Человек посредством экстаза становится неожиданно трансцендентен себе прежнему, недостижим себе-обыденному, Любой экстаз - выход за пределы себя. И человек переживает выход за пределы себя (максимум, достижимый опытно - эксперимент с депривацией ощущений).
Хочу и предлагаю поговорить о трех видах экстаза.
Сексуальном, когда от уз тяготения плоти (желания) разрешается тело, умственном (научном), когда возникает прорыв, разрешается клубок задач ума, и религиозном, когда единением с Богом разрешается сердце. Разрешается бремя уз ожидания, предвкушения, предчувствия, молитвенного труда, например, или чтения и размышления, или потребности в близости.
Других видов экстаза, именно выхода (эк) за пределы стазиса, нет, остальные лишь тени перечисленных. Такой подход, в таких категориях, на мой взгляд, в русле умного делания. Потому что тут и телесная разрядка может произойти (избитая тема кундалини), и умственная (переживание новых находок, логической ясности бытия), и сердечная (переживание Божиего присутствия).
Тут три линии, я полагаю. Миром движет сексуальность - оккультизм. Миром движет социальность и разум - философские течения. Миром правит Бог - религиозность. Потому как либо тело, либо рассудок, либо сердце, то бишь плоть, душа и дух.
Дух, насколько я понимаю (возражения принимаются и приветствуются) не рассудочная категория, потому что духовность это простота, мудрость житейская, обыденность в сохранности бытия, мирное житие в благочестии и чистоте и все ведь. Поэтому душа, я полагаю, развивается в философствующем порыве рассудка, душа выходит из себя (трансцендируется от себя) в переживании логического прорыва, человека озаряет мысль. Дух же, вырывая человека из пределов себя к Богу, дает слезы умиления, радостопечалие, и, что важно, отпускает человека в благочестивое бытие, простое до мудрости бытия.
Душа, познавшая новое, возвращается горделивой, человек переживает себя умнее других, ему и хорошо от того.
Сексуальность же, выводя человека в экстатическом переживании за пределы бытования, вводит человека в необходимость поиска новых телесных и рассудочных ощущений. Тут важна, я думаю, похожесть на действия в религиозном экстазе, но с точностью до наоборот. Человек переживает мир, как глобальную сексуальность, уже не связанную с другим, лично его, человеком, разбивается парность супружества или в супружестве начинается поиск ощущений. И, соответственно, способов усиления ощущений, что и принимается за любовь.
Если религиозный экстаз (экстаз сердца) введет человека в любовь к людям, забывающую себя, как центр мира, то сексуальный экстаз ведет к вселюбви, я писала в другой теме - "укусить помидор" может переживаться, как касание губ, поцелуй. Это в апогее сексуального переживания бытия. Касание ветра, касание песка на берегу, ласковость простыней - в общем, сексуальность, как двигатель всего. Тогда все длинные объекты кажутся (переживаются) как фаллические, и круглые-мягкие, соответственно, как вагиноподбные. Мир совокупляется с собой в такой парадигме, отсюда оккультные формулы (как рассудочное продолжение линии) и потаенность.
Вот об этом предлагаю поговорить в русле умного делания, как делания по перемене себя. Три вехи - сексуальность, рассудочность и сердечность - обозначают, на мой взгляд, направление пути, по которому идет человек.