могу предположить что это внутренняя гордость отстаивает свое право мирянина претендовать на духовность
Сейчас вообще есть тенденция смакующей ругани церкви и монашества, причём всё это с нотами уничижения, ненависти и боли (которой, видимо, хлебнул немало там ругающий), в общем, как-то горячо что ли и с будто завистью-озлоблением, что вызывает подозрение в личной святости такого неспокойного ругальщика.
И слова аввы на тот момент соответствовали положению дел. Учитывая качество как тех мирян так и тех монахов.
В своих словах Исаак, и не только тут, исходит из того, что мирянину по любому в силу обремененности мирскими делами приходится отвлекаться от богомыслия и молитвы - но никак не отрицая самой возможности этого делания для мирян и не умаляя положения мирянина в праве на духовность
Также считаю. Это сейчас всё смешалось, сплошная эклектика, и не пойми, где уже какие границы мистической земной церкви проходят. А тогда монашество действительно отличалось бОльшими возможностями, это была целая школа передачи опыта, знаний, инициаций, особые условия, пространство, объём тишины и т.д., которых "миряне" просто в силу другого образа жизни были лишены. Поэтому и предполагалось, что тот, кто в монашеском чине, ближе к небесной иерархии. Но на практике, вероятно, вариации и разные бывали.
А уж какие тогда были миряне!
А бывали, говорят, времена, когда всё напоминало один большой монастырь.