Путь легким не бывает… Кто-то видит его как огромный нечеловеческий объем работы, который нужно выполнить, кто-то как тяжелейший путь через горы и пустыни, который нужно пройти до конца, кто-то как войну и схватку с могущественными врагами. В любом случае ищущему требуется мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина и умение себя заставлять. Существуют ли какие-то эффективные способы развития в человеке всех этих качеств? Есть ли такой раздел в фундаментальном исихазме?
В отношении такой дороги приходят такие мысли. Похоже не случайно, что она по человеческому взгляду выглядит так тяжело/трудно и опасно, и горы и дебри и звери и враги. Чтоб было виднее человеку, что если останется сам, то легко пропадет, заблудится, задавится, изнеможет, съестся, и что пробраться через нее может только с Богом. Как маленький ребенок, постоянно держась ручкой за Отца. И главное усилие/фокус тогда не в том чтобы одолеть все эти горы и дебри, а в том чтобы всегда находить/держать/не отпускать свою ручку за Отца и переставлять ножки и оставаться под Его защитой. Тогда главное чему служат и в свою очередь чем питаются эти качества (мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина...) это соработничество/содействие с Богом.
Одна сторона этих качеств в том что они отражают то насколько в человеке дух преобладает над плотью. Внешне прявления таких качеств могут быть не только от Духа Божиего, но и от духа мира сего, когда например путем определенных практик человек возделывает в себе гордость. Но по доброму/спасительному, таким содействующим духом вытаскивающим человека из порабощения и дающего эти качества должна быть помощь Божия.
Человеку дана свободная воля, и Бог ее не насилует, а помогает в той степени в которой человек выразит произволение/откроет путь Богу содействовать. Приложением усилия в направлении к Богу и исполнению Его заповедей, с постоянством и терпением, человек не сколько преодолевает все эти горы и дебри пути, а показывает свое произволение к Богу, дает право Ему содействовать. Чем большее испытание/искушение перетерпит ради Бога до конца тем большее показывает призволение и открывается большему действию благодати.
А грехами, исполнением того к чему склоняюет его страсти, дает большее право/власть действовать в себе страстям и бесам, изгоняет благодать.
И потому главный подход к развитию этих качеств для меня это понуждать себя с постоянством прикладывать те две лепты сил/усилия которые у тебя есть там где ты сейчас, прилагать свое малое терпение/усилие. А большее терпение, мужество, самодисциплина, собранность и пр. уже приходят как следствие помощи Божией. При большей помощи можешь потом сделать больше и привлечь еще больше помощи, и так постепенно перестраивается образ жизни и характер. Больше дается этих качеств, больше и взыскивается с тебя в их приминении в служении Богу.
В этом направлении свое усилие стоит прилагать в правильной мере и в правильном направлении. Мера такая чтобы не отстать (по лени/нерадению) от той помощи/благодати что на данный момент дана, но и не обогнать ее (по горделивому влечению). Как в аналогии с ребенком, не оторвать руку тем что отстать но и не тем чтобы отбежать вперед. И в том и другом случае теряешь помощь и либо завязнешь в лени и пр., либо гордостью в падение или слом или прелесть.
О том как действует недостаточное усилие//самопонуждение вспомнилось как пример у Старца Арсения Исихаста:
" «Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».
«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон». "
http://www.pravoslavie.ru/82117.htmlО том как действует чрезмерное усилие/самопонуждение в "Душевная тревога происходит от диавола"
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_3_4О выборе того направления куда приложить это усилие вспоминается у прп Исаака Сирина
"Восстановление себя в утерянной добродетели. Что задолжал ты Богу, то и возвращай Ему.
Всякий недуг врачуется свойственным ему лекарством.
Посевай милостыню на смирении, и пожнешь милость на суде. Чем погубил ты доброе, тем снова приобретай оное. Овол задолжал бы Богу: вместо него не возьмет Он с тебя жемчужины; например, погубил ты целомудрие — Бог не примет от тебя милостыни, если пребываешь в блуде, потому что хочет от тебя святости тела, так как преступил ты заповедь. Ужели, думая оставить стяжание мира, будешь вести брань за что-либо иное? Оставил ты насажденное, и с другими разве пришел ратовать?3
Святой Ефрем сказал, что во время жатвы не будешь противоборствовать зною зимними одеждами. Так каждый, что сеет, то и пожнет. И всякий недуг врачуется свойственными ему лекарствами. Ты, может быть, побежден завистию — для чего же усиливаешься бороться со сном? Пока проступок еще мал и не созрел, истреби его, прежде нежели распространится и созреет. Не предавайся нерадению, когда недостаток кажется тебе малым, потому что впоследствии найдешь в нем бесчеловечного властелина и побежишь перед ним, как связанный раб. А кто вначале противоборствует страсти, тот вскоре возгосподствует над нею."
http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/1_25Но в целом не смотря на все дебри о горы, борьба человека всегда равносильная (если не пренебречь доступной помощью), как отмечено у прп Макария Египетского:
"Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком; то обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество за то, что послушалось сатаны. Когда сатана силен и покоряет себе какою-то приневоливающею силою; тогда, по твоему, он выше и, сильнее души. Выслушай же меня, наконец. Если юноша борется с отроком, и отрок побежден, и осуждают отрока за то, что он побежден: то великая в этом несправедливость. Посему, утверждаем что ум есть борец, и борец равносильный. И борющаяся душа, взыскав помощи и защиты, получает их, и сподобляется избавления; потому что борьба и подвиг возможны при равных силах.
"
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/duhovnye-besedy/#0_3Так же об исходном вопросе (и о "тренировке воли") может быть полезны пояснения в такой главке из Н.Е. Пестова:
"Глава 11. Болезни воли, гипнотизм и одержимость"
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/2_3_5