сам нечистый человек не может различить чист ли его смех по определению, ну, покрайней мере в момент самого смеха ... Неужели Вы этого не видите? Смех это воплощение помысла дефакто ин реал. А оно нам надо без анализа его (помысла) сути? Смех удобное средство врага для внедрения своих помыслов.
Нужно написать целый трактат о том, как можно смеятся, не нарушая прямую заповедь Христа, "Горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете и возрыдаете!".
Принятие смеха для меня вовсе не отречение от Писания и Предания.
А Вы уверены в этом? Вы знаете как на самом деле в нас происходит изменение нашего естества?
Вот, думаю, что Ева и Адам тоже считали, что нет ничего зазорного съесть плод с известного дерева рая ...
И что в итоге вышло?
Ну-ну... Перечтите слова Отцов по ссылкам данные ...
Что там говорят про это Отцы?
Про смех.
"Горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете и возрыдаете!", - говорит Господь (Лк. 6, 25)
http://www.wco.ru/biblio/books/dobmir/H26-T.htm
http://psylib.org.ua/books/rostd01/txt19.htm
http://www.pagez.ru/lsn/0378.php
"Псалом - радость боголюбцев; он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песни чуждого, там гнев Божий, и горевоздаяние за смех."
Вы уже отрицаете и Писание и Предание, прозелит, и не хотите себе в этом признаться ...
Или Вы думаете, что можно что-то отрицать, а что то нет? А кто оценит Вашу правоту в этом деле? Вы сами? Группа людей? А Святые среди них есть?
Сергий, к разговору о цитатах из с.о. И о фобиях, тоже. Потому что Вы их немало открыли в своем ответе.
Прочитал цитаты, приведенные выше. Что же? Разве не надо с рассуждением подходить, и смотреть –
о каком смехе речь. Смех смеху – рознь. Вы пишете:«Или Вы думаете, что можно что-то отрицать, а что то нет?»
Это Вы так думаете, а мне приписываете.
Разве не надо взять и иное, что есть в Предании, вместо того, чтобы строить из него тенденциозные подборки? Или забудем, что Господь говорил в заповедях блаженства – "радуйтеся и веселитеся". Или забудем Псалтирь, эту важную часть Предания? Где и сердце веселится, и "радостию возвеселиша", где "веселитеся о господе и радуйтеся, праведные". Что же, это веселие никак не проходит наружу, оно сдавлено и стиснуто как тисками, чьими-то внешними нормами?
Нет же. Видели ведь, как веселятся о Господе христиане, как чехардой скачут пред Богом, как и пророки скакали и плясали до них? Ужели у всех христиан должны быть постные рожи? А то, что Вы привели о Псалмах – какой
именно псалмопение смех прекращает, разве не ясно? Давид-то живой был, не начетчик заупокойный,у него есть и сокрушение в Псалтири, но и истиное радование с веселием и ликованием, а не тотальная похоронка
Это умерщвление всего радостного пришло еще от египетской и синайской дохристианской аскетики. Потом стали без рассуждения брать цитаты из египетских и синайских отцов как готовый шаблон. И исковеркали этим шаблоном много живых душ. Озвученная Вами боязнь – как бы чего не вышло – она от тривиального недоверия к человеку, вот она и заставила отменить смех вообще. Но слава богу, и до прихода Спасителя, и по Его пришествии так было не во всей традиции. Внутренняя радость, опьянение Богом чистого посвященного Ему Одному сердца – изливалась наружу тем самым, безгрешным детским смехом.
И мне странно это – как можно различать в делании чистый бессамостный гнев, чистое бессамостное вожделение, чистую бессамостную ревность – а не упразднять вообще ВЕСЬ гнев, вожделение, ревность! Но тотально отсечь смех, не понимая и не принимая непорочный чистый его аспект.
сам нечистый человек не может различить чист ли его смех по определению
Если в сердце чистая радость и веселие о Боге – не может сказать?
Ну-ну. Трезвение помогает различать, совесть просыпается и помогает различать. А у Вас какой-то беспросветный штемпель: нечистый и все. Как в кастовом обществе просто: ты шудра, а не брамин.
К счастью, нынешняя православная т.з. о различении и допустимости смеха расходится с Вашей.
Не все так запущено, как думал
Вот что пишет архиеп.Иоанн Шаховской:
http://www.pravoslavie.ru/put/3184.htmИ еще - насчет цитат.
Это не только к Вам. Превосходно – уметь уместно использовать цитаты из Предания для иллюстрации. А вот жонглировать ими, подверстывать под свою персональную т.з. какую-то часть из Предания и не видеть остальной части – тут хорошего мало. Сколотить из цитат клетку, за которой не видеть Предания в живой полноте и в динамике... подходом книжников отдает.
Думается, многие из нас проходят через это искушение – подобрать цитаты, сделать из них свою версию этого с.о. или Предания, или Писания. И тыкать других носом – ты че, против самого Писания-Предания? Против Самого Христа
Но это всего лишь наш коллаж из Писания-Предания, за которым виден лишь наш ветхий человек, во всей его красе
Не застрять бы в этом искушении.