Уважаемые форумчане! Хотелось предложить данную тему на рассмотрение и услышать вашу точку зрения по ней:
ПОКА СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ НЕ БУДЕТ И НИЧЕГО ДУХОВНОГО НЕ БУДЕТ
Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства, ибо он таким низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы он не ухитрялся. В сем премудрость.
Несокрушимое оружие против врагов есть смирение, но оно трудно дается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Как не смиряете себя в мыслях, без дел смирения не приидет смирение, и надобно подумать хорошенько, как это устроить. Смирение себя еще не смирение, а желание и искание его. Бывает так, что душа думает, что она смиренна, а внутри скрывает гордое самомнение. Вот тут и надо смотреть в сердце. Тут лучше иметь смирительные внешние отношения. Осуждение не словом только совершается, но и внутренним движением сердца. Оно уже есть, коль скоро неблаговолительно о ком помыслит душа.
Вы оскорбились. Оскорбились каким-либо невниманием, значит ценить себя высоко в сердце или быть высокосердым. Терпеть, хотя и напраснину, - вот наш долг. Ибо дана заповедь терпеть, то надо всякий случай неприятный претерпевать, не пропуская, и претерпевать с радостию, без нарушения мирных отношений. Ибо Господь сказал: если ударят в ланиту, подставь другую, а тут муха пролетела, да крылом зацепила, и мы на дыбы, готовы ли мы исполнять заповедь Христову.
От чего мы осуждаем других? От того, что не стремимся познать себя. Кто занят познанием себя самого, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестань судить других ... . Считай каждого человека лучшим себя. Без мысли сей, если бы кто и чудо сотворил, далек от Бога.
Всякая добродетель и жизнь духовная состоит в земных условиях из внешнего и внутреннего. Кто держится за внутреннее и живет этим внутренним, тому и внешнее на пользу, а кто держится только за внешнее, служит ядом смертельным, бывает в вечное осуждение. А в последних временах христиане настолько оскудеют внутренним, что Господь сказал: ''Сын человеческий прешед, обрящет ли веру на земле?'' (Лк. 18,
.
Из всякой добродетели и из духовной жизни, из всякого духовного делания, наши умные, бестелесные, невидимые враги стараются выкрасть содержимое, выкрасть самую душу и подменить это пристрастием к внешнему, к оболочке, чтобы окраденная душа крепче держалась за эту оболочку, не заботясь о внутреннем. Этим окрадыванием и подменою они и губят бедную, невнимательную душу.
У одного выкрадывают духовный смысл поста, который заключается в умном воздержании, и оставляют ему одни грибки, капусту, да сухарики с водичкой, за которые и держится бедная душа с пристрастием, не замечая того, что самое существенное у поста выкрадено - нет умного воздержания в помыслах, в словах, нет воздержания в вожделении плоти, а потому и нет самой внутренней сущности поста.
У иного выкрадывают прекрасную любовь к храму, спасительную любовь к церковной молитве и оставляют душе одно внешнее стояние, ибо в то время, когда телом душа стоит в храме, умом своим бродит по улицам, по базару, мысленно занимается куплей-продажей и всякими житейскими делами и ведет рассуждение и беседу в уме. С кем же? Конечно, с мысленными обольстителями и ворами-демонами, которые, обольстив через помыслы, усыпив ее бдительность, увели с собой из храма и мысленно забавляли ее, как фокусники и обольстители, всякими забавами и обольщениями. И трудится хождением в храм бедная душа и часто всю жизнь напрасно, не замечая того, что она почти всегда выходит из храма окраденной, и что за всю долгую жизнь своего хождения, может быть ни разу ни была в храме с благоговейным вниманием и не молилась, как должно.
Покаянный плач души - это великое духовное, умнотелесное оружие, данное Милосердым Богом против ее умнотелесных разбойников и губителей. Плачущей душе Сам Бог Помошник и Заступник. Плачущая душа покрывается особым покровением Божиим - светозарным, огнепальным и к ней не дерзают приближаться враги. Так говорит об этом святой Григорий Синаит: ''Когда дьявол увидит кого-либо живущим плачевно, то не может пребывать при нем, отвращаясь смирения, производимого плачем''. Потом отцы сказали: ''Стяжи плач души и он сохранит тебя во всех путях твоих и привлечет к тебе небесное утешение, привлечет молитву сердца, которая проведет тебя дальше рая - к Самому владыке рая, к Праведному Судии, Который и защитит вопиющую душу вдовицу от ее соперника''. Ей говорю, подаст ей защиту вскоре.
игумен Харитон Умное делание. О молитве Иисусовой -
https://azbyka.ru/otechnik/molitva/umnoe-delanie-o-molitve-iisusovoj/