Исихазм

Автор Тема: Эмилиан Вафидис - Слово о трезвении. Толкование на «Слово о трезвении и молитве»  (Прочитано 7458 раз)

isihazm

  • Сообщений: 23
  • Иной
    • Просмотр профиля

https://www.labirint.ru/books/748629/

Эмилиан Архимандрит: Слово о трезвении. Толкование на «Слово о трезвении и молитве» преп. Исихия Иерусалимского. Часть 1.

Может ли кто сделать скан во славу Божию, братие?
СпасиБоже.

isihazm

  • Сообщений: 23
  • Иной
    • Просмотр профиля

https://mega.nz/file/etlX2SpZ#3MZWQ2QpmVFp-WeYbrP0i6MvZkiWYLW6UN4LuDGftJ8

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) - Слово о трезвении. Толкование на святого Исихия Иерусалимского. (.pdf)

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Не буду плодить сущности и создавать новую тему. Спрошу здесь.
схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) Поучения и проповеди (https://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidis/)

Вопрос уважаемым участникам по содержанию поучений. Одновременно с воодушевлением от прочитанного и осознанием глубины и яркости материала остается некоторое недоумение.
Например трактовка первоначальной "борьбы с Богом" из которой человек выходит победителем.
Конечно важно толкование.

Также интересны комментарии на текст описания момента "смерти" ветхого человека. Например такой:

"Если же мне захочется вывести из потаенных уголков, из подполья, из подсознания свое собственное «я» (а существует большая опасность того, что моя собственная сущность еще неоднократно проявится), тогда немедленно произойдет то, о чем говорит Симеон Новый Богослов. И пропадает Бог в душе, и потребуются годы, чтобы вновь докричаться до Него, если вообще удастся!".

Мой падший ум пугается перспективы полного растворения "я" в Боге. Конечно важны нюансы. Конечно почти невозможно понять такие вещи без хотя бы приблизительного лично опыта такого рода. Но вопрос все таки этот озвучу.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Владислав, я по-простому про "растворение в Боге".
Любить надо учиться по-настоящему. Вот и будет Бог в тебе, а ты в Нём. И это будет неслитно-нераздельно, как и у Иисуса, и без всякого растворения в Боге твоего "Я". Твоё "Я" останется твоим, но Бог=Любовь будет в тебе, а ты в Нём.
При том Любовь лишь одно из имён Бога. И для остальных имён Бога сказанное выше также верно.
А у этого автора монаха многословия возвышенного выше крыши, а чего-то сокровенного и помогающего по делу - пшик ...
Он и Бога то завёт не по личному имени-действию, а по имени Его сущности: "Бог". Зовёт Его не Отец, не Создатель, не Творец, не Любовь, не Истина, а по большей части лишь сухо и НИКАК: " Бог". Нет тогда у меня доверия к его словам.
И, да, эту его проповедь " Я приступаю к поиску Духа Бога" я прочитал.
Впечатление от неё, как от дурных проповедей протестантских проповедников ...
Для меня отталкивающее впечатление ...
« Последнее редактирование: 01 Июнь 2021, 22:12:58 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Спасибо за отзыв. Совершенно согласен с вашим посылом, по простому про "растворение в Боге". Это понятно "в общем и целом". Отец Эмилиан пишет как раз не в "общем и целом". И это ценно.
У меня нет сомнений, что он делает это от опыта. Явление Христа, как сообщает биография, он испытал еще в раннем возрасте, напоминая историю Силуана Афонского.
А вот стиль изложения несколько не привычен, согласен. Хорошо, подождем еще мнений.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Спасибо за отзыв. Совершенно согласен с вашим посылом, по простому про "растворение в Боге". Это понятно "в общем и целом". Отец Эмилиан пишет как раз не в "общем и целом". И это ценно.
У меня нет сомнений, что он делает это от опыта. Явление Христа, как сообщает биография, он испытал еще в раннем возрасте, напоминая историю Силуана Афонского.
А вот стиль изложения несколько не привычен, согласен. Хорошо, подождем еще мнений.
Я это всё Вами сказанное вполне понимаю и против уважаемого старца ничего не имею.
Просто личное впечатление по нескольким мельком просмотренным текстам.
Многословие - факт, но многим именно это и нравится, а суть мало кого ныне волнует.
Вот Вас взволновала суть его слов, и это хорошо.
Но суть слов этого монаха уловить сложно и Вы то суть и не уловили тоже ... Это ведь факт ...
Думаю он пытался говорить притчевым языком или нечто в этом духе пытался воспроизвести.
Но ценны лишь краткие и предельно абстрактные притчи, многословие же их губит ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Просто личное впечатление по нескольким мельком просмотренным текстам.
Многословие - факт, но многим именно это и нравится, а суть мало кого ныне волнует.
Вот Вас взволновала суть его слов, и это хорошо.
Но суть слов этого монаха уловить сложно и Вы то суть и не уловили тоже ... Это ведь факт ...
Думаю он пытался говорить притчевым языком или нечто в этом духе пытался воспроизвести.
Но ценны лишь краткие и предельно абстрактные притчи, многословие же их губит ...
Да, конечно, все вправе иметь собственное мнение.
Скажу про свое - мне не показалось многословным. Скорее даже показались записи конспективными.
Литературу подобного рода только и читают ради сути - иначе время на ветер. Это же не беллетристика.
Вы правильно отметили, что суть я не уловил - добавлю - не уловил полностью. Отчасти - потому что не имею похожего опыта, отчасти может по неудачному переводу - поэтому и создал вопрос, чтобы мнениями коллег уточнить эти вопросы.
Однако смысл не полностью непрозрачен. Тот опыт что имею, позволяет доверять тексту и отчасти, в свою меру понимать о чем идет речь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Владислав, монах пишет не о смерти ветхого человека и не о растворении "я" в Боге, а о выражении любви, и выражении доверия к Богу полным отданием себя в волю Бога. Это важный, точнее, переломный этап рождения свыше. Потери то своей воли многие и боятся, как потери своего "я". Но на деле нет ни потери свой воли, ни тем более полного растворения своего "я" в Боге. Есть лишь практический опыт отдания себя (и то временно) в полную волю Бога (себя целиком, целиком и тела и духа, но совершенно без растворения в Боге). Это опыт доверия для научения вере, надежде и любви. Обычно Богу это нужно для конкретного экстренного случая спасения человека научением его подлинной молитве в надежде, вере и любви, в полном доверии Богу.
Этот уважаемый монах и пытается это рассказать, продолжая осмысливать свой реальный опыт детства-юности.
Но моё мнение прежнее - у него плохо получилось ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Вот так и бывает. Теоретически все понятно и поэтому, почти уже не интересно - ведь понятно же. А вот практика ставит лицом пред Лицем и возникают вопросы и недоумения. И это страшно.
Как может человек описывать лишь опыт детства-юности, когда он воспроизвел это в своей жизни. Можно ли говоря подобные вещи быть "теоретиком"?

"Сколь неизмерима наша беда, и вы это чувствуете, если мы не умеем молиться! Неизмерима! Это наибольшее из всех зол для нас. Его невозможно сравнить с каким–либо другим. Если предположить, что взорвутся звезды и миры между ними, и все, вверху и внизу, обратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергаемся мы, когда не умеем молиться. Опасность неминуема для нас в случае такого духовного невежества.
Что такое молитва? Это колесница души, сказали мы. Давайте скажем еще и так: это та атмосфера, внутри которой живет душа. Как легкие вдыхают воздух? Точно так же и душа дышит молитвой."


Старец говорит о становлении Христом молящегося:

"Молитва достигла своей цели! Отплыл кораблик из нашей гавани и достиг того места, куда мы хотели приплыть. До сих пор мы были в пути. Здесь же конечный пункт молитвы нашей! Это восхищение Бога в моем сердце посредством собственной воли в Духе Святом. Соединяются теперь ум мой и дух мой с Богом, я весь становлюсь пламенем, то есть поглощаюсь им, этим светом Божиим, бездной милости Его, словно маленькая капля в океане; у меня складывается чувство моего мистического соединения с Богом, Который присутствовал рядом посредством таинственной жизни, и я стал участником и причастником Его жизни, а Он стал причастным моей ипостаси, моей природе, Бог стал в этот момент единым целым со мною.
Природа моя и Его действующая природа объединяются в одном лице. Не в лице Сына Божия, но в лице молящегося человека. То, что произошло во Христе через девство Пресвятой Богородицы, когда объединились две различные природы и стало одно Лицо, одна Ипостась Божественного Слова, то же самое происходит теперь и во мне посредством девствующей души моей, которая мучается денно и нощно и в конце концов осуществляет это для того, чтобы стали они одна плоть (Быт. 2, 24), один дух (1 Кор. 6, 17). Из–за того, что становимся мы духом единым, становимся мы единым человеком: не лицом Слова Божия, но лицом того или иного молящегося святого."


Повторюсь, вопрос в толковании его слов о начальном этапе молитвы:

"Но предположим, мы стали молиться и начинаем битву с Ним. Он сопротивляется, борюсь и я, и вопрос теперь в том, победит Он или я. Нет другой возможности, кроме как упасть мне, залитому кровью, или одержать над Ним верх и услышать: «Ты победил Меня». Именно это слышали святые, которые Его делали своим послушником."

Для меня таки слова трудны. Хотя в дальнейшем они несколько проясняются:

"Итак, во–первых, необходимо переживать молитву как борьбу . Во–вторых, как крик из глубины души, который, как мы уже сказали, у разных людей принимает разную форму. Однако когда мы пойдем вперед, то заметим, что вопль нашей души не доходит до Бога. Он должен измениться, стать безмолвием в атмосфере молчания."

Про тишину, молчание и предощущение Встречи - текст почти прозрачен. Коротко и понятно:

"Итак, наша молитва в своем прогрессе — но что значит «в прогрессе» — в своем исходе начинает выходить изнутри нас, чтобы стать действительно одним движением к Богу. Мы увидим, что она есть некое молчание в молчании, абсолютное и глубинное, поэтому мне нужно или учиться молитве в шуме, потому что невозможно достичь абсолютного безмолвия, или каждому необходимо по мере возможности стремиться к абсолютному молчанию ради молитвы".

И дальше

"...в нас присутствует таинственное, напряженное ожидание. Испытав его, можно двинуться дальше, наслаждаясь безмолвием, тем, что называют предвкушением пришествия Духа и познанием присутствия Бога."

Резюмируя в такой классификации молитву отец пишет:

"Я сказал вам в самом начале: мы испытываем переживание борьбы, затем крика из глубины души, после — близости Духа, молчания в тишине, тревожного ожидания, затем молчаливого предвкушения и наслаждения, наслаждения в тишине, и впоследствии обретаем самопознание, тот решающий пункт откровения и ведения собственного сердца и момент выбора: принять или отвергнуть Бога? Это есть своего рода момент познания Духа."

Я думаю эти "Наставления" суть записи его бесед или проповедей, отсюда и своеобразные рефрены мыслей. В них совершенно не затронута "техника", поэтому тема может показаться не раскрытой. В них спрессовано время: по ощущениям сейчас борюсь, завтра молчу, после завтра "знакомлюсь" с Богом. В реальности же в эти периоды вложена жизнь. Для некоторых и длиннее чем жизнь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Владислав, догматически, там где у этого монаха про сущности и соединение человека с Богом по подобию Иисуса, всё за рамками современной православной догматики и попахивает ересями, хотя это ведь не слова догматиста, а слова практика, да и в переводах его слов я тоже не уверен, знаем мы чудеса переводов ...
Про борьбу с Богом - аллюзия на борьбу Иакова-Израиля "с Богом" (на деле в Ветхом Завете описана лишь борьба с ангелом, и про "борьбу с Богом" это просто дурное прочтение-перевод консонантного текста).
Мне это всё совсем не нравится у этого монаха.
Не о том, не о том надо говорить, и не тому, не тому учить людей, якобы научая их молитве ...
Не борьбе с Богом надо учиться, надо учиться довериться Богу ...
Бороться с Богом каждый дурак может, и не только может, но и борется постоянно, а вот полностью довериться Богу может далеко не каждый.
Слишком лёгкий путь предлагает этот монах, и поэтому это путь в никуда.

И опять же АБСТРАКТНЫЙ и никак не именуемый "Бог" этого монаха лично мне и не особо интересен.
Интересен Бог, как целенаправленно действующая умная сила, как Любовь, Добро, Свет, Истина и т.д., а так это всё не православно выходит, как ты там не заклинай своей любовью к словам св. отцов.
Св. отцы учили всё же иному.
Рекомендую забить и забыть этого "старца", не заморачиваться его виршами.
И что Вы в его словах такого особого нашли так я и не понял.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Владислав, здравствуйте! Какое бы из этих поучений Вы посоветовали посмотреть (нет внутреннего благословения читать их все) особо, где какой-то ключевой вопрос, на который бы хотели ответ?

"Если же мне захочется вывести из потаенных уголков, из подполья, из подсознания своё собственное «я» (а существует большая опасность того, что моя собственная сущность еще неоднократно проявится), тогда немедленно произойдет то, о чем говорит Симеон Новый Богослов. И пропадает Бог в душе, и потребуются годы, чтобы вновь докричаться до Него, если вообще удастся!"
Мне видится, ключевое тут "мне захочется". Когда так, то да, вполне могут быть крайне неприятные последствия - дабы самонадеянность такую уврачевать.

В духовной жизни лучше согласовывать свои эти "мне захочется" с высшим планом, тогда вроде лютостей быть не должно, а наоборот...

Мой падший ум пугается перспективы полного растворения "я" в Боге.
Не бойтесь. Пока ум падший, его никто и никогда не допустит к такому растворению. Всё будет приятно и постепенно и за счастье и в радость. И до той меры, которая и Вам будет приемлема и комфортна.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Владислав, здравствуйте! Какое бы из этих поучений Вы посоветовали посмотреть (нет внутреннего благословения читать их все) особо, где какой-то ключевой вопрос, на который бы хотели ответ?
Тогда с первого вопроса про "борьбу". "Наставления о молитве" (https://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidis/nastavlenie-o-molitve/)

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Владислав, уж не знаю что Вы нашли в этих текстах. Мне они видятся двойственными и невысоко душевными. А ломать себе голову его рекомендацией "борьбы с Богом" в молитве, я вообще не вижу смысла.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Спасибо, друзья, за ответы. Я буду думать еще -:)