Это вещь, господа! Я под впечатлением. Всем советую к прочтению. Какой текст, какие слова!
"Вещи, которых нет", на самом деле сильнее "вещей, которые есть". Во все времена люди отчаянно сражались за прекрасные города, еще не выстроенные, за сады, еще не посаженные. Сатана знал, что говорил, когда утверждал: "За жизнь свою человек отдаст всё, что у него есть". Да, - отдаст. Но скорее умрет, чем отдаст то, чего еще не имеет. / Э.Хоффер
Самоочевидно: для доктрины, чтобы быть действенной, главное не то, чтобы ее понимали, а чтобы в нее верили. Мы можем быть абсолютно уверены только в тех вещах, которые не понимаем. Понятая доктрина теряет свою силу. Как только что-нибудь постигаем, нам начинает казаться, что это мы сами родили. А это значит, что люди, которых просят отказаться от самих себя и принести себя в жертву, не видят вечной истины в том, что родилось в них самих. Как только они поняли что-то, оно теряет для них и убедительность, и несомненность. / Э.Хоффер
С другой стороны, вождь массового движения - от Моисея до Гитлера - извлекает вдохновение из моря обращенных к нему лиц, и рев толпы звучит для его слуха как глас Божий. Вождь массового движения чувствует эту всепобеждающую, ему доступную силу, которую только он может обуздать. Этой силой он сметет империи, армии и всемогущество настоящего. Массы - это то, из чего он подобно Богу в день творения создает новый мир. / Э.Хоффер
Ортодоксальный христианский историк, профессор К.С.Латуретт допускает, что "как бы ни были несовместимы дух Иисуса Христа и вооруженная сила, и как не неприятно признать это, но история показывает, что вооруженная сила часто делала возможным дальнейшее существование духа Иисуса". Мировой религией христианство сделал мирской меч. Завоевание и крещение шли рука об руку, причем второе часто служило для оправдания первого и было его оружием. Там, где христианству не удавалось заручиться поддержкой государственной власти, оно не получило широкого распространения и долго не удерживалось. "В Персии... христианство столкнулось с косударственной религией, поддержанной короной, и не стало верой для большинства". В феноменальном распространении ислама завоевание было главным фактором, а обращение в веру - побочным. "Наибольший расцвет магометанства совпадает во времени с его наибольшей политической властью". Реформация имела успех только там, где она заручалась поддержкой монарха или местного правительства. Меланктон, самый умный из помощников Лютера, говори: " Без вмешательства гражданских властей чем бы стали наши заповеди? - Платоническими законами". Там, где государственная власть была против Реформации, например во Франции, движение было потоплено в крови и никогда больше не поднималось. Что касается Французской революции - "это были революционные армии, а не революционные идеи, которые прошли через всю Европу". Главным было не идейное влияние. Дюмурье протестовал, когда Франция провозгласила священный закон о свободе "подобно Корану - с мечом в руке". / Э.Хоффер
Объединение скорее процесс вычитания, а не сложения. Для того, чтобы слиться с коллективом, человек должен лишиться своей индивидуальности и своих особенностей. Он должен быть лишен свободы выбора и независимости суждения. Многие его естественные наклонности и импульсы должны быть подавлены или притуплены. Все это - акты уменьшения. Элементы, которые ему придаются в коллективе - вера, надежда, гордость, уверенность, - по своему происхождению отрицательные. Экзальтация - возбуждение истинноверующего - не из запасов сил и мудрости, а от чувства освобождения: он был освобожден от бессмысленной тяжести самостоятельного существования. Счастье это и мужество произошли оттого, что он перестал быть самим собой. / Э.Хоффер
Кто читал книгу - прошу прокомментировать