Исихазм

Автор Тема: Оригенизм и аскетика  (Прочитано 20588 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #45 : 17 Июнь 2016, 19:21:54 »
Сергий:-D :-D :-D

А цель цитат думаете была в этой фразе?
К тому же цель моего ответа была в том, чтобы показать, что я не следую слепо даже моему любимому святому Максиму.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #46 : 17 Июнь 2016, 19:36:14 »
То, что представления о пост-аскетике еще не уложены в жесткую схему, не есть плохо. Это признак, что она живет вольной жизнью, а не прозябает в тюрьме удушливых правил.

Умы, всегда повернутые назад, как им кажется, в традицию, пост-аскетики не видят. И это тоже хорошо, ибо, как увидят, затопчут.

Традиционную аскетику, если убрать из нее огромный набор ментальных правил и ограничений, отличал упор на внешние грубые действия плотского и душевного характера. Тяжкий труд-подвиг, борьба, ущемление вплоть до самоистязания, отсечение, бегство от соблазнов - вот оружейный арсенал сурового подвижника.  Громыхание аскетической битвы на внешних полях сражений скрывало тихий и тонкий процесс преображения ума и души.

Пост-аскетика заточена не на борьбу, а на созидание. Самоограничение и борьба не отрицаются - им отводится соответствующее место, важное, особенно на начальных стадиях, но не первостепенное.  Преображающее созидание, усвоение, универсализация, развитие и объединение разрозненных частей внутреннего и внешнего человека - приоритеты пост-аскетики. Для этой работы требуется развитие таких качеств, как трезвость и ясность недуального ума, освящающая чистота сердца, способность смиренно вмещать и прощать, огромная самодисциплина, неустанный поиск, способность переносить большие внутренние нагрузки, бесстрашие и пр.
Перечитал несколько раз. Удивительно глубокие, ёмкие и светлые мысли. Многое понятно. Многое понятно лишь интуитивно в силу лишь собственного опыта.
Поэтому если есть возможность еще немного раскрыть эти мысли, то это было бы очень здорово.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Альфа

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #47 : 17 Июнь 2016, 19:40:30 »
Альфа, мне эти цитаты знакомы. Давайте ближе к теме. Тема четкая.
Например, подвопрос: раз воскреснем в чувственных телах, то что и как по воскресении будем чувствовать телесно? Вопрос не праздный. Это как бы эталонная модель, как у оригенистов эталонная модель свет. Модель, к которой стоит стремиться и в этом мире. Но вряд ли вы что-то найдете на эту тему у святых.

А Христос по воскресении пришел в теле, ..., и ел, ... и пил, ... говорил и прочее.
Так понимаете...даже если Вы принимаете модель Оригена...и верите в свет, то что он для Вас. Без опыта этого света все фантазии.
Думаю тут также.
Святые говорите не писали.....нууу, может и так. А вот мне один афонский старец в письме написал :
"Все решается и воплощается и творится здесь на
земле, поэтому и Господь здесь себя Христом, Логосом совершил. А цель в этом
только возможность не потеряться в подделках пути. Наша Цель - Слава
Царствия Божия. Т.е реализация (творение Богом) Царствия именно как
реальности, мироздания, вселенной из нового материала - новотворением
нетления (там плоть, естество из иного сделано воскресением)   где все наши
примут тела (воскреснут) и Господь с нами вино будет пить, как обещал, и не
духовное, как все сегодня брешут, а самое настоящее - классное вино, и мы с
вами в шашки поиграем... или футбол погоняем... или споем чего нибудь... Там
все реально и материально, как и здесь, и много ближе чем кажется."

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #48 : 17 Июнь 2016, 19:49:00 »
Альфа, мне эти цитаты знакомы. Давайте ближе к теме. Тема четкая.
Например, подвопрос: раз воскреснем в чувственных телах, то что и как по воскресении будем чувствовать телесно? Вопрос не праздный. Это как бы эталонная модель, как у оригенистов эталонная модель свет. Модель, к которой стоит стремиться и в этом мире. Но вряд ли вы что-то найдете на эту тему у святых.

А Христос по воскресении пришел в теле, ..., и ел, ... и пил, ... говорил и прочее.
Так понимаете...даже если Вы принимаете модель Оригена...и верите в свет, то что он для Вас. Без опыта этого света все фантазии.
Думаю тут также.
Святые говорите не писали.....нууу, может и так. А вот мне один афонский старец в письме написал :
"Все решается и воплощается и творится здесь на
земле, поэтому и Господь здесь себя Христом, Логосом совершил. А цель в этом
только возможность не потеряться в подделках пути. Наша Цель - Слава
Царствия Божия. Т.е реализация (творение Богом) Царствия именно как
реальности, мироздания, вселенной из нового материала - новотворением
нетления (там плоть, естество из иного сделано воскресением)   где все наши
примут тела (воскреснут) и Господь с нами вино будет пить, как обещал, и не
духовное, как все сегодня брешут, а самое настоящее - классное вино, и мы с
вами в шашки поиграем... или футбол погоняем... или споем чего нибудь... Там
все реально и материально, как и здесь, и много ближе чем кажется."

То, что надо! Классный святой. И прославлять не надо. Свят уже сейчас. Искренен и смел. Но официально не прославят, слишком смело. И далеко от Евагрия Понтийского, который в авторитете у монахов, не смотря на анафему.
Я полностью разделяю мысли этого не прославленного пока святого.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #49 : 17 Июнь 2016, 19:56:24 »
То, что представления о пост-аскетике еще не уложены в жесткую схему, не есть плохо. Это признак, что она живет вольной жизнью, а не прозябает в тюрьме удушливых правил.

Умы, всегда повернутые назад, как им кажется, в традицию, пост-аскетики не видят. И это тоже хорошо, ибо, как увидят, затопчут.

Традиционную аскетику, если убрать из нее огромный набор ментальных правил и ограничений, отличал упор на внешние грубые действия плотского и душевного характера. Тяжкий труд-подвиг, борьба, ущемление вплоть до самоистязания, отсечение, бегство от соблазнов - вот оружейный арсенал сурового подвижника.  Громыхание аскетической битвы на внешних полях сражений скрывало тихий и тонкий процесс преображения ума и души.

Пост-аскетика заточена не на борьбу, а на созидание. Самоограничение и борьба не отрицаются - им отводится соответствующее место, важное, особенно на начальных стадиях, но не первостепенное.  Преображающее созидание, усвоение, универсализация, развитие и объединение разрозненных частей внутреннего и внешнего человека - приоритеты пост-аскетики. Для этой работы требуется развитие таких качеств, как трезвость и ясность недуального ума, освящающая чистота сердца, способность смиренно вмещать и прощать, огромная самодисциплина, неустанный поиск, способность переносить большие внутренние нагрузки, бесстрашие и пр.

А возможен ли вариант, когда аскетика затачивается не на борьбу или созидание, а на освобождение духа и пдчинение ему душевных и телесных сил? При этом формы могут быть любые. И так и эдак все равно " требуется развитие таких качеств, как трезвость и ясность недуального ума, освящающая чистота сердца, способность смиренно вмещать и прощать, огромная самодисциплина, неустанный поиск, способность переносить большие внутренние нагрузки (да еще и внешние), бесстрашие и пр. "
Ведь и раньше Иосиф Исихаст был не образован, от сохи что называется, и аскетические методы его были грубы но для него действенны, а Палама например имел прекрасное образование, был умен, рассудителен, и его рассуждение отлично от Иосифа, и подход другой, мягче, заточенней на созидание, и тоже действенен. Так может все таки эти формы равноправны и просто нужно выбрать кому что подходит? Или я ошибаюсь?

Чувственность все таки жесткой аскетикой не убивалась. Скорее работал механизм - клин клином. Мягкотелость и разнеженность перевоспитывали кнутом и веригами. И ведь это метод. И тоже с апелляцией к чувственности, только без удовольствия. Кнут тоже штука чувственная. Но его можно не доводить до отрицания тела. Или нет?

- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Альфа

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #50 : 17 Июнь 2016, 20:09:31 »
Сергий, вот смотрите...если продолжить о Максиме Исповеднике по теме чувственного греха.

Нужно увидеть причину своего чувствуемого наслаждения (или скорби) там, где ее видел святой Максим – не а себе, а во внешнем, видимом мире. Увидеть – понять, что свое чувство есть чувственный логос греха природы предмета внешнего мира, который восприятием по смыслу «мыслимого и мыслящего» соединяется и меняет поврежденную первородным грехом природу своего тела, по причине природного сродства человеческого тела и видимого мира и потому воспринимается (ощущается) как свое, собою, словно личное чувственное переживание.

И вот такое упражнение для понимания:

Упражнение начинается тренировкой ума в процессе внутреннего размышления по поводу чувства наслаждения вызываемого предметом и поиска в себе понимания логосного единства этого предмета с другими предметами такого же природного логоса. Для этого нужно использовать предметы, различающиеся по чувственному логосу греха, но не различающиеся по логосу природного единства. К примеру, еда которая по логосу еды одно (еда всегда только еда по замыслу Бога), а по чувственному логосу греха различается на вкусные и невкусные, вызывающие наслаждение при вкушении и напротив, не зависимо от телесных потребностей. Можно положить эти предметы перед собою, почувствовать разницу («чувственным мышлением») в ощущаемом наслаждении от предвкушения (или просто образов из памяти) и приступить к размышлению в себе: а почему? Почему тело, словно само тянется к этой пище, а на другую и смотреть не хочет (это надо заметить).

   Размышлять возможно придется до утомления, но надо найти ответ, не в форме понимания интеллектом - потому-то, а в виде (начала ума) безразличия и потом ощущения-понимания единства природного логоса (смысла) еды во всех съедобных предметах, единство сущего - это ответ Бога. По учению святого Максима постепенное восприятие единства твари (предметов и логосов) ведет к их Единой Причине, к Богообщению через восстановление ума, а разделение твари чувственными смыслами греха – к демонизации. По этой же причине святые предпочитали горькие корешки (и другое малосъедобное, но достаточное) для преграждения пути чувственному логосу греха, отсутствие которого (наслаждения, равно и отвращение) есть то самое безмолвие (бесстрастие) в отношении искушений мира.

 Это же упражнение повторяется на максимально возможном количестве чувственных логосов греха, знающих дорожку в тело человека через другие предметы видимого мира, объединяя их не только по их логосу единой природы, но и между собою: цветы, напитки, растительность, вещи и пр. пока не проявится волевое движение души понимающей грех во вне, и этим не допускающей грех в себя: как простое и легкое (привычное, как другие движения ума) понимание (видение) чувственного логоса греха вне себя, в его внешней причине. И еще, воскресением Христа человеку дана свобода только не грешить - дана свобода выбора в принятии или не принятии греха в себя (общение не есть принятие). Надо никак не относиться к внешнему (не своему) греху, помня, что "жатва Божия", искореняющая грехи в видимом мире - это удел только "жнецов".

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #51 : 17 Июнь 2016, 20:30:28 »
Родион, интересные мысли. Особенно про такую чувственную штуку, как кнут.
Этот мир создан специально. Создан специально для человеков. Для обучения человеков. Обучение это путь с возможностями отклонения от целевого эталона того, каким задуман Богом человек. Обучается ум. Чувственное лишь инструмент обучения ума. Чему прежде всего учится ум? Бог учит ум человека любить. Как этому обучить без понимания блага, даруемого другому? Как понять благо? Ну, ясно как, на собственном опыте. Поэтому испытание наслаждения не крамола, если из этого не делать самоцель. Просто будешь знать, как сделать другому хорошо. Кроме того так образуется возможность другому дать возможность сделать благо для тебя. А как же грех? Грех это неправильное пользование материалом обучения. Грех в уме, а не в телесной чувственности. Тут, безусловно, св. Максим прав (см. его цитату выше в теме). Тогда то и нужен кнут, как альтернатива наслаждения. Во-первых должно быть то, с чем сравнивать наслаждение, чтобы не перепутать ... :-) Во-вторых кнут четкий элемент обучения, страдание также эффективно учит, как и наслаждение. Но эту тему разрабатывать не буду, - это тема Виктора Шипилова ... И что, в итоге? То есть учимся, учимся ... И что? То, что мы должны в результате стать, как Христос, явленный в Евангелиях. Ни больше, ни меньше.
Св. Максим считает, что человек мечется в круговороте наслаждения и страдания, я считаю, что не мечется, а он целенаправленно обучается Богом любви. Но человек чем грешит? Любовью не во вне, а любовью к себе, любовью к чувственным удовольствиям для себя. Вот где ответ и истоки оригенистской аскетики! Чтобы убрать любовь к себе стараются уничтожить средства выражения любви как таковой. В целом действенный механизм, если нет запрета на выражение такой любви к другому. Иначе тупик. Человек такой аскетикой теряет возможность обучаться любить других. Он "как бы" любит только Бога таким образом. Но сам Христос говорит о том, что тот, кто не умеет любить ближнего, тот и Бога не умеет любить.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #52 : 17 Июнь 2016, 20:40:32 »
Сергий!  Можете привести слова из Евангелия, подтверждающие то, о чем Вы написали: "сам Христос говорит о том, что тот, кто не умеет любить ближнего, тот и Бога не умеет любить".

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #53 : 17 Июнь 2016, 20:48:19 »
Но сам Христос говорит о том, что тот, кто не умеет любить ближнего, тот и Бога не умеет любить.
Я бы сказал так: "Кто не любит Бога - тот никак не сможет полюбить ближнего". По первой заповеди: возлюби Бога всем сердцем и как следствие приходит любовь к ближнему..
"Возлюби ближнего как самого себя"... интересно ,а если человек себя ненавидит? Что ему делать? Учиться любить сначала Бога, ближнего или самого себя?
Или как воспринимать святоотеческий завет: "не делай ближнему того, что себе не желаешь"... А если ты постоянно умерщвляешь плоть, пьешь пол стакана воды в день... неужели и ближнему того же желаешь?
Святоотеческий опыт многогранен, что хорошо одному, то другому плохо, нельзя воспринимать все буквально, поэтому чтобы понять что другому хорошо - надо посмотреть на то, кто перед тобой, а это понять без познания самого себя невозможно.
Методы разные есть, зачастую это крайности, которые в конце концов приводят к равновесию.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #54 : 17 Июнь 2016, 21:01:35 »
Сергий!  Можете привести слова из Евангелия, подтверждающие то, о чем Вы написали: "сам Христос говорит о том, что тот, кто не умеет любить ближнего, тот и Бога не умеет любить".
Ну, это не обязательно прямая речь. Важен смысл.
Мест таких несколько.
Ну, вот например это место.
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, Мат.13,49; Мат.16,27; Деян.1,11
32 и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Мат.20,23
35 ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Ис.58,7; Иез.18,7; 2 Тим.1,18
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в тюрьме был, и вы пришли ко Мне."
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя голодным, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в тюрьме, и пришли к Тебе?"
40 И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Прит.14,31; Прит.19,17; Мат.10,42
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: Пс.6,9; Лук.13,27
42 ибо Я был голоден, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня".
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме, и не послужили Тебе?"
45 Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне".
46 И пойдут эти в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Дан.12,2; Иоан.5,29
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #55 : 17 Июнь 2016, 21:15:03 »
Когда Господь говорит о соблазняющих руках и глазах, может показаться что речь идет о отрицании телесности, и предлагаемый метод - он ведь тоже праворадикален. Однако на кону стоит вход в Царствие. И с другой стороны в Евангелиях не описан прецедент выполнения этого совета буквально.
Потом такие методы ведь тоже не связаны с отсутствием любви. Скорее тут присутствует любовь и к Богу, и к себе - так как планкой задается спасение, свобода, Царствие, - разве это не любовь к себе? И соответственно и к ближнему как к себе. Ведь Господь сам давал жесткое поучение из любви к поучаемым. Значит в этом есть резон. И задается он именно желаемым плодом. Которому равного в мире нет априори. Мир ограничен, как не крути. И конечен.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #56 : 17 Июнь 2016, 21:29:39 »
Родион, об освобождении духа, думаю, ход мысли верен. У нас, в православии, ветхой его форме, есть "прикол": люби всех, безусловно и т.д. Это как бы правильно. Но. Когда человек на начальном этапе, когда он состоит под властью эгрегоров- родового, общественного, церковного, пока они над ним в той или иной мере довлеют - любить безусловно всех невозможно, часто речь вообще идёт только о самосохранении и чтобы выжить. Любить всех сострадательно становится можно, когда ты свободен, а к свободе нужно прийти. И часто через суровости. Поэтому нельзя от новоначального требовать совершенного. Таков действительный путь: от зависимостей к полному освобождению, из которого потом уже и можно "всех любить". И конечно, творит это освобождение Дух.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #57 : 17 Июнь 2016, 21:32:43 »
Но сам Христос говорит о том, что тот, кто не умеет любить ближнего, тот и Бога не умеет любить.
Я бы сказал так: "Кто не любит Бога - тот никак не сможет полюбить ближнего". По первой заповеди: возлюби Бога всем сердцем и как следствие приходит любовь к ближнему..
"Возлюби ближнего как самого себя"... интересно ,а если человек себя ненавидит? Что ему делать? Учиться любить сначала Бога, ближнего или самого себя?
Или как воспринимать святоотеческий завет: "не делай ближнему того, что себе не желаешь"... А если ты постоянно умерщвляешь плоть, пьешь пол стакана воды в день... неужели и ближнему того же желаешь?
Святоотеческий опыт многогранен, что хорошо одному, то другому плохо, нельзя воспринимать все буквально, поэтому чтобы понять что другому хорошо - надо посмотреть на то, кто перед тобой, а это понять без познания самого себя невозможно.
Методы разные есть, зачастую это крайности, которые в конце концов приводят к равновесию.

ненавидящий себя - себя убивает... Так что оперируя этим вашим себя нелюбием, вы вгоняете сами себя в лукавство. Не идите этим путем самооправдания.
И еще... Любовь к Богу проявляется в любви к Его творениям... Подумайте над этим.
Храни вас Бог!

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #58 : 17 Июнь 2016, 23:06:52 »
  Сергий, дорогой, смиритесь немножко со знаниями, пжалуста). Ведь и об этом мире мы знаем ой как немного. Те кто чуть видел, касался горнего пишут только - "глаголы неизреченны" Ну нету даже простой лексики об этом, не говоря о какой либо общепринятой терминологии, ведь с догматами как тяжело было и при переводе на латынь как сложно было подобрать слова по смыслу. А вы хотите уверенных, подтвержденных знаний. Ну вот все мы помрем даже не студентами, а школьниками в смысле знаний. Ну и как тут выглядит настойчивое желание не студента, а школьника, и очень может быть начальных классов), знать чему равна дивергенция ротора и тем более почему?
 Если что – я тихонечко и ненавязчиво, без напора). 
 :-)

Вам все шутки. Тема серьезная. Оригенизм Оригена и Евагрия, которые под анафемой трех вселенских соборов, живет и здравствует, и  на нем построена вся известная нам аскетика. Тут не до шуток. С такой аскетикой можно прийти совсем не туда. Вот и приходят к отрицанию плоти и чувственности в будущем веке.
Неужели Бог сотворил ненужное и вредное?
Тогда уж лучше стать действительно оригенистом и считать, что мы были и будем чистыми умами, и что в чувственные тела мы сосланы временно для исправления и наказания.

  Да ведь я шутками о серьёзном. Есть ведь форма и есть содержание.

+++ Неужели Бог сотворил ненужное и вредное?+++

  Такую формулировку, такие слова, в любом контексте, увидеть от вас крайне неожиданно. Бог сотворил, но потом грех, и мы, и я, и вы - есть то, что  после греха. Т.е. все то, что вокруг, и то, что я, и вы, и все, и всё - есть всё с грехом. Сегодня 17.06.2016 и до скончания этого века (нас всех). Но Бог имеет промышление о мире, общее и частное. Частное – это о каждом. Вы есть Лицо, и есть промышление о вас, точно так же как есть промышление о всех Лицах (людях) существующих живущих сегодня и до смерти. Каждое Лицо, как и вы, имеет свободу воли. И в каждый момент своей жизни (ну с момента открытия глаз утром до засыпания) принимает в своей свободной воле решения - КАК он реагирует на внешний мир, а с самого утра каждый человек получает внешние раздражители и каким-то образом реагирует на них неизбежно. Добавим в наш коктейль  собственные размышления каждого живущего Лица, и решения, выводы к каким оно (Лицо) пришло. И вот в этом коктейле (я еще так, навскидку сформулировал), постоянно меняющемся (Лица как бы живут, меняются ежесекундно, хотя для мысли секунда это ооочень много) мир и живет. И желание, стремление, настойчивое стремление одного какого-либо Лица знать, понимать, иметь достоверное знание что о всем мире, что об отдельных процессах, аспектах, течениях и тд в мире, оценивать их целесообразность, вид, цвет и запах) – не есть ли самая простая гордыня? Можно наверно даже так сказать – желать познать и общее и частные промышления, рассмотреть по косточкам и оценить,  о подправить я промолчу. 
  Кем лучше стать, к какому выводу прийти – личное мнение каждого Лица, личная воля каждого Лица. Местоимение мы тут не употребимо, местоимение мы вообще крайне сложно формулируемая штука, ежели по обобщающим критериям идти, то путь не близкий. А каждое Лицо перед Богом, это отдельное Лицо перед ним, и о каждом Лице промышление есть, и что каждое Лицо сделало, сказало, написало, надумало на каждый момент своей жизни одному Господу ведомо.И перед Господом предстанет не какое-то мы, а каждый лично.
  Если просто сказать – смиреннее к миру, смиреннее о мире, побольше о грехе в себе, и с молитвой к Господу, ну а он смилостивится и даст Духа Святого, и Он будет научать, каждое конкретное Лицо тому что полезно именно ему, в той форме, глубине и последовательности какая полезна каждому конкретному Лицу. В мире есть всё необходимое для спасения, и уже давно, ну а на что, как и в какой последовательности обратить внимание – Дух Святой укажет. Слепые слепых понятно куда приведут.

ИМХО
ЗЫ
Сергий, написал в такой форме, потому что писал не только для вас, а и для любого читающего. И что самое интересное) – дети легче понимают написанное выше, а вот взрослые ))

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Оригенизм и аскетика
« Ответ #59 : 18 Июнь 2016, 21:29:00 »
Вся монашеская аскетика - это Евагрий Понтийский. Это надо знать.

Евагрий Понтийский всего лишь неплохо рассказал о монашеской аскетике, а не был её автором, он был таким же исследователем как и Вы, может поэтому он и Ориген Вам так нравиться, хорошо а если скажут что вся монашеская аскетика это Сергий с исихастского сайта, и основываясь на недостатках именно Вашей личности начьнут поносить путь?