Исихазм

Автор Тема: Можно ли знать что Бог есть?  (Прочитано 33137 раз)

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #15 : 04 Сентябрь 2016, 07:59:01 »
Поступок - это проявление твоего сердечного расположения, то есть,когда  поступаешь по естеству...Либо добродетельно либо страстно. Если перед этим есть период сомнения,это лишь говорит о том, что человек не знает еще своего сердца,не верит себе, не верит Богу. Прелесть и самомнение, как раз и приводят к подобным состояниям сомнений...потому как человек не желает в себе признать все это и мнит,лжет себе,что он не такой.

Ну как же это? Получается если сомневаешься в правильности своего поступка - то нет веры в Бога? и это прелесть? :-o То есть если поступаешь без колебаний - то всё ОК - и Вера у тебя и самомнения нет??

Как раз таки по самомнению и не сомневаешься в правильности выбора поступка. И отсутствие сомнений - это не значит что слышишь своё сердце.

Затем << Поступок - это проявление твоего сердечного расположения >> ну можно же поступать и из размышлений ума, без эмоций и сердечных движений. Вообще зачем всё сводить к поступку, выбору и знанию о правильном поступке? Есть же и сердечные движения, движения ума - в их выборе тоже может проявляться прельщённость, самомнение или же искренняя Вера.

Андрей.....

  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #16 : 04 Сентябрь 2016, 09:38:46 »
Это как шаг в пропасть, в темноту.Поднял ногу над пропастью - момент истины, пик веры...шагнул - все, вера превращается в познание...где ты точно знаешь, есть мост через пропасть или нет.

Достоевский, Братья Карамазовы:
"Когда  страшный и премудрый дух поставил тебя на вершине храма и сказал тебе: "Если  хочешь узнать, сын ли ты божий, то верзись вниз, ибо сказано про  того,  что  ангелы подхватят и понесут его, и не упадет и не расшибется и узнаешь тогда,  сын ли ты божий, и докажешь тогда, какова вера твоя в отца твоего",  но  ты,  выслушав, отверг предложение и не поддался и не бросился вниз. О, конечно ты  поступил тут гордо и великолепно как бог, но люди-то,  но  слабое  бунтующее  племя это - они-то боги ли? О, ты понял тогда, что, сделав  лишь  шаг,  лишь  движение броситься вниз, ты тотчас бы и искусил господа, и веру в  него  всю  потерял, и разбился бы о землю, которую спасать пришел,  и  возрадовался  бы  умный дух, искушавший тебя. Но, повторяю, много ли таких, как ты? И  неужели  ты в самом деле мог допустить хоть  минуту,  что  и  людям  будет  под  силу  подобное искушение? Так ли создана  природа  человеческая,  чтоб  отвергнуть  чудо и в такие страшные моменты жизни, моменты  самых  страшных  основных  и  мучительных душевных вопросов своих оставаться лишь  со  свободным  решением  сердца? О, ты знал, что подвиг твой сохранится в книгах,  достигнет  глубины  времен и последних пределов земли, и понадеялся, что, следуя тебе, и человек  останется с богом, не нуждаясь в чуде. Но ты не знал, что чуть лишь  человек  отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и бога,  ибо  человек  ищет  не  столько  бога, сколько чудес. И так как человек оставаться без чуда не  в  силах,  то  насоздаст себе новых чудес, уже собственных, и  поклонится  уже  знахарскому  чуду, бабьему колдовству, хотя бы он сто раз  был  бунтовщиком,  еретиком  и  безбожником."

"Ты не сошел со креста, когда кричали тебе, издеваясь  и  дразня  тебя: "Сойди со креста и уверуем, что это ты".  Ты  не  сошел  потому,  что,  опять-таки, не захотел поработить человека чудом, и жаждал свободной веры, а  не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника  пред  могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Но и тут ты судил о людях  слишком  высоко, ибо конечно они невольники, хотя и созданы  бунтовщиками.  Озрись  и  суди, вот прошло пятнадцать веков, поди посмотри на них: кого ты  вознес  до  себя? Клянусь, человек слабее и ниже создан, чем ты о нем думал!  Может  ли,  может ли он исполнить то, что и ты? Столь уважая его,  ты  поступил  как  бы  перестав ему сострадать, потому что слишком много от него и потребовал, -  и  это кто же, тот, который возлюбил его более самого себя! Уважая  его  менее,  менее бы от него и потребовал, а это было бы ближе к любви, ибо  легче  была  бы ноша его. Он слаб и подл. Что в том, что он  теперь  повсеместно  бунтует  против нашей власти и гордится, что  он  бунтует?  Это  гордость  ребенка  и  школьника. Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя.  Но придет конец и  восторгу  ребятишек,  он  будет  дорого  стоить  им.  Они  ниспровергнут храмы и зальют кровью  землю.  Но  догадаются  наконец  глупые  дети, что хоть они и бунтовщики, но  бунтовщики  слабосильные,  собственного  бунта  своего  не  выдерживающие.  Обливаясь  глупыми  слезами  своими,  они  сознаются  наконец,  что  создавший  их  бунтовщиками  без  сомнения   хотел  посмеяться над ними. Скажут это  они  в  отчаянии,  и  сказанное  ими  будет  богохульством,  от  которого  они  станут  еще   несчастнее,   ибо   природа  человеческая не выносит богохульства, и в конце концов сама же себе всегда и  отметит за него. Итак, неспокойство, смятение и несчастие -  вот  теперешний  удел людей после того, как ты столь претерпел за свободу их! Великий  пророк  твой в видении и в иносказании говорит, что видел  всех  участников  первого  воскресения и что было их из каждого колена по  двенадцати  тысяч.  Но  если  было их столько, то были и они как бы не люди, а боги. Они  вытерпели  крест  твой, они вытерпели десятки лет голодной и нагой пустыни, питаясь акридами и  кореньями, - и уж конечно ты  можешь  с  гордостью  указать  на  этих  детей  свободы, свободной любви, свободной и великолепной жертвы их во имя твое. Но  вспомни, что их было  всего  только  несколько  тысяч,  да  и  то  богов,  а  остальные? И чем виноваты остальные слабые  люди,  что  не  могли  вытерпеть  того, что могучие? Чем виновата слабая душа, что не в силах  вместить  столь  страшных даров? Да неужто же и впрямь приходил ты лишь  к  избранным  и  для  избранных? Но если так, то тут тайна и нам не понять ее. А если тайна, то  и  мы в праве были проповедывать тайну и учить их,  что  не  свободное  решение  сердец их важно и не любовь, а тайна, которой они повиноваться должны слепо,  даже мимо их совести. Так мы и сделали. Мы исправили подвиг твой и  основали  его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что  их  вновь  повели  как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный  дар,  принесший  им  столько муки. Правы мы были, уча и делая так, скажи? Неужели  мы  не  любили  человечества, столь смиренно сознав его бессилие,  с  любовию  облегчив  его  ношу и разрешив слабосильной природе его,  хотя  бы  и  грех,  но  с  нашего  позволения?  К  чему  же  теперь  пришел  нам  мешать?  И  что  ты  молча  и  проникновенно глядишь на меня кроткими глазами своими? Рассердись, я не хочу  любви твоей, потому что сам не люблю тебя. И что мне скрывать от тебя? Или я не знаю, с кем говорю? То, что имею сказать тебе, все тебе уже  известно,  я  читаю это в глазах твоих. И я ли скрою от тебя тайну  нашу?  Может  быть  ты  именно хочешь услышать ее из уст моих, слушай же: Мы не с тобой,  а  с  ним,  вот наша тайна! Мы давно уже не с тобою, а с ним, уже  восемь  веков.  Ровно  восемь веков назад как мы взяли от него то, что ты  с  негодованием  отверг,  тот последний дар, который он  предлагал  тебе,  показав  тебе  все  царства  земные; мы взяли от него Рим и  меч  Кесаря  и  объявили  лишь  себя  царями  земными, царями едиными, хотя и доныне не успели еще привести  наше  дело  к  полному окончанию. Но кто виноват? О, дело это до сих пор лишь в начале,  но  оно началось."

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #17 : 04 Сентябрь 2016, 09:59:40 »
Поступок - это проявление твоего сердечного расположения, то есть,когда  поступаешь по естеству...Либо добродетельно либо страстно. Если перед этим есть период сомнения,это лишь говорит о том, что человек не знает еще своего сердца,не верит себе, не верит Богу. Прелесть и самомнение, как раз и приводят к подобным состояниям сомнений...потому как человек не желает в себе признать все это и мнит,лжет себе,что он не такой.

Ну как же это? Получается если сомневаешься в правильности своего поступка - то нет веры в Бога? и это прелесть? :-o То есть если поступаешь без колебаний - то всё ОК - и Вера у тебя и самомнения нет??

Как раз таки по самомнению и не сомневаешься в правильности выбора поступка. И отсутствие сомнений - это не значит что слышишь своё сердце.

Затем << Поступок - это проявление твоего сердечного расположения >> ну можно же поступать и из размышлений ума, без эмоций и сердечных движений. Вообще зачем всё сводить к поступку, выбору и знанию о правильном поступке? Есть же и сердечные движения, движения ума - в их выборе тоже может проявляться прельщённость, самомнение или же искренняя Вера.
Размышления ума это все лишь внутренняя  каша для изъявления сердечного расположения,некое борение с самим собой,борение между Божьим и дьявольским,где человек борется с Богом в самооправдании.Но поступит человек, всегда по естеству сердца...Какого волка кормишь,тот и победит. По этому и повторюсь - поступки это проявление нашего естества,так Бог устроил,по благости.
Вы пишите: "Ну как же это? Получается если сомневаешься в правильности своего поступка - то нет веры в Бога?" Страшно признать это? А ведь это и есть принять ответственность за свои поступки...Если ты искренне поступаешь,чего тебе бояться? А если слукавил,то сомнение будет...А лукавство всегда идет вразрез с верой и доверию Богу.
"То есть если поступаешь без колебаний - то всё ОК - и Вера у тебя и самомнения нет??" Любовь всегда без колебаний.Вера в колебаниях это признак сомнения,а значит отсутствие веры. Самомнение - всегда подвязано на самооправдание, а оно всегда дышит духом лукавства.

Храни вас Бог!

Андрей.....

  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #18 : 04 Сентябрь 2016, 10:10:06 »
Вера она тоже от ума как и знание, я понимаю знание как опытное чувственное восприятие, а веру как предположение о том что чувственно не воспринимается но теоретически  может существовать.

Можно ли знать что Бог существует, хорошо не из восприятия мира а из духовной практики, то есть можно ли знать что Бог есть, из присутствия в стихии покаяния, созерцаний  света, некоего опытного постижения, или все эти виды знания о Боге прелесть бесовская и знать о Боге точно, то есть иметь уверение о бытии Божием точно невозможно?

Святые отцы точно знали что Бог есть, Моисей на горе Синай точно знал, Силуан Афонский точно знал или они просто предположили что воспринимаемая ими реальность  Бога возможна.

Интересно поставлен вопрос.

Вот здесь ошибка: "Вера она тоже от ума как и знание, я понимаю знание как опытное чувственное восприятие, а веру как предположение о том что чувственно не воспринимается но теоретически  может существовать."

Предположительная вера - это мертвая вера, это пустая вера, это та вера в которую голову прячут.

Есть другая вера -- которая горы передвигает -- живая вера:
я́ко прáво слóво Госпóдне, и вся́ дѣлá егó въ вѣ́рѣ. Лю́битъ ми́лостыню и сýдъ Госпóдь, ми́лости Госпóдни испóлнь земля́. Слóвомъ Госпóднимъ небесá утверди́шася, и Дýхомъ ýстъ егó вся́ си́ла и́хъ: собирáяй я́ко мѣ́хъ вóды морскíя, полагáяй въ сокрóвищихъ бéздны. Да убо­и́т­ся Гóспода вся́ земля́, от­ негóже да подви́жут­ся вси́ живýщiи по вселéн­нѣй:
я́ко тóй речé, и бы́ша: тóй повелѣ́, и создáшася.

Вера выше знаний. Знания раскрывают суть вещей. Вера - творит сами вещи:
Иисýсъ же речé и́мъ: за невѣ́р­ст­вiе вá­ше: ами́нь бо глагóлю вáмъ: áще и́мате вѣ́ру я́ко зéрно горýшно, речéте горѣ́ сéй: прейди́ от­сю́ду тáмо, и прéйдетъ: и ничтóже невоз­мóжно бýдетъ вáмъ

Дух животворит; плоть не пользует нимало -- Вера животворит; знаний не пользует нимало.

Андрей.....

  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #19 : 04 Сентябрь 2016, 10:30:04 »
Святые отцы точно знали что Бог есть, Моисей на горе Синай точно знал, Силуан Афонский точно знал или они просто предположили что воспринимаемая ими реальность  Бога возможна.

Зачем им знания, если у них в сердце живая вера?

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #20 : 04 Сентябрь 2016, 10:45:12 »
св.преп.Варсонофий Оптинский говорил, что к Богу приходят двумя путями: путем пастухов и путем волхвов. Путь пастухов - это путь чистого сердца, когда Сам Бог или Ангелы Его говорят с человеком, и человек в простоте сердцв слышит, верит и исполняет все сказанное ему.
А путь волхвов - путь разума. Разум тоже приводит к Богу, но этот путь долгий, часто путаный, со многими трудностями. А когда уже разум привел человека к Богу, к вере, здесь начинает действовать сердце. И доводы сердца становятся сильнее гласа разума.
Храни вас Бог!

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #21 : 04 Сентябрь 2016, 11:39:46 »
Вы пишите: "Ну как же это? Получается если сомневаешься в правильности своего поступка - то нет веры в Бога?" Страшно признать это? А ведь это и есть принять ответственность за свои поступки...Если ты искренне поступаешь,чего тебе бояться? А если слукавил,то сомнение будет...А лукавство всегда идет вразрез с верой и доверию Богу.
"То есть если поступаешь без колебаний - то всё ОК - и Вера у тебя и самомнения нет??" Любовь всегда без колебаний.Вера в колебаниях это признак сомнения,а значит отсутствие веры. Самомнение - всегда подвязано на самооправдание, а оно всегда дышит духом лукавства.

Никодим, Вы путаете уверенность в правильности своего поступка и веру в Бога. Можно и искренне поступить, а потом не быть уверенным что это был лучший выбор действий.

Вы уравниваете веру в Бога с верой в свою непогрешимость.
« Последнее редактирование: 04 Сентябрь 2016, 12:35:19 от Skylander »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #22 : 04 Сентябрь 2016, 11:45:00 »
Ну да. Стольким руки с языками отрубили и в подвалах сгноили, а скольких сожгли - от непоколебимой правильности своей веры...

Спутав свои искренность и мнение  с  подаренной жизнью в Боге.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #23 : 04 Сентябрь 2016, 14:05:08 »
Никодим, Вы путаете уверенность в правильности своего поступка и веру в Бога.
Я не путаю,а вижу связь. Если ваш поступок сочетается с заповедями Христа и благостью Божьей - сомнений быть не может...Верно?
Можно и искренне поступить, а потом не быть уверенным что это был лучший выбор действий.
Если что-то сделал, а потом жалеешь об этом,значит изначально лукавил сам себе.Но если поступил так - то это не повод калебаться в сомнениях,верно или не верно,это повод признать свою "природу".Ошибся - значит ошибся, и не искать оправданий себе, мол, а вдруг все же правильно??? Это и есть - лгать себе и Богу.
Храни вас Бог!

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #24 : 04 Сентябрь 2016, 14:07:16 »
Ну да. Стольким руки с языками отрубили и в подвалах сгноили, а скольких сожгли - от непоколебимой правильности своей веры...
Это к Богу не имеет ни какого значения...Кстати, Савл за это и был призван Христом в Апостолы,за искреннюю ревность по Богу.
Храни вас Бог!

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #25 : 04 Сентябрь 2016, 14:51:32 »
Краевед, немножко равви  :-)

Я не путаю,а вижу связь. Если ваш поступок сочетается с заповедями Христа и благостью Божьей - сомнений быть не может...Верно?

Так выглядит лучше.

Но всё же.

На момент совершения можно видеть только свои намерения и сердце. Но достаточно ли этого? Возможно ли увидеть все последствия поступка что намереваешься сделать? Все последствия для себя и других. Ведь бывают сложные ситуации. С добрыми намерениями можно и навредить.

Если что-то сделал, а потом жалеешь об этом,значит изначально лукавил сам себе.Но если поступил так - то это не повод калебаться в сомнениях,верно или не верно,это повод признать свою "природу".Ошибся - значит ошибся, и не искать оправданий себе, мол, а вдруг все же правильно??? Это и есть - лгать себе и Богу.


Может и не по само-лукавству а просто не предусмотрел последствия.

А оправданий и не надо искать. Иначе и будешь дальше также ошибаться.

Родион

  • Сообщений: 9344
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #26 : 04 Сентябрь 2016, 17:49:27 »
"Я сделал" - в этом уже лежит разделение. Если вы часть всего, тесно в него вплетенная, неразрывно связанная со всем, то как нечто отдельное вы бытия в Боге не имеете, а сам Он для вас становится очевидной реальностью, в которой есть непререкаемая убежденность. Знать Бога как некую отдельную от вас реальность, как сторонний обьект не получится. В такого Бога можно верить (убежденно, но все таки рационально), но не знать. А именно познать Его возможно через себя, но тогда вы как нечто отдельное познающее перестаете существовать. Вы либо с Ним, либо без Него. Имхо.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #27 : 04 Сентябрь 2016, 18:24:02 »
Как в произведении Властелин колец. Бог есть в Гэндальфе, эльфах, в преображенных хоббитах и т.д. Но нет во вне, как внешней силы

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #28 : 04 Сентябрь 2016, 19:17:02 »
"Я сделал" - в этом уже лежит разделение. Если вы часть всего, тесно в него вплетенная, неразрывно связанная со всем, то как нечто отдельное вы бытия в Боге не имеете, а сам Он для вас становится очевидной реальностью, в которой есть непререкаемая убежденность. Знать Бога как некую отдельную от вас реальность, как сторонний обьект не получится. В такого Бога можно верить (убежденно, но все таки рационально), но не знать. А именно познать Его возможно через себя, но тогда вы как нечто отдельное познающее перестаете существовать. Вы либо с Ним, либо без Него. Имхо.
верно Родион. Это ещё одна сторона по которой можно отследить свои поступки. Ибо в действии полагаешься на волю Божью и на Божий исход.
Храни вас Бог!

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Можно ли знать что Бог есть?
« Ответ #29 : 04 Сентябрь 2016, 20:58:50 »
Как в произведении Властелин колец. Бог есть в Гэндальфе, эльфах, в преображенных хоббитах и т.д. Но нет во вне, как внешней силы

А Вы верите что Бог есть в героях романа, и его нет вовне, или точно это знаете?