем вид, что знать его не хотим. Это уже из серии безумного делания различных беглецов, прячущихся от реалий современного мира, или борцов, прущих на дохлых лошадях потерянного опыта против современной техники йоги и нью-эйджевского оккультизма. И в глазах их страх поражения, и в сердцах свил гнездо змей танатизма - на собственную погибель прут.

Я полагаю, что к другому опыту обращаться нужно, чтобы не заразиться столбняком пораженчества, злобы и бессилия, что царят в рядах оглянувшихся назад, - но не всем это полезно.

Александр.

  • Гость
Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #3 : 07 Июнь 2005, 05:56:13 »
Да вы пожалуй правы я полазил в инете и не много но нашёл по безмолвию даже некоего неизвестного мне но опирающегося на православие некий А.С.Ригин http://psylib.org.ua/books/_rigin01.htm
И неизвестное имя мне Каллист Ангеликуд http://st-jhouse.narod.ru/biblio/angeli.htm
Вот рекомендую заглянуть на эту ссылку http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_5.htm
на эту http://orthodoxia.org/hilarion/patristic/isaacgnosis.htm
и на эту http://orthodoxia.org/hilarion/booksrus/issyr/issyr07.htm
Как мы знаем православие не даёт никаких методик по безмолвию или молитвы(не беря пример Добротолюбие) Поэтому у меня и проскочила мысль посмотреть в иных языческих религиях как просто пример...
Благодарю всех за попощь и поддержку в расмотрении этого непростого вопроса...и всё равно останется много непонятного ибо путь труден и каменист...

Александр.

  • Гость
Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #4 : 07 Июнь 2005, 11:00:55 »
.....
Исихазм--- в действительности недоступен для нас...это наверно то,что хотел сказать(E.N.P.) но не выразил. Да конечно исихазм это отречение от мира ,бегство от людей, затворничество, совершенное монашество..Мы же имеем друзей, жён,работу и мир исполненую в суете...нам волею не волею приходится сорится с капризами жён встречаться с друзьями в оживлённой обстановке, исполнять требование на работе, и суетится в миру исполнеными заботами и проблемами..в этом мы разрушаем и утрачиваем покой..поистине исихатский путь не для нас....но мы тут собраны как хранители или как носители этого пути..этого знания...молитва Иисусова есть часть исихазма даже не часть а основа принимая этот труд в миру мы становимся конечно не исихастами а исполняющие заповедь Божию "непрестанно молитеся"...мы как бы на обломке от великого коробля как говорил Журавский. Поэтомы мы несём долю исихазма в миру буквально то,что можем понести с Божией помощью--это то,что мы не смогли обьяснить(E.N.P.).

Цитировать

Поистине безмолвие дар Божий но наверняка не тот совершенно,что пытаемся понять тут...то безмолвие явно есть совершенство пути...
Простите вновь, что обрящусь к йоги..мне кажется эта "йогическая философия" всё равно будет преследовать нас  на форуме как некое сходство с подвижнеческим трудом. Совсем неплохой дяденька йог(как некоторым непонравится) Шри Арубиндо. Говорит о безмолвии как о необходимом начале пути....он открыл метод буквально христианский (хоть сам христианство не считал совершенной) он говорил,что медитация-остановления ума, воцарения покоя--- это сосредоточение дома в покое и одиночестве, но как мы выходим из этого состояния то вновь окунаемся в мир с головой и от этого труда ничего не остаётся. Он решил этот труд воплотить в жизнь, чтоб везде и всюду где бы ты не был, что бы ты не делал---пытался это делать вновь и вновь усердно не растраиваясь о неудачах(т.е. сосредотачиваться на безмолвии воцарения покоя в нутри себя)...немного потрудившись Ауробиндо обещает новый более чудесный мир который откроется внутри нас...то безмолвие. что будет в нас царит может становить покой вокруг нас всюду..вокрус нас будут менятся люди, даже погода, он уверяет, что даже в опасных случаях нам ничто не угражает..безмолвный взгляд может остановить руку убицы который не сможет нажать на спусковой крючёк оружия........Я думаю не стоит боятся таких "прелестных" слов....ибо вот слова Игумена Харитона завлекающий нас на исихасткий путь...."этот путь (исихатский)..сопровождается просветлением лица, светом вокруг. В иных поднятием от земли и хождением по водам. Св.Ап.Павел был восхищён в рай..пророки и святые взымалися Духом...Подивитеся какая милость Божия нам грешным. Мало кто потрудится и чего сподобляется.Всяко трудящемуся можно смело сказать..трудитеся...есть из за чего!".
Как вы смотрите на всё это :ohh:

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #5 : 07 Июнь 2005, 19:41:57 »
Цитата: Александр
Исихазм--- в действительности недоступен для нас...это наверно то,что хотел сказать(E.N.P.) но не выразил.


Главное, что стяжание Святого Духа доступно для всех, иначе бы ап. Павел не писал в своём послании христианам-рабам, солдатам, домохозяйкам и прочим мирянам - "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?"(1-е Кор.3.16), а прп. Серафим Саровский не говорил бы купцу Мотовилову что цель его христианской жизни - стяжание Святого Духа. Очевидно поэтому что для стяжания Духа исихастские упражнения по концентрации и дыханию не необходимы (хотя и помогают), но необходимы непрестанная молитва, исполнение заповедей, отречение от себя и от мира своих страстей, посвящение себя целиком Богу, любовь к Богу и ближним. Многие отцы писали что и чистота сердца, и безмолвие от сердечных помыслов, и сердечная молитва возможны и достижимы в миру.

Вот например что сказал один из афонских старцев-исихастов в беседе с митр. Ерофеем:
"— Мы принимаем вас, как наших братьев, живущих в миру, подвизающихся добрым подвигом и имеющих благодать от Господа.
— Как можно сравнивать нашу благодать с вашей?
— Тем не менее вы имеете большую благодать, нежели мы, ибо, “где умножилось беззаконие, преизобилует благодать” (Рим. 5, 20). Господь изливает на вас большую милость, чтобы удержать вас в своей любви. Вас больше любит Господь."
(Архимандрит Иерофей (Влахос) "Одна ночь в пустыне Святой Горы")

Цитировать
мне кажется эта "йогическая философия" всё равно будет преследовать нас на форуме как некое сходство с подвижнеческим трудом.


О безмолвии говорят и в йоге, и в буддизме, и в суфизме. Это естественно, безмолвие есть освобождение ума и сердца от базара мира сего который внутри нас, от его страстей и помыслов. Понимание необходимости отречения от мира страстей присутствует во многих религиях. Это как очищение дома от старой рухляди. Безмолвие создаёт чистое и пустое место в душе. Но это только средство, подготовка души для чего-то большего. Вопрос в том какова цель такого очищения, чем заполнить это очищенное пространство? Христианин расчищает дом души чтобы в нём мог поселиться Бог, чтобы этот дом стал местом встречи человека и Бога, мистического брака и любви между Богом и человеческим духом. А для чего делает это йог или буддист? Одно и то же средство можно использовать для разных целей.

Это перекликается с темой  "Истинные и ложные цели молитвы" http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=1887

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #6 : 08 Июнь 2005, 16:08:58 »
Обращаться к йогическому опыту нужно, но не всем полезно.  И не всегда.

Две опасности при обращении к чужому опыту: 1) эклектическое смешивание вплоть до хаоса и беспорядка в голове; 2) нервное отрицание и хуление пройденного этапа по типу: был йогом - отказывал мясу, стал православным - начал "кушать" йогов, разочаровался в МП-православии - стал суперправославным, всех старых друзей обвиняя в ереси.

Если нет трезвенности и духовной рассудительности, следует в первую очередь найти их (вместе со смирением), отложив на время изучение другого опыта.

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

По поводу йоги
« Ответ #7 : 07 Август 2005, 22:13:42 »
При всей схожести методов духовного развития восточные практики и исихия разнятся (хотя сам метод пришел с Востока).

Иога- метод снизу вверх. Постепенно себя улучшаем. Накачиваем духовные силы. При этом считается, что человек свободен делать с этим что хочет. А что дух. мир здесь же рядом и оттуда все видно: кто, куда и зачем, понимания нет. Такие люди, с гипер психическими силами и волей лакомный кусочек для падших. Итог (среднестатистический): мужчины получают гиперсексуальные силы (бедные люди), женщины мощную гордыню. Это не приближает к Богу, а наоборот.

Путь Христа- метод сверху вниз. Сначала молитвой выспрашиваем разрешение и при получении входим в Покров (Дух Святой), который сам преобразует нас в соответствии с внутренним строем души и высшим Промыслием. Т.е. дается в нужное место, в нужном количестве. И только тогда вы можете быть полезны в дальнейшем, а самостийное развитие, это как быть здоровым сорняком и пытаться вырасти посреди роз.

alluz

  • Гость
Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #8 : 08 Август 2005, 04:18:13 »
Мне приходилось читать кое-что из языческих произведений. Больше всего запомнился Теун Марез и ещё , представляете, русские неоязычники называют себя православными-староверами.
Но цели у меня были апологетические.

искатель

  • Гость
Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #9 : 08 Август 2005, 09:34:17 »
Цитата: Evgeny
[ Чтобы отличить одно от другого, надо самому иметь дар рассуждения, благодать и духовный опыт. Но тому кто уже имеет это, зачем обращаться для научения к иным источникам (кроме как для сравнительного анализа разных практик)?
Абсолютно с Вами согласен!На мой взгляд,человек,сподобившийся Благодати,вряд ли станет обращаться к безблагодатным практикам,даже для сравнительного анализа.К чему?Искренно не понимаю.Буду признателен,если сможите мне это растолковать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #10 : 08 Август 2005, 11:36:13 »
Цитировать
Буду признателен,если сможите мне это растолковать.


Три причины, по которым обращаются к другим практикам.

Если путь пройден, нет нужды возвращаться на него заново, не нужно и другие пути искать, разве 1) провести еще кого-то. Когда же человек в пути и реально продирается через языческий лес или, того хуже, пробирается через бытовое болото, 2) он питается соответственной пищей и ведет себя сообразно "местности".

Но вот путь идет по канонической территории: монахи с четками, батюшки с кадилами, платочки там всякие и бородки, одним словом, лепота разливанная. И вдруг - или не вдруг - человек начинает задыхаться: ни глотка свежего воздуха, сперто, душно, пыльно и паутина - мертвая гробница, где ублажают мощи святых те, чьи отцы были убийцами святости. Нарастает протест и, как следствие, 3) обращение к путям иным (далее см. п2.), которые могут обернуться теми же гробницами, если ищет человек внешнее.

искатель

  • Гость
Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #11 : 08 Август 2005, 12:05:58 »
Я спрашивал не о причинах,а о смысле подобных обращений.Зачем?Если я иду в заведомо правильном направлении,то встретив на пути преграду логичнее ее стараться преодолеть,чем пытаться найти новую  дорогу,тем более зная,что ее не существует.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #12 : 08 Август 2005, 16:32:09 »
Цитата: искатель
На мой взгляд,человек,сподобившийся Благодати,вряд ли станет обращаться к безблагодатным практикам,даже для сравнительного анализа.К чему?Искренно не понимаю.Буду признателен,если сможите мне это растолковать.


Сравнительный анализ полезен для миссионерства, для понимания в чём слабые места этих учений и в чём их сходство с христианством, какими аргументами можно привлечь адептов этих практик ко Христу. А также для познания того что и во многих нехристианских практиках есть проблески истины могущие привести их адептов в конце концов на путь истинный - такое пониманеи полезно иногда и нам православным, чтобы перестать нам видеть мир в чёрно-белых красках и считать все религии кроме православия "сатанинскими" (от чего как правило происходит только ненависть, осуждение и гордость по отношению к неправославным). Благодать привлекающая действовала во все времена и во всех культурах, и проблески её истины содержаться во многих учениях, философиях и религиях (не во всех конечно). Никто не спорит - спасение возможно только во Христе и Его Церкви, но приходят ко Христу часто через иные религии, и в этом их положительная роль. Редко можно встретить человека обратившегося к православию сразу из атеизма, особенно на западе.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #13 : 08 Август 2005, 18:31:24 »
Цитировать
Если я иду в заведомо правильном направлении,то встретив на пути преграду логичнее ее стараться преодолеть


Заведомо правильное направление... Савл на дороге в Дамаск, двигаясь в заведомо правильном направлении, когда выбрал верный путь?

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
(Деян.9:1-3)

искатель

  • Гость
Безмолвие ("Таинство в загадках", часть 2)
« Ответ #14 : 08 Август 2005, 18:46:37 »
Alexander,Вы действительно не поняли,что под "заведомо правильным направлением" имелась ввиду Святоотеческое учение об умном делании?!