Сергий, не согласен с тем, что Вы пишите о главе 8 Евангелия от Иоанна. Вместо подстрочных взрываний, давайте смыслы постигать, логосы.
В главе 8 Иисус дает иное учение, чем Ваше. Сначала говорит о том , что Он есть Сын Божий, от начала Сущий, и что иудеи, не уверовавшие, что это Он, умрут грехом, а уверовавшие - будут свободными. На что те возражают, дескать мы и так не рабы. Тогда Христос дает учение о рабах греха, и о сынах и отце лжи. Отец лжи - кто это? Тот, кто ложь породил в мироздании, от кого и есть-пошла погибель. Господь указывает кто, но не так, чтобы многие отцы, а один отец лжи указан Господом, и указано что этот отец лжи - диавол. Не Каин отец лжи и не другие убийцы. И то, что Каин не отец лжи, очевидно: ведь ложь рождена еще до Каина. Бытие 3, 1-4 показывает, как было рождение лжи, и кто отец лжи: "сказал змей жене: нет , не умрете". Ложь породил тем самым, так и родилась на свете от диавола ложь. Ложь, искажающая правду, сказанную Богом: "от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Быт 2-17).
Заметьте, сказано "в день, в который ты вкусишь". А Каин убил не в тот день. Каин - человекоубийца, но не человекоубийца от начала. А человекоубийство от начала произошло в именно тот день, когда люди согласились предать Любовь. Именно в тот день, ибо Бог правду сказал о том дне. И произошло посредством рождения диаволом лжи, ставшей орудием этого человекоубийства.
Ваша же текущая интерпретация, увы, противоречит Евангелию. Не только букву Вы поменяли, но и существенно изменили смысл. И теперь перекладываете человекоубийство от начала, совершенное отцом лжи дьяволом, на рабов или сынов греха. Этим ложь делаете, неправильное делаете. В таком перекладывании уже и не суровость, а неправда сеется. Ведь в действительности раб - не вечно пребывает в доме господина. Раб греха грешит лишь в силу убитости своей, будучи убит человекоубийцей от начала. И заново может быть рожден от Духа. И очищен может быть, и оживлен. А может и усыновиться убийце своему, но и такой ученик не равен своему мучителю.
Вот и про Иуду Евангелие говорит ясно, что вошел в него сатана извне: Лк 22-3, Ин 13-27. Вы же утверждаете "никто не вселялся", "сам становится" - противоречите Премудрости, вскормившей отцов, а не внемлите Ей. Не новый ли Вы метод доказательства изобрели - чуть что не по-Вашему, чик-чик и Евангелие поправить? И если да, то куда такая дребедень заведет Вас и тех кто на таком пути? Это бы завело в тупичок сотворения из себя кумира, или самодурства, и надеюсь, что Вы не на этом пути.
Вопрос же о соблазнившемся и соблазняющем принципиален. И не в том дело, не в том разрешение противоречий или синтез, что я или же Вы от себя нечто поутверждаем. Ведь разве уже обожены я или Вы так, чтобы от меня или от Вас от самих брать утверждения по данному принципиальному вопросу ? Нет, не будем обольщаться и лицемерить, мы еще грешим, а не обожены, пока что мы с Вами еще моральные уродцы в рваных одежках, язвах и струпьях греха, да смердим нелюбовью. Вот что сближает наши позиции. И значит вместо нас нам калекам надо бы послушать Врачевателя наших язв - Бога, Святую Троицу.
Давайте пытаться послушать Бога Отца, вот Он Сына Своего Единородного посылает вочеловечиться. Как же, помятуя об этом, можно говорить, что человек бывает дьяволом? Вранье и/или заблуждение. Человек исходный, не убитый дьяволом, чист и не имеет греха в себе и Отец явил это в Сыне. Или иначе, по тексту. См. Бытие, глава 1. Сотворив все, Бог благословил человека и сказал определенно: хорошо весьма. Так не будем же и мы отрицать того, что человек - хорошо весьма.
И послушаем Сына - нас ради человеков идет Он на крест. За грешников идет, знает например, что Петр согрешит и отречется по слабости своей, а идет за него в частности на Крест. Кощунственно думать что за дьяволов, но идет Он за рабов греха, уверовавших во имя Его, но слабостями порабощенными, идет, чтобы грешникам спастись. Не идет Сын против Отца и помогать дьяволу человекоубийце. Значит, раб греха, очевидно, не дьявол. Христос идет на крест за грешников и учит - да любите друг друга, и пребудете во Мне и Я в вас. Разве дьяволов Он звал в Себе пребывать и готов быть в них? Нет конечно, такое утверждение ложно, прости Господи. И значит ложно утверждение о том, что люди якобы дьяволы. Посмотрим и на исцеления Христом больных, бесноватых, одержимых: приказывал сатане выйти из людей, а не людям велел низвергнуться в пропасть. А раз выйти, то значит прежде в тех людей сатана именно вошел, а не сами они стали "сатанами". Вспомним и про искушение Христа в пустыне - именно извне пребывая, а не внутри, диавол искушал, искал как бы войти в Иисуса как человека, пытался войти, но не смог. Так вовне и остался. Или, например, проверьте по тексту Евангелия, Лк 10-18 Господь говорит : "Я видел сатану спадшего с неба как молния" - это очевидно не о человеке говорит. А о внешнем по отношению к человеку. Не будем же и мы противоречить Слову Бога.
Давайте прислушаемся и к Духу Святому и учению святых отцов. Они нам пишут, что по естественной исходной природе своей человек благ, и лишь по повреждению этой природы, вхождением в человека сатаны, человек оказывается причастен злу. Зло таким образом - извне закралось, чуждо природе, и это весьма важно. См. диспут преподобного Максим Исповедника с Пиром. Пирр : "Что же, добродетели природны?" Максим : "Да, природны." <...> "Поэтому, как только обман будет окончательно смыт, душа сразу же обнаруживает блеск природной добродетели."
Итак, Святой Дух учит, что не по природе, а извне в человеке обман, и если смыть его, если вычистить сосуд от привнесенных дьяволом извне ядов, то будет сосуд снова хорош весьма и годен для благодати.
В молитве мы и просим Бога "избави нас от лукавого". То есть просим - по любви Своей вымети, вымой, освободи нас от всякой дряни, извне занесенной. И вместе с тем, просим также и "помилуй мя". Так значит те настоящие-то мы, кого помиловать просим, суть вовсе и не та дрянь, которая занесена в нас извне, и от которой просим избавить.
Поэтому, не годится смешивать грешника, грех и диавола, у которых соотношение как у убитого, орудия убийства и убийцы.