93. Когда созерцательный ум сойдет с небес ради потребности естества, тогда говорит со сказавшим (Василием Великим): что есть удивительнее Божественной красоты? И какая мысль (έννοια) милее великолепия Божия? И какая любовь так сильна и неудержима, как вожделение Бога в душе, очищенной от всякой злобы? И от расположения (διάθεσή) говорящей: я уязвлена любовию [Твоей] (Песн. п. 2, 5).
94. Он может сказать: согрелось сердце мое во мне и в размышлении моем возгорелся огонь (Пс. 38, 4), тот, кто не перестает приближаться к Богу через молитву, и не желает человеческого дня (т. е. земного благополучия) (Иер. 17, 16).
95. Деятельная душа, когда отложит все злое (κακών), подобно невесте в Песнях, да скажет лукавым демонам и помыслам, понуждающим ее снова смотреть на суету и ложные волнения (Пс. 39, 5): я сняла с себя одежду мою; как же мне надевать ее? я умыла ноги мои; как мне грязнить их (Пес. пес. 5, 3)?
96. Благословенна душа, любящая Бога, если с дерзновением может взывать к Богу: Возвести мне, Пастырь добрый, где пасешь овец Твоих? и где даешь отдых в полдень овнам Твоим, чтобы, последуя им, мне не ходить вокруг стад друзей твоих (Пес. пес. 1, 6)?
97. Деятельная душа, которая стремится удержать слово молитвы и не может, подобно невесте в Песни вопиет: по ночам я искала на ложе моем того, кого возлюбила душа моя, искала его и не находила его, звала его и он не слышал меня. Встану же через упорную (εντατική) молитву и кругом обойду город: и на рынках, и на площадях [побываю], и буду искать того, кого возлюбила душа моя. (Пес. пес. 3, 1. 2). Может быть я найду того, кто всегда здесь и вне всего; и насытюсь, когда явится мне слава Твоя (Пс. 16, 15).
98. Когда душа от радости молитвы бывает вся в слезах, тогда она, небоязненно восклицает, как та невеста к жениху: пусть сойдет брат мой в сад свой и вкушает прекрасные плоды (ακρόδρυα) (Песнь 4, 16) утешения (παρηγοριά), которые созданы трудом моих слез.
99. Когда деятельная душа, наблюдая за величием красоты созданий (На. Сол. 13, 5), начинает восхищаться Творцом и получать удовольствие от этого, тогда с удивлением восклицает: «Как ты украсился, жених мой, в саду (κήπε) отца (πατέρα) твоего? исполненного полевых цветов и кедров, как кедров Ливанских. В тени его я люблю сидеть и плод его сладок в гортани моей (Песнь 2, 1-3).
100. Если принявший в дом свой Царя, чрез это самое становится славным и знаменитым, и этою преисполняется радостью более всякой другой радости; то насколько большей должна [преисполняться радостью] душа, по очищении своем принявшая в себя Царя Царей (см. Апок. 19, 16) по неложному Его обещанию (см. Ин. 14, 23). Однако такая душа должна держать себя с большим почтением (ευλάβεια), чтобы вытаскивать наружу все то, что не служит к Его принятию, а внутрь принимать все то, что служит к Его угождению.
101. Ожидающий на утро быть позванным от Царя, о чем еще будет заботиться, как не о изучении слов (μελετήσει), которые ему нравятся? Если душа этому будет следовать, то исполняющая это душа не окажется неподготовленной к будущему суду.
102. Блаженна душа, которая, в ожидании, что ныне придет Господь ее, ни во что совершенно ставит труд целого дня, – а затем и ночи, ожидая, что при наступлении утра, Он тотчас явится ей.
103. Бог видит все; Бога же видят одни те, которые не зрят (θεωρούν) ничего [иного] во время молитвы. И которые видят таким образом Бога, те и услышаны бывают от Него; которые же не бывают услышаны, те и не видят Его. Блажен, кто верует, что его видит Бог. Ибо не сдвинется его нога с места (θέση) (см. Пс. 15, 8 ) без Его желания.