Исихазм

Автор Тема: Из болота тащить бегемота  (Прочитано 88862 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #285 : 19 Апрель 2019, 10:03:30 »
На деле же любовь - это "страсть", дающая смысл бесконечного существования разумного существа.
Это, как вечный двигатель.
Один любит и дарит наслаждение, выражая свою любовь, другой всё это принимает, и мультиплексирует радость от дарения любви у первого ...
И так вечно по спирали до бесконечности ...
И в этом и есть смысл бесконечного существования разума ...
И секс - это только первая ступень ...
Ну, секс - это просто, чтобы понять НА ПРАКТИКЕ саму суть любви ...
А вот уже у Бога, и когда и ТЫ станешь БОГОМ по благодати, это примет бесконечное разнообразие форм отличных от того, что понимается ныне , как секс, хотя это всё же секс высшего порядка ...
 :-)
Ортодоксальное христианство называет всякое наслаждение - грехом. Проповедуется и превозносится страдание:
https://predanie.ru/audio/6866-pochemu-vsyakoe-naslazhdenie-sladost-greh/

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #286 : 19 Апрель 2019, 16:25:51 »
Svetlana, это у Вас поверхностное клише.
Увы.
Но есть и двойное УВЫ.
Если всё же тему "наслаждения" прокопать до основы основ у св. отцов, то картина вообще шокирующая ...
Всё сводится к отказу от одного рода наслаждений, в основном телесных, называемых "греховными", ради "особого рода духовного наслаждения", даруемого Богом, любящим Его.
Такие дела ...
Если совсем честно, то просто идёт отказ от одних удовольствий и наслаждений, которые "примитивные и для тупых=грешных", ради высшего, более тонкого, яркого и сильного духовного наслаждения "для избранных".
Святые отцы не любят говорить на эту тему, но всё же это можно у них и прочитать, например, у Исаака Сирина и других, но, разумеется, без подробностей. В Добротолюбии полно полунамёков на этот мотив духовной радости и духовного наслаждения.
А вот современная церковь, это да, в своих проповедях и словах к верующим, да, на эту тему молчит в основном уже не менее тысячи - полутора тысяч лет.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #287 : 19 Апрель 2019, 18:39:40 »
Svetlana, это у Вас поверхностное клише.
Увы.
Но есть и двойное УВЫ.
Если всё же тему "наслаждения" прокопать до основы основ у св. отцов, то картина вообще шокирующая ...
Всё сводится к отказу от одного рода наслаждений, в основном телесных, называемых "греховными", ради "особого рода духовного наслаждения", даруемого Богом, любящим Его.
Такие дела ...
Если совсем честно, то просто идёт отказ от одних удовольствий и наслаждений, которые "примитивные и для тупых=грешных", ради высшего, более тонкого, яркого и сильного духовного наслаждения "для избранных".
Святые отцы не любят говорить на эту тему, но всё же это можно у них и прочитать, например, у Исаака Сирина и других, но, разумеется, без подробностей. В Добротолюбии полно полунамёков на этот мотив духовной радости и духовного наслаждения.
А вот современная церковь, это да, в своих проповедях и словах к верующим, да, на эту тему молчит в основном уже не менее тысячи - полутора тысяч лет.

Чтобы не быть совсем голословным - выдержка из текста библиотеки нашего форума:

Благоволением и милостию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сподобился я, грешный и недостойный, из уст старца моего слышать то, что он, не утаивая, ради любви моей к нему, открывал мне в беседах о действиях, бывающих с ним во время умной, сердечной молитвы.

О первом действии. Когда старец узнал об этой сердечной молитве (ибо прежде он о ней не ведал), то весьма порадовался, что таковое внимание является средством удерживать ум в молитве и в одних Божественных размышлениях пребывать. И так начал он в ней подвизаться до того, что множество раз в великое изнеможение от долгого в ней понуждения себя приходил и тем наводил на сердце великую боль — до того, что уже не мог более не только в сердце производить молитвы, но даже ни ходить, ни стоять, ни сидеть от несносной боли сердца. Но долгое время лежал на одре -- едва болезнь отходила от него, --и, так немного придя в силы, вновь усиленно углублялся он в умном внимании сердечной молитвы. Видя же от того упущение в чтении и пении Псалтири и канонов и недоумевая, угодно ли Богу таковое его моление сидя, весьма об эхом смущался, ибо не имел никого другого, единодушно, духовно по Боге с ним сожительствующего, с кем бы мог о том рассудить, — только меня одного. И тогда приложил он к обычному своему воздержанию большее воздержание в пище и сне и, усердно о том помолившись, снова сел на молитву, по обычаю с умилением умно Богу молясь. И вдруг неожиданно излилась в его сердце непостижимая сладость, срастворенная с любовью к Единому Богу, вместе с тем забыл он обо всем, принадлежащем веку сему, и весьма этому необычному утешению удивился, как и сам поведал мне недостойному: «Настолько, -- сказал он, -- был я услаждаем и утешаем, что не думал, что может быть большее услаждение в Царствии Божием (Небесном)». И с тех пор были у него разные действия и внутри сердца чистая молитва.

2.  Иногда при чистой молитве как бы нечто весьма хорошее и вкусное ест.

3.  Иногда будто что-то вон изливается из сердца его со сладостью.

4.  Иногда кипит в сердце от чрезмерной сладости.

5.  Иногда чувствует себя всего таким легким, будто воздушным, и как бы утешительно летающим.

6.  Иногда, рассуждая о сладостях и утешениях, которые бывают у него, помышляет он, что самого себя только тем утешает, а не Богу молится, ибо ум его углублен в сердце, а не на небе пред Богом предстоит; и тотчас хочет он его к Богу возвести, и вот, видит ум свой подобным облаку и возлетающим на небо к Богу. И тогда в сердце уже прекращается молитва, до тех пор, пока ум, возвратившись, снова в сердце не войдет, но только одна сладость утешительная в сердце ощущается.

7.  Иногда размышляет он о словах Господних в Евангелии, которые Господь женщине самарянке сказал: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущая в живот вечный (Ин. 4, 14), -- и от этого размышления сладость великая изливается в сердце его.

8.  Иногда, и о других словах, приводимых в Евангелии, размышляя, ощущает подобные же сладостные действия, а потому, из-за множества и сходства, я не записывал их.

9.  Иногда чувствует он всего себя в молитве, то есть во всех членах, частях и суставах молитву саму собой творящуюся, и, внимая действию тому, не отторжен бывает от простертия к Богу, и, удивляясь этому, утешается. И таковое действие бывало с ним неоднократно.

10.  Иногда, сидя долгое время, в одну только молитву углубившись, — часов около четырех и более — вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он.

11.   Иногда от великого внутреннего духовного о Боге радования и многой ощущаемой в сердце сладости и любви безмерной, каковую чувствует ко Христу, недоумевает он:   какими  словами  именовать  Господа нашего  Иисуса Христа, ибо этой молитвой, называемой Иисусовой, кажется ему именовать Господа мало; и, о том жалея и болезнуя, что не знает, как именовать, остается без молитвы, то есть слова молитвенные утаиваются и не ощущаются, а только одна сладость сильно кипит и волнуется внутри сердца его, и от чрезмерного воскипания обильно изливается вовне из сердца, словно рекою.

12.  Иногда понудит он себя вообразить в сердце Христа Господа Младенцем и тотчас весь сладостью исполняется.

13.  Иногда от великой молитвенной сладости и утешения многого пребывает он, сидя, внимая умному чистому молению, до шести часов и более.

14.  Иногда от чрезмерной любви ко Господу Богу и от помышления о своем недостоинстве сами из очей его слезы умилительные источаются.

15.  Иногда, не в силах будучи стерпеть многой внутренней сладости и словно оживотворительной некой духовной радости внутри сердца, слезы источает он обильно.

16.  Иногда приходит такая сладость, что не только сердце наполняет, но и все члены, и суставы преисполняет, и во всей крови как бы кипит, и нет того места, в котором не чувствовалась бы таковая чуднодействующая непостижимая сладость — до того, что сердце от нестерпимости делается трепетным.

17.  Иногда не только сердце трепещет от таковой безмерно умножившейся, неизреченной и нестерпимой сладости, радости и распаленной любви к Богу, но и все тело трепещет и колеблется наподобие, как при болезни, именуемой

трясучей и лихорадкой, но безболезненно; и так сильно колеблется он всем телом, что едва сидеть может.

18.  Иногда, при таковой утешительной вышеописанной сладости и трепете сердца и всего тела, уже не имеет он молитвы, даже силы молиться или власти ее производить; тем сильнее тогда отрешен он от всех помышлений века сего и пребывает уже вне всего, только единой утешительной сладостью весь будто облит или будто погружен в нее, и так весь чисто восхищен и углублен в любовь Божию.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #288 : 19 Апрель 2019, 18:48:09 »
Любовь=Бог это нечто абсолютно неделимое.
И Любовь к жене (как Им и установлено) и Любовь к Богу - это Сам Бог и есть, царствующий в человеке, и делающий смысл его вечному существованию.
Нельзя разделять Любовь=Бога.
И тот, кто вкусил Любовь, это знает чётко.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

acerola

  • Сообщений: 23
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #289 : 20 Апрель 2019, 09:06:48 »
Сергий, Вы почему-то будто бы не разделяете Любовь и любовь плотскую. Когда одно есть действие нетварное в человеке, а другое - скорее действие тварное, чем нет.
Любовь Божественная действует как скаляр, если можно так выразиться, притягивая человека равно ко всему сущему, кроме греха. По скольку грех одновременно, и не существует по природе, и противен Любви как злое намерение воли, восставшей против неё. Тогда как любовь плотская выделяет для себя один объект влечения и может реализовываться греховно.
Не вижу ничего плохого в любви плотской, когда ей есть своё место и время (в браке).

Svetlana, на мой взгляд проповедуется только необходимое страдание. Поскольку обретение бесстрастия, наверное, это всегда внутренняя война в человеке.

Красивая Осень, смирение само по себе - это низкое мнение человека о себе перед всем сущим. Эффекты смирения многоразличны - в том числе мир в бесстрастной душе, устойчивость воли ко греху и многое другое. Действия смирения так же многообразны, как и свобода человека на доброе.

Elena, нравится как вы описываете что такое страсть. Да, страсть в душе - это наклонность души действовать неким образом самовольно, часто против воли человека.

lily, по обретении бесстрастия человек не теряет эмоциональность. Просто вся душа начинает двигаться гармонично вслед за любым движением воли.
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2019, 09:23:14 от acerola »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #290 : 20 Апрель 2019, 11:00:45 »
acerola, у ап. Павла любовь довольно точно, в смысле метода, а не исчерпывающего перечня, определена через апофатику, что единственно верный подход при познании непостижимого Бога. И там любовь определяется через действия любящего, ибо иначе, без действия, это всё будет типа разговоров про "сферических коней в вакууме" ...
А что есть действие?
Разве действие, как выражение духа, единственно возможное выражение духа, не идёт через плоть ТОЛЬКО?
Именно через плоть, ведь и доброе слово воздействует только через плоть органов слуха ...
Такие дела.
Так что согласно и Павлу, и других святых, любовь плотская, включая и секс, есть просто выражение единой и неразрывной любви в действии.
Иной любви вы никогда просто не постигните, ибо не ощутите её никогда ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #291 : 20 Апрель 2019, 12:01:30 »
Иной любви вы никогда просто не постигните, ибо не ощутите её никогда ...

Сергий, никогда не говори никогда.
And death shall have no dominion

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #292 : 20 Апрель 2019, 12:11:05 »
Иной любви вы никогда просто не постигните, ибо не ощутите её никогда ...

Сергий, никогда не говори никогда.
Хорошо.
Но я понимаю плоть, как тварное. И даже нетварное воздействует на тварное так нетварно, что тварный разум это ощущает всегда лишь тварным образом, как тварное воздействие, ибо у тварного разума всё тварное по определению. И в этом нет ничего обидного, ибо признать себя тварью Бога, - это первый и главный шаг к спасению.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #293 : 20 Апрель 2019, 12:40:49 »

Так что согласно и Павлу, и других святых, любовь плотская, включая и секс, есть просто выражение единой и неразрывной любви в действии.
Иной любви вы никогда просто не постигните, ибо не ощутите её никогда ...

Сергий, вопросы.

В своих ранних (но не настолько) топика Вы утверждали, что для обретения спасения  соития между мужем и женой следует избегать. Если надо, посмотрю Ваши посты и опубликую. Теперь в Ваших рассужднниях секс становится одним из  способов проявления любви. Почему?

Вы о плотских отношениях рассуждаете как о ступенчатом познании любви (типо пришло время) или как о сублимации плотских отношений?
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2019, 13:23:26 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #294 : 20 Апрель 2019, 13:27:45 »

Так что согласно и Павлу, и других святых, любовь плотская, включая и секс, есть просто выражение единой и неразрывной любви в действии.
Иной любви вы никогда просто не постигните, ибо не ощутите её никогда ...


Сергий, вопросы.

В своих ранних (но не настолько топика) Вы утверждали, что для обретения спасения  соития между мужем и женой следует избегать. Если надо, посмотрю Ваши посты и опубликую. Теперь в Ваших рассужднниях секс становится одним из  способов проявления любви. Почему?

Вы о плотских отношениях рассуждаете как о ступенчатом познании любви (типо пришло время) или как о сублимации плотских отношений?

У меня нет противоречия.
Но суть я не излагаю.
Намеренно.
Займитесь синтезом когерентной единой истины, а не поиском мнимых противоречий в моих словах.
Попытайтесь понять хотя бы то, что адам и его женщина созданы были для вечного счастья и любви, а вовсе не для брака и деторождения, производящего несчастных и неуклонно деградирующих разумных существ, что факт и всеми ныне наблюдаемый феномен.
Церковь, то есть мир и его власти, учат, что суть отношений мужа и жены в деторождении.
А это совсем не так.
Всё с точностью до наоборот, хотя деторождение и попущено Богом, и охраняется Им, как и дети.

Я не вещаю истины.
Почему?
Истины, пришедшие извне, не имеют цены.
Выстраданное свое понимание гораздо ценнее для спасения.
Поэтому и призываю к синтезу, к попытке всё понять самому.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #295 : 20 Апрель 2019, 13:35:25 »
Я не ищу противоречий, а пытаюсь понять Вашу целостную картину посредством вопросов. Но Вы не отвечаете на них. Попустить деторождение и плотское отношение это одно. А писать что это одно из проявлений любви - это другое. Вопрос о скблимации, если не сложно ответьте.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #296 : 20 Апрель 2019, 13:54:45 »
Почему такой ажиотаж вокруг секса и деторождения? Чем это вызвано? Каждый сам решает что ему в жизни нужно. Обременять себя, не обременять. Чему посвятить. Или что уже имеется и как организовать что необходимо в таких условиях. Простите, но откуда эта узколобость вокруг межполовых отношений?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #297 : 20 Апрель 2019, 14:16:45 »
 :-)
Сублимация?
Какое дурацкое понятие ...
Лишь тень реала ...

Ну, ладно ...
Женщина была дана Богом адаму для "сублимации" заложенной в него, но не реализовавшейся, любви к Богу в его реальном движении.
Так понятнее?
Вряд ли ...
Но, увы, я тут бессилен помочь ...
 :-(

И деторождение тут и рядом не стояло ...
Пиетет перед деторождением от язычества, неверия и атеизма.
Святые огромное число раз говорили, что Бог свободно может всегда размножить человеков и без деторождения.
Деторождение элемент схемы выживания и благоденствия кишащего на Земле человечества, сообщества разумных животных, не имеющих на деле никакого смысла для своего индивидуального вечного существования.
Имеющему смысл индивидуального вечного существования деторождение глубоко до лампочки ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #298 : 20 Апрель 2019, 14:54:00 »
Сергий, у меня отношение к наслаждению прямо противоположное, чем в ортодоксальном христианстве. Но, это не значит, что программы, заложенные христианством, и воспитанием, во мне не срабатывают. Они -то и не дают наслаждаться ( едой, природой, хорошим фильмом, чем угодно). Внутренний критик осуждает любое наслаждение, и избавиться от его притязаний нелегко.
Вспомнила, как в школьные годы, меня заставили пересказывать текст о пытках в немецких концлагерях.  Этот опыт оставил болезненный след в душе. Или, как в юношеском возрасте родителями подавлялось и осуждалось любое проявление сексуальности.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Из болота тащить бегемота
« Ответ #299 : 20 Апрель 2019, 15:01:50 »
Svetlana,
Да, мир так действует. И ещё мир любит двойные стандарты. Мир и его власти, особо власти над умами, над духом, самое большее - любят всё окончательно запутать, чтобы "в мутной воде" полной дезориентации в системе ценностей, разделяя всё и вся, властвовать всласть.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.