Мне видится, что именно влияет на изменение содержания келейной молитвы -- это либо ленность, из-за которой оставляешь, либо наоборот медитация, если можно так ее назвать, я раньше много задавался вопросом -- нужна она или нет.. теперь не задаюсь тб опыт медитации у меня был прежде знакомства вообще с этим словом) так что я не силен особо во всяких традиционных медитациях и не ищу их изучать. А суть ее возвращение себя в момент здесь и сейчас, когда многое то, что было в суете мыслей становиться очевидным и много чего понимаешь о себе и о людях, пустота как таковая не интересна, скорее совмещение медитации-молитвы.
В 2008 году терзаясь всякими сомнениями относительно медитации, я оставил ее, это было оч тяжело, да и пытался найти инф, что было с теми, кто после медитации перестал этим заниматься -- и ничего хорошего не нашел.. но долго искав ответ - я наткнулся на книгу мон Серафима Роуза -- Православие и Религия будущего и после ее прочтения решил, что может я поступаю и неверно, но я не буду больше ее, если можно так сказать практиковать и попросил Бога, чтобы он мне открылся другими путями, если я совершу ошибку -- отказавшись от этого погружения в себя.. Мне было очень тяжело с одной стороны, с другой легче-столько искушений сколько со мной происходили -- значительно уменьшились, я научился чувствовать и понимать, что без Бога мы никто и сами по себе не имеем никакой силы, я можно сказать отказался от этой глубины и как теперь понимаю в то время это мне было полезно, многое о себе узнать и убрать многие иллюзии и уменьшив этот поток энергии дать возможность научиться справляться с некоторыми страстями-энергиями. В тогда еще на Валааме я исповедовался одному иеромонаху в своих грехах, кот для меня и вообще были существенными, но среди них был как я считал грех медитации и когда я исповедовался в этом, то он сказал -- так это не грех, а я всеровно был убежден в обратном, видимо потому, что эта глубина не давала мне возможности растождествиться со многими энергиями в моей жизни, которые держали меня в плену тк я их не осознавал или осознавал не вовремя.
Медитация -- это как 2ое движение ума. Как св Силуан Афонский говорил про 3 движения ума --
1 Движение ума во вне
2 Движение(возвращение) ума к самому себе
3 движение к Богу чрез внутреннего человека
Если проводить параллели, то думаю 2ое можно соотнести с нирваной и пр подобным, но 3е движение ума -- это как раз полнота, это Православная традиция исихазма, которой нет в буддизме и пр
Вот, если можно так сказать,когда медитация имеет место, тогда молитва келейная сокращается бывают такие периоды.
прошу только понять меня, что медитация в понимании неких иных религий мне не знакома и все что немногое читал как-то отталкивает, поэтому и не лез туда тк это опасный путь с одной стороны, как стар Сафроний Сахаров писал о своем опыте.
Тк 2ое движение ума в Иисусовой молитве -- оно как бы плавно переключается призыванием Бога на 3е и в этом и свет опыта исихазма, что ум не застреет на самом себе, не прельщается мнимым светом своего ума, а идет к Богу. 2ое движение ума -- это как видение луны -- отраженного света, но это не источник света и если человек этого не поймет, то будет подобно буддистам видеть многое, но не видеть света Источника, а в отражении находить для себя свет". Не знаю правда или нет, мне друг рассказывал, что у буддистов есть такое выражение -- ничего не спрашивай у Тишины !
и вот это как раз и есть их стена между Богом -- они недалеко, но прельщаются отражением и могут возомнить источником света себя самого, либо представлять Бога как космический абсолют, как Вселенную, но у них не будет опыта личной Встречи, осознания того, что Бог есть Личность - безмерно любящая нас тк чтобы пережить Встречу нужно воззвать к нему и попросить милости. Или как св Григорий Палама молился -- Господи просвети тьму мою ! В псалмах Давида где-то тоже самое недавно читал.. это как человек смотрящий возможно на отраженный свет, но осознающий, что чего-то не хватает.. и осознающий, что его свет -- это тьма и тогда он просит Бога - просветить его тьму и развернуть от отражения света к Источнику, к Солнцу Правды.
я не знаю насколько верно поступаю, но последнее время я не читаю вечерние и утр молитвы, а кафизмы и ИМ.
Иногда очень здорово когда происходит, что вы называете блокировка тк после все молитвы утр вечерние по-иному, более свежо и осознанно воспринимаются. Как после периода Пасхи, светлой седмицы, когда Пасхальные часы, канон, заменяют утреннее и вечернее правило.
Славик, молитва-действие -- скорее всего именно молитва как беседа с Богом здесь и сейчас, проникновение в глубину, а не просто вычитывание правила ради правила.
Мне нравится как архим Иоакимм Парр про молитву говорит: "Молитва - это осознанное понимание присутствия Бога, что ваш рассудок всегда в курсе того, что Господь Бог здесь и вы живете в Его присутствии - вот молитва."