Alexander,
Ну что Вы, вовсе не так, не представляю я деспотов, что Вы. Может быть просто, пытаясь подчеркнуть да оттенить детали, я немного утрировал, используя такие слова, как "попрошайничать" или "клянчить". И -пересолил :0) Вот у Вас и создалось впечатление, будто о деспотизме речь веду или кликушество воспеваю. Нет, нет, извините если так показалось.
Вот смотрите что Макарий Египетский пишет: "потому ты сотворен по образу и подобию Божию, что Бог самовластен и делает, что хочет. Он захочет, Он в силу своей власти пошлет праведных в геенну и грешников в Свое царство. Но этого он не одобряет и не избирает, ибо Господь справедлив. Также и ты самовластен, но неустойчив по природе, а потому, если захочешь, можешь погибнуть, можешь богохульствовать, отравлять и убивать, и никто тебе не помешает в этом"
Не деспота же святой Макарий рисует, так же? Но он святой, он не пересолит, он сразу оговорился, что тут ничего такого этакого, чтоб не смутить, а я-то не святой и написал по-простому, вот и пересолил видать с гиперболами, уж простите пожалуйста, если ими смутил, это не нарочно.
Но молящийся - он все-таки нищий, молящий Бога о незаслуженном благодеянии, ну правда же, не в обиду будет сказано. И мытарь из притчи - как раз об этом. Позвольте уж я Вам что-ли немного расскажу, как и почему я это вдруг так говорю все это, чтоб не наталкивать Вас на ошибочные предположения и восприятие. Просто я проживаю в маленьком городке в Америке, ну так вышло. Тут все маленькое, и церкви-то нашей православной простой нет, точнее есть, но греческая, а там как-то все не совсем просто, там все на английском, да и по-другому, чем у нас, наверное тоже конечно хорошо, но трудновато просто как-то. Ну а я значит вот, решил, так сказать, что дай-ка я проведу подготовку к посту, ну неформально что-ли. Ну хотел как лучше, понимаете? :о) Ну, вот и стал сам думать, обдумывать это дело, эту притчу о мытаре и фарисее. И вышло у меня, что это о том, как молиться. Что надо как бы искать и найти в себе мытаря (который только по наружности мытарь) кающегося, просящего, и этим-то укоряющим себя "мытарем-не мытарем" из притчи и молиться, что значит - просить милости Божией на манер нищего.
И даже вышло, что вообще-то мытарь - это в Писании символ неправильного подхода к молитве. Потому что благодать как милостыню просят в мольбе, а не как налоги взымают с Неба. В этом и догадка-то, как молить, а не глупости всякие про деспотов, нет.
Ну вот я и брякнул тут про это про все. Устроил тут этакое "богословие" свое неотесанного слона и бармалея в мирном теремке, и вот какая неловкость получилась :о) Не сердитесь, прошу прощения, я просто пересолил, а не хотел дебоширить, правда.