Исихазм

Автор Тема: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод  (Прочитано 17745 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #75 : 07 Август 2016, 22:23:36 »
Svod, не знаю, только дьявол ли, мне видится что они все до сумасшествия горды и уперты. Что помогает - отрезать сласть от самого себя, своих дел, самоудовлетворение, быть недовольным собой. Осознание грехов, самоукорение и самоосуждение дают этому толчок, но необходимо еще и корректировать этот толчок, чтобы покаянное чувство и скорбение срезало этв сласть от себя самого. Тогда страсть остается без пищи и начинает сдыхать. Вот попробуй пристально следить за самодовольством, и ум сам спустится в низы. Там этот шип, как горка, он блистает и смотрит на себя, и вместе с ним это ты и есть, и это же и блудная обитель. Недаром все святые говорят, что блуд главное следствие гордыни. Пережмешь силой блуд, вылезут другие демоны, вплоть до того, что как Силуана кошмарили бесы наяву. "Гордые всегда так страдают от бесов" - сказал ему Господь. Дак все люди гордые, малое число тех, кто доходит до войны с самим собой - со своей самостью. Интересное табу получается у делателей прошлых веков - не очищаться от низовых страстей...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #76 : 08 Август 2016, 10:15:49 »

Это никак не объясняет то, для чего исихасты принимали форму круга, молились концентрируясь на пуп, при этом есть упоминание о неких защитах пупа, о соединении и разъединении разума с душой и прочее.


Главный символ христиан это все же не круг а крест :-), поэтому молитва с центром в сердце и доходящая до головы живота и плеч это крест, ну как если просто наложить крестное знамение, сначала лоб, потом живот, потом плечи, умное моление тоже, только не руки движутся а внимание с молитвой.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #77 : 08 Август 2016, 10:51:39 »

Aндpeй,
посоветуй что-то из Иосифа Исихаста

Понимаете, реально работающие практики скрывают, а если что и удается узнать то обычно требуют не рассказывать о них никому другому, поэтому само учение старца здорово законспирированно и в печати найти что то конкретное невозможно, скорее можно говорить о духе учения, и если дух учения до старца был духом взаимопонимания и общности практики, тоесть главное это то что церковь это сообщество людей идущих одним путем, вместе молящихся, одними принципами движимых, то есть любовь в церковном понимании заклюцалась во общем делании, старец открыл путь к Богу, не отрицая общее делание, но дополнив это совсместное житие и синергией с Господом, где взаимодействие носит не технический и психофизический характер, а мистический.
Хотя все это во многом домыслы.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #78 : 08 Август 2016, 11:34:17 »
Главный символ христиан это все же не круг а крест :-), поэтому молитва с центром в сердце и доходящая до головы живота и плеч это крест, ну как если просто наложить крестное знамение, сначала лоб, потом живот, потом плечи, умное моление тоже, только не руки движутся а внимание с молитвой.
По поводу креста ,я уже высказывался Андрей, 8-) что это такое, не стану повторяться дабы не навлечь гнев Божи Александра. )))

Цитировать
Понимаете, реально работающие практики скрывают, а если что и удается узнать то обычно требуют не рассказывать о них никому другому
:-D Короче помощи от тебя никакой... но не бывает крутых практик, бывают своевременные. Несвоевременная практика принесет только вред и может свихнуть человека, так как он будет не готов. Самое оптимальное и подходящее всем - молитва. сейчас те практики, что были во времена Паламы существуют только в тонком мире, если уровень позволяет - можно у них учиться. может быть Иосиф даже один из таких "мастеров". Но это накладывает определенные обязательства как перед учением, так и перед міром, людьми и Богом. Сверху эти практики могут открыть, но школ и монастырей как раньше в нашем сейчас не предвидится. Тем неменее кое-что можно открыть для всех.

Колхозник

  • Сообщений: 3122
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #79 : 08 Август 2016, 13:18:58 »
Молитва способствует постоянному притоку энергии. Но среднестатистический человек настолько раздроблен (не только сознанием) но и теми составляющими по которым течет энергия, что... плюс когда он ум по предметам мира фиксирует, т овместе с умом туда течет и энергия... Где внимание проще говоря - там и энергия. но кроме этого (внимания), этого мало, надо чтобы наш сосуд был не дырявым, сделать это непросто и пока он дырявый - вот придумано несколько хитростей, Но внешнее принятие круга вторично, можно и без этого обойтись, наверное начинающим оно помогает зафиксировать сознание.

За последнее время мое понимание преображающих божественных энергий несколько изменилось. Все так. Молитва действительно способствует притоку энергии, но смотря что вкладывать в это понятие "постоянного притока".

Изначально я думал, что молитва как бы призывает на молящегося благодать, но сейчас понимаю, что благодать имеет куда больший спектр и действий, и свойств, если так можно сказать. Мы можем является причиной призвания благодати, но и без нашего призвания, она практически постоянно изливается на человечество, но в меньшей степени. В данном случае подвижники являются как бы открытым шлюзом через которые обеспечивается более сильной проток.

Ощущать ее можно по-разному. Если организм дыряв, в плане разбазаривания энергий, это является своего рода препятствием для принятия благодати, но это не все, сам клеточный организм просто не способен через себя (и в себе) пропускать такого рода энергии, я как понимаю загрязненная (искаженная) структура клеток сопротивляется такому сильному напору. Не готовый человек может испытывать давление сверху, это часто встречающийся эффект шапочки. Это когда энергия настолько сильно тормозится не имея возможность войти в человека, что как бы зависает над ним и от этого возникает ряд неприятных ощущений (но это в случае нисходящего потока, а не изливающегося (появляющегося) из сердца.

При очистки, причем очистки в разных уровнях нашего существа, приток (проток) энергии возрастает кратно. И здесь речь идет не только о личном сохранении энергии, сколько о том, что ты являешься неким ее проводником, причем проводником как бы в двух направлениях. В тебя может вливаться как грязный поток, как бы от мира, или его проявлений, в виде родовых-корпоративных структур, и ты выступаешь в данном случае неким ассенизатором. Или же через тебя в неизвестном направлении уходит чистая энергия, причем куда уходит не известно. Данные действия никак не связаны с твоей дырявостью или же разбазариванием энергии через внимание. Это просто есть и в этом нет никакой мистики, если ее сознательно не выдумывать.

Про фиксацию сознания согласен, в начале практики (да и далее) она является отличным способом собирания и латания себя.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #80 : 08 Август 2016, 13:33:30 »
Колхозник,
Знаешь почему энергия запвисает в большинстве случаев? Дело в том что наше намерения двояко, умом мы хотим принять благодать, а внутренней сутью сопротивляемся (не хотим меняться), ставим даже щиты, а лучше сказать плотины. чистки - это как раз убирание омрачений, убеждений и даже целых пробок в энергетике, НО это далеко не единственная причина. сегодня в личке писал, что когда организм со временем "обжигается" энергиями, то помимо того что плоть начинает приобретать свойства нетления, еще и энергетика начинает настолько быстро регенерироваться при повреждениях, что способно держать потоки энергий в десятки раз больше, процесс этот долгий, болезненный. По этой же причине Серафима Саровского кто-то по смерти назвал свечой пудовой, а себя и остальных: "свечами копеечными", подразумая конечно тот свет, что обильно изливался от старца.
слово "практика" и "энергия" могут переводится на русский одинаковым словом: действие, движение.
Но при этом практика подразумевает активность ,а энергия силу, мощь.
практика чаще подразумевается с явным, внешним подвижничеством.. Энергия же ассоциируется больше с внутренним воздействием... Это действие похоже на то, как водяная мельница приводится в действие рекой, при этом перемалывая зерно в муку. так и благодать - она крутит жернова, и наша огрубелость преображается в муку, из которой печется просфора )))) - нетленность. Если эту мельницу остановитьили по-другому нарушить этот механизм - ничего не будет.
Далеко не все имеют рабочую мельницу, реку и пекарню...
« Последнее редактирование: 08 Август 2016, 13:47:56 от snusmr »

Колхозник

  • Сообщений: 3122
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #81 : 08 Август 2016, 13:46:09 »
Согласен. Уточню: Сопротивления нашей сути многоярусны, их много и они разнообразны. Открываешь один, а за ним открывается еще череда.

По поводу нетленности я не хочу даже и заморачиваться, для меня этот фактор на десятом месте стоит (во всяком случае пока).

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #82 : 08 Август 2016, 13:49:12 »
Согласен. Уточню: Сопротивления нашей сути многоярусны, их много и они разнообразны. Открываешь один, а за ним открывается еще череда.
О даааа! там такие залежи навоза, чистить не перечистить, а так как у нас много слоев, то даже не знаешь какое оттуда "богатство" может вылезти.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #83 : 08 Август 2016, 14:51:32 »
Да, Краевед. "Мир не создан из ничего". Я думал, что то что мир создан из ничего - это аксиома. У Вас есть другой ответ?

Бог в своей сути непознаваем. Мы можем видеть и контактировать только с Его проявлениями, но Он Сам если на Него смотрит наш дух, воспринимается как Ничто. Все Его имена не могут отразить Его Суть, нет таких слов, вот просто нет и все тут. Но как ни странно, из этого Ничто все и проявляется, как из некого Поля. Готов к камням в свою сторону....)

Если и буду камни кидать в Вашу сторону, то только те, которыми строю на Основании, может и Вам пригодятся, нет, бросайте обратно.

Если сопоставить мой вопрос и Ваш ответ, то его можно прочитать двояко. И первая мысль. Бог создал мир из ничего, в Ваших рассуждениях читается, что это ничего все же есть Бог.

 "Но как ни странно, из этого Ничто все и проявляется, как из некого Поля." Проявляются смыслы и подается благодать. Я не могу сказать, что они исходят из Ничто, так как Бог это Кто. Диалог с ничто невозможен.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Колхозник

  • Сообщений: 3122
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #84 : 08 Август 2016, 16:10:42 »
Svod, рационально это объяснить невозможно.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #85 : 08 Август 2016, 16:19:01 »
Можно и так сказать, но если одновременно с этим процессом, Господь будет прозревать ваше намерение стремиться к Нему, и пошлет Вам озарения ума, которые будут способствовать развитию Ваших духовно душевных сил... Это будет вообще серфинг  :-) . Ищем синергию...
Это все взаимосвязано, озарение ума происходит гораздо раньше вхождения Духа. ибо вхождение Духа равнозначно святости. но мы этим процессом не управляем,
По моему Вы говорите о большом этапе. Открытие (рождение) Христа в сердце, богооставленность, личная Пятидесятница. Этим процессом мы действительно не управляем. А я имел ввиду то о чем говорил чуть раньше.
Сердце ждет от духовного ума человека приношения, которое является озарением человеческого ума божественным Логосом Отца, Который един со Святым Духом, поэтому принятие озарения  можно называть умно сердечным,а затем, когда сердце откликается на глаголы Божии в Духе Святом, то и умно чувственным озарением, так как через сердце оно захватывает собой все существо человека, со всеми духовными, душевными и телесными составами.

То есть, ум и сердце человека по образу соипостасны Богу: первый Логосу, второе Духу, а подобие осуществляется в Сыне, который, имея общую с Отцом и Духом Божественную природу, присоединяет к ней природу человеческую, в себе полностью, а для конкретной человеческой личности, по мере отображения Себя в этой личности. Вот это отображение и должно происходить непрерывно. Озарение от Отца , освящение от Духа, рождение (отображение, усыноваление) в Сыне. В этом случае, когда мы говорим об усыновлении в Сыне, через Его мистическое познание путем практики, мы не можем говорить, что "озарение ума происходит гораздо раньше вхождения Духа".

а процессом очищения управляем (или как минимум помогаем).

Не знаю, мне это больше напоминает занятия со своим 3 - х летним сыном. Он собирается освоить какой либо процесс,  а я помогаю ему преодолеть трудности этого процесса, прививая навыки и подавая необходимый материал (материю). Пример: вчера собрался резать овощи на салат, мне нужно для этого 5 минут, но сынишка перехватывает инициативу в свои руки. Берет нож режет перец, шкурка толстая, ничего не получается, я беру в руку его руку, которая держит нож и увеличиваю силу давления на руку, в результате получается, что сын режет сам, и он доволен, однако скоро он решает, что и сам может резать перец, и отталкивает мою руку, ничего не получается, начинает нервничать, тогда я показываю, что перец можно резать не по шкурке, а вдоль мякоти, что для его сил вполне достижимо. Сын меняет тактику и ему удается это сделать самому. Опять он доволен. Затем очередь за помидорами, огурцами, за пол часа мы справились. Так и Господь с нами. Он может все сделать за 5 минут, но желает, научить тебя, чтобы ты это сделал сам, пусть и за 30 минут.

что касается стремления к Богу, то сам по себе вопрос нелеп, если не стремление, то нафига все эти практики?

Конечно, мой сын стремится сделать и делает то, что может делать его отец. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю»
« Последнее редактирование: 08 Август 2016, 16:35:22 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #86 : 08 Август 2016, 16:33:42 »
Svod, рационально это объяснить невозможно.

Так и догмат о Троице рационально объяснить невозможно. Но на нем строится очень многое.

"Всякий раз, когда мы в своем разумении о Божественном Бытии — Святой Троице — нарушаем данный нам в Откровении «экилибр» тождеств и различий, мы тем самым неизбежно вносим «дезэкилибр» в наше бытие, временное и вечное...Помимо того, троичный и халкидоиский догматы, как действительно основоположные, отражаются и на нашем аскетическом «акте», на всей нашей «догматической» мысли в плане аскетики. Вне этого видения, вне этого «равновесия» и в подвижничестве мы теряем, как мне кажется, настоящий корректив всего, настоящее «направление», ту линию, по которой мы, как по компасу, направляем корабль нашей жизни. Вне этого, мне кажется, невозможно «верно» руководить обращающихся к нам". (Переписка с протоиереем Георгием Флоровским. Письмо №8 Софрония Сахарова).
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Колхозник

  • Сообщений: 3122
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #87 : 08 Август 2016, 16:47:39 »
Василий Великий утверждает, что нет «из Имен, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатание Бога». «Сущность Божия для природы человеческой недомыслима и совершенно неизреченна».

Григорий Богослов
в «слове о богословии» говорит: «как я рассуждаю, изречь невозможно, а уразуметь (Бога) еще более невозможно. …»

Григорий Нисский: «Бог не может быть объят ни именем, ни мыслию, ни какою-либо другою постигающею силою ума; Он пребывает выше не только человеческого, но и ангельского и всякого премирного постижения, - неизглаголен, неизречим, превыше всякого означения словами; имеет одно только имя, служащее к познанию Его собственной природы, именно что Он один выше всякого имени».

Дионисий Ареопагит в «О божественных именах» развивает основную мысль в утверждении абсолютной трансцендентности и непознаваемости Божества, разум может и должен идти апофатическим путем, используя всегда прославление в богословствовании, комбинируя понятия с приставками над-, выше-, сверх-, не-, без-, сам-, само-, (сверхсущностное бытие; сверхбожестенная божественность, сверхблагое благо, пламенеющее самообожение). По мнению Дионисия Ареопагита, единственным утверждением, которое устойчиво присутствует в высказываниях о Боге и Его определениях является единое, вселикое, безусловное НЕ, - абсолютное НЕ: «… Бог – это не душа и не ум, ..Он и не разум, .. Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не-сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, Ни Он не познает сущее сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименований, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, и отрицательные суждения .. (Он) запределен всему сущему, - беспредельно».

Максим Исповедник полагал, что отрицательное богословие – основа положительного. Мы знаем Бога, лишь настолько, насколько Он открывается нам, но само существо Бога остается непостижимым для человека: «Бог есть все, и ничто, и превыше всего». Максим рассуждал следующим образом, всякое мышление предполагает множественность или точенее, двойственность: мыслящее, которому соответствует известная энергия мысли и сущность, и предмет мысли. Но в Боге нет мест этому раздвоению. 

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #88 : 08 Август 2016, 19:32:18 »
Василий Великий утверждает, что нет «из Имен, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатание Бога». «Сущность Божия для природы человеческой недомыслима и совершенно неизреченна».

Тот же Василий Великий говорит: «Бог един по существу и троичен по ипостасям». Нет никаких противоречий. Сущность Бога непостижима и неизречена, но ипостасно мы знаем о Боге, что Он есть Отец, Сын и Святой Дух, Один Бог = Три Ипостаси. По определению Василия Великого, "сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие обозначающее индивидуальную особенность. Каждое Лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимым в понятии Бог. Поэтому они едины по существу».



Григорий Богослов
в «слове о богословии» говорит: «как я рассуждаю, изречь невозможно, а уразуметь (Бога) еще более невозможно. …»

Да, это 28 слово о богословии Григория Богослова, вот небольшая часть из вступлений к этому слову: "Управить же словом предоставим Отцу и Сыну и Святому Духу, о Которых у нас слово".

А приведенные Вами слова Григория в отрыве от всей фразы совсем по другому видится и мыслится. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», — так любомудрствовал один из эллинских богословов [1], и думаю не без хитрой мысли; чтоб почитали его постигшим, сказал он: трудно, и чтоб избежать обличения, называет это неизреченным. Но как я рассуждаю, изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно".


Григорий Нисский: «Бог не может быть объят ни именем, ни мыслию, ни какою-либо другою постигающею силою ума; Он пребывает выше не только человеческого, но и ангельского и всякого премирного постижения, - неизглаголен, неизречим, превыше всякого означения словами; имеет одно только имя, служащее к познанию Его собственной природы, именно что Он один выше всякого имени».

"Ибо, по требованию главнаго положения, непременно необходимо, в ближайшем к разумению смысле, согласиться на одну из противоположностей, или утверждать, что Богов три (чтó непозволительно), или Сыну и Святому Духу не приписывать Божества". (Григорий Нисский)


Дионисий Ареопагит в «О божественных именах» развивает основную мысль в утверждении абсолютной трансцендентности и непознаваемости Божества, разум может и должен идти апофатическим путем, используя всегда прославление в богословствовании, комбинируя понятия с приставками над-, выше-, сверх-, не-, без-, сам-, само-, (сверхсущностное бытие; сверхбожестенная божественность, сверхблагое благо, пламенеющее самообожение). По мнению Дионисия Ареопагита, единственным утверждением, которое устойчиво присутствует в высказываниях о Боге и Его определениях является единое, вселикое, безусловное НЕ, - абсолютное НЕ: «… Бог – это не душа и не ум, ..Он и не разум, .. Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не-сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, Ни Он не познает сущее сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименований, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, и отрицательные суждения .. (Он) запределен всему сущему, - беспредельно».


Привожу мысли о. Георгия Флоровского, который конкретно изучал творения Дионисия Ареопагита.

 "Дионисий различает общие имена Божия, относящиеся ко всей Пресвятой Троице, и имена ипостасные. Все определения апофатического и катафатического богословия суть общие имена. Все промыслительные имена обозначают нераздельное Пресущественной Троицы действие. Все эти имена говорят о Единстве Божества. И от этих общих имен Дионисий отличает, во-первых, имена Троических Ипостасей, обозначающие особые свойства Божественных лиц; во-вторых, все имена, связанные с Воплощением".

Максим Исповедник полагал, что отрицательное богословие – основа положительного.

Верно, апофатическое богословие не отрицает катафатическое, а раскрывает его через  синтез знания и незнания о Боге.

«Апофатизм, отнюдь не являясь ограничением, заставляет нас превосходить все понятия, всякую область философской спекуляции. Это устремленность ко все возрастающей полноте, преобразовывающей знание — в незнание, концептуальное богословие — в созерцание, догматы — в опыт неизреченных тайн»

«Непознаваемость Его (Бога Троицы) в том, что Бог — не только природа, но три Лица; непознаваемая сущность такова постольку, поскольку она есть сущность Отца, Сына и Святого Духа. Бог — непознаваемый как Троица, но также и открывающий Себя как Троица» (В. Лосский)

« Последнее редактирование: 08 Август 2016, 19:52:21 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Славянское Добротолюбие - анализ и перевод
« Ответ #89 : 08 Август 2016, 19:55:07 »
Богословы, ёкрный бабай  :-D