...
"Я победил всех врагов, я всемудр, свободен от каких-либо загрязнений; я все покинул и обрел освобождение через разрушение желаний. Самостоятельно овладевши знанием, кого мог бы я назвать учителем своим? Нет у меня учителя; нет равного мне ни в мире людей, ни в областях богов". В ответ на это самовосхваление Будды джайнист отвечает: "Итак, друг, ты утверждаешь, что ты — святой, абсолютный Джина?" — "Да!" — аскет, "покачавши головой", прошептал: "быть может, и так, друг!", но сам "свернул на другую дорогу", не осмелившись идти по следам чересчур самоуверенного проповедника
Иногда, понимание Истины, тому чему учил Будда, похожа на притчу о кривом пудинге:
Двое очень бедных мальчиков жили подаянием; они по¬бирались в разных домах города и деревни. Один из них был слепым от роду, а другой приглядывал за ним; так и ходили вместе, выпрашивая милостыню.
Однажды слепой заболел. Сотоварищ сказал ему: “Оста¬вайся здесь и отдохни, а я пойду и попрошу еды для нас обоих, принесу ее тебе”. И он ушел за подаянием. В тот день случилось так, что юноше подали очень вкусную еду кхир, молочный пудинг в индийском вкусе. Он никогда раньше не пробовал такого блюда, и оно ему очень понравилось. Но, к несчастью, ему не в чем было нести этот пудинг своему другу; поэтому он съел его целиком. Вернувшись к своему слепому товарищу, юноша сказал: “Так жаль, сегодня мне подали чудесную еду, молочный пудинг, а я не смог принести тебе даже немного”.
— А что это такое, молочный пудинг? — спросил слепой юноша.
— Ну, он белый. Ведь молоко белое.
Слепой от рождения, его товарищ так и не понял.
— Что это такое “белый”?
— Ты не знаешь, что такое “белый”?
— Нет, не знаю.
— Это противоположность черного.
— А что же такое “черное”? — Он ведь также не знал, что значит “черное”.
— Ох, постарайся понять — “белое”! — Но слепой юноша никак не мог понять. Поэтому друг огляделся вокруг и, увидев белого журавля, поймал птицу и принес ее слепому, сказав:
— Белое похоже на эту птицу.
Не обладая зрением, слепой юноша вытянул руки и ощу¬пал птицу пальцами.
— А, теперь понимаю, что такое “белое”. Оно мягкое.
— Нет, нет, ничего общего с мягким. Белое — это белое. Постарайся понять.
— Да ведь ты сказал мне, что оно похоже на этого журавля; я ощупал его, он такой мягкий. Значит, и молочный пудинг мягкий, значит “белое” это “мягкое”.
— Нет, нет ты не понял. Попробуй еще раз.
Слепой снова ощупал журавля, провел рукой от клюва к шее, к туловищу, до конца хвоста.
— О, теперь я понял! Понимаю! Он изогнут. Молочный пудинг — кривой!
Он не мог понять того, что ему говорил товарищ, потому что не обладал способностью почувствовать, что значит “бе¬лое”. Точно так же, если вы не имеете способности ощутить реальность, какова она есть, реальность всегда останется для вас кривой.