Из лекций Сорокина (вольный пересказ):
Иисусова молитва как исполнение заповеди Субботы...
Суббота - день, когда Бог познается не через то, что Он делает, и не через то творение, что Он сотворил, а непосредственно в бездействии, в безмовии. Как Илие открылся голос тонкого безмолвия - как некое присутствие.
Это такой день, когда о повседневном нужно забыть, выпасть из этого круговорота хотя бы на один день. Данный принцип приложим и к молитве. Без выпадения из повседневной мысленнной суеты не получается сосредоточенной молитвы. Она есть пребывание в духовном пространстве. Молитва - стена, которая ограничивает от внешнего психического природного пространства. Вначале стены не удерживают, волны обрушиваются и рушат их. Молитвенный шабат необходим, чтобы стены укреплять. По этой причине в начале молитвенного делания лучше этим заниматься в особом месте и в особое время.
Нормально - это когда человек сам думает, а не "ему думается". Молитва помогает прийти в это состояние, помогает избавиться от неконтролируемых мысленных процессов. Поначалу требование - только выпасть из мысленного потока. Но есть еще и нечто большее, а именно - освящение. Это процесс, связанный с воздействием Бога на окружающий мир. Если где-то Божье присутствие себя обнаруживает, то природа в этом месте меняется, становится другой. Это и есть освящение. До Нового Завета Бог сам обозначал места своего присутствия - облако, огненный столб и т.д. Это не просто вездесущее присутствие везде, это особое, Богом обозначенное место, где Его можно найти. В принципе божественные энергии повсюду, но человеку для присутствия нужно, чтобы воля Бога была здесь, чтобы было открыто Его Лицо. А это встреча двух воль. Бог может человека вспомнить, а может забыть, может повернуться, а может и отвернуться. Но вначале сам человек должен повернуться к Богу.
Молитвенный шабат для этого и необходим. Для того, чтобы остановилось движение, внешнее движение и внутренний поток бессознательного тоже. Шабат - время восстановления полноты и цельности всего человека, оно неотделимо от освящения человека. Человека ведь не освятишь как церковную утварь... В случае человека в этом должна участвовать воля самого человека. Это должна быть воля обращенная к Богу. Чистая молитва возможна как встреча двух воль - Божьей и человеческой. Тогда происходит изменение всей природы человека под воздействием Божьего присутствия.
Присутствие Бога освящает. Для освящения нужно, чтобы мы постоянно были у себя дома, чтобы находились у себя в центре собственного духовного "я", у себя. Заповедь требует создания внутри себя священного пространства, чтобы там Божье присутствие помещалось, чтобы не быть как решето.