Исихазм

Автор Тема: Милостивое сердце в практике умного делания: как обрести?  (Прочитано 4061 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Вчера 1-го августа был день упокоения моего духовного дедушки схииеродиакона Иакова. Помню этот день в 2013 году. Он стал для меня переломным событием.

У схимника было действительно милостивое сердце. И удивительная внутренняя свобода. Сквозь боль и немощи тела пробивался тончайший глубокий свет. Не душевно-добренькое, а звенящее Духом. По этой причине и хочу обратить молитвенное внимание на эту тему. Надеюсь удастся не только поисследовать, но и проработать что-то, начав путь обретения подлинно милостивого сердца в свете умного созидания своей жизни. Милостивого сердца рождающего духовную чуткость и щедрость, различение в действиях, их мотивах, направленности. И в целом наполнение жизни милосердием Духом или милосердием в Духе.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Написал заглавный пост этой темы до того, как прочёл последний пост Вереска в параллельной теме. (Синхрон удивил. Подумалось - Слава Богу до сих пор умею удивляться). В посте Вереска вижу явное проявление милостивого сердца. Я, например, от такого проживания боли на форуме просто отгораживаюсь. Некоторых людей просто не читаю, а то и блокирую их сообщения. Форумский движок позволяет.

Боль ментального давления, корёжения сознания, учительства - она вполне проживается сквозь посты.

В разговоре с Сергием много разных ноток. Но именно в проживании через реальную сердечную боль содержится нечто преображающе-милосердное.

Важно, думаю, не только прояснение "правды матки" или укрепление своих позиций. Но более -всего уменьшение боли, её проработка милостью в Духе.

Когда-то наш дорогой Леонид многократно поднимал тему духовной эмпатии, её усиления, действий в ней или из неё. Про боль, которую мы постоянно носим с собой, и, особенно, боль выдавленную в подсознание Леонид тоже достаточно сказал важных вещей.

Мне кажется в параллельной ветке наиболее важно из сказанного для Сергия то, что сказано из духовной эмпатии. Эти слова буквально наполнены животворящей силой.
« Последнее редактирование: 02 Август 2021, 10:18:27 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Вспаханное в процессе духовной жизни милостивое сердце способно помочь в преодолении духовного тоталитаризма доходящего иногда до духовной жестокости. Возможны "сухие" постижения не омытые милостью сердца. Про это писал многократно Александр. В таких случаях может проявляться даже демоническая духовность.

Насколько понимаю, такие случаи немилостивой "духовности" особенно характерны для новейшего цифрового времени. И требуются особые усилия по видению "киборга" в себе и его постепенного растворения-преодоления.

Опыт прободенного, Духом раненного сердца, когда сердце превращается в сочащуюся рану не забыть. Но по мере жизни, новых постижений рана сердца может как-бы заростать коростой и соряками. Очищению от коросты и прополке сорняков важно уделять время. Иначе до духовного тоталитаризма и жестокости не далеко. Проживаю сказанное до боли. Я во многом милосердие похоронил. На его смену приходит жестокое сердце и ослепленный ум. Слава Богу далось это рассмотреть. Важно теперь в этом делании удержаться. Такая получилась почти публичная исповедь ...

Новый виток искренности, приходящей на форум (в частности в постах Вереска) очень и очень важен в обретении милостивого сердца.
« Последнее редактирование: 02 Август 2021, 10:51:19 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Среди веяний Нового, как понимаю, можно выделить то, в Дзен называется обретение состояния "не ума", освобождения од собственного бесконечного развития осознанности  Здесь же начало освобождения от мировоззрения, догматичности, заскорузлых моделей, вытесняющих реальность. Жизнь много больше любого сознания, мировоззрений и т.д. Вещь очевидная, но в практике не столь явная. Когда надо практиковать целостность себя, про которую не знаешь и которая либо слегка угадывается, либо вообще совершенно сокрыта.

Это, конечно же, волна искренности. Очень важно её уловить и раскрыть в себе.

И то, о чем эта тема. Путь обретения милостивого сердца, омывающего и оживотворяющего новые откровения.
Сегодня звучит по новому. В нетленной свежести. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7); "Будьте милосердны, яко Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк. 6, 36); Исаак Сирин: «Подвижник немилостивый подобен неплодному дереву».

Прошу прощения за следующее обилие цитат. Решил собрать здесь то, что нашел важного.

Еще вспомнилось из рассказа Александра про пожилую женщину, которая привела его ко Христу: у неё было милостивое сердце.

И далее у прп. Исаака Сирина:
Цитировать
Милосердие и правосудие в одной душе - то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая милостию, и ко всем сострадательно преклоняется; кто достоин худого с ним обращения, тому не воздает злом, и кто достоин доброго воздаяния, того преисполняет с избытком. И если правосудие на стороне правды, то милосердие уже на стороне греха. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие - в одной душе. Как зерно песку не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим.

Слова подвижнические. Преподобный Исаак Сирин
http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt88.htm

И далее там же:
Цитировать
Как светлости огня невозможно сделать преграду, чтобы не восходила она вверх, так и молитвам милосердых ничто не препятствует восходить на небо. Каково течение воды на покатом месте, такова сила раздражительности, когда найдет себе доступ в ум наш. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира, и омертвевший для мира омертвел для страстей. Кто омертвел сердцем для близких ему, для того мертв стал диавол. А кто обрел зависть, тот обрел с нею диавола.

Бывает смирение по страху Божию, и бывает смирение из любви к Богу. Иной смирен по страху Божию, другой смирен по радости. И смиренного по страху Божию сопровождают во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце; а смиренного по радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое.

Любовь не знает стыда, потому не умеет придавать членам вид благочиния. Любви естественно не стыдиться и забывать меру свою. Блажен, кто нашел тебя, пристань великой радости! Собрание смиренных возлюбленно Богом, как собор Серафимов. Драгоценно пред Богом тело целомудренное паче чистой жертвы. Две сии добродетели, то есть смирение и целомудрие, уготовляют в душе залог Троицы.

Слова подвижнические. Преподобный Исаак Сирин
http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt88.htm

Проживание Силуана Афонского:
Цитировать
Много нас любит Господь; познано это от Духа Святого, Которого дал мне Господь по единой милости Своей.

       Я старик, и готовлюсь к смерти, и пишу истину ради народа.

       Дух Христов, которого дал мне Господь, всем хочет спасения, да все познают Бога.

       Господь разбойнику дал рай; так и всякому грешнику даст рай. Я хуже смердящего пса грехами моими, но стал просить у Бога прощения, и Он дал мне не только прощение, но и Духа Святого, и в Духе Святом я познал Бога.

       Видишь любовь Божию к нам? И кто опишет сие милосердие?

       О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас: веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех церквах, и в моей душе.

       Дух Святой есть любовь; и любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святой на земле в душах, любящих Бога.

       В Духе Святом все небеса видят землю, и слышат наши молитвы, и приносят их Богу.

       Господь милостив, знает это душа моя, но описать невозможно. Он зело кроток и смирен, и когда душ а увидит Его, то вся изменяется в любовь к Богу и ближнему, и сама делается кроткою и смиренною, но если потеряет человек благодать, то будет плакать, как Адам по изгнании из рая. Он рыдал, и стоны его слышала вся пустыня; слезы его были горьки от скорби, и много лет проливал он их.

       Так душа, познавшая благодать Божию, когда теряет ее, скучает о Боге и говорит:

       «Скучает душа моя о Боге, и слезно ищу Его».

СТАРЕЦ СИЛУАН АФОНСКИЙ Иеромонах Софроний. ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА. СКУЧАНИЕ О БОГЕ
http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_20.htm

Легкий оффтоп. Понравилось и откликнулось.
Цитировать
47. Держи в уме и чувстве, что ты козлище, а потому и знай: чтобы быть овцой, нужно тебе великое покаяние с верою в милосердие Божие.

О ВНУТРЕННЕЙ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ Неизвестный новоафонский монах
https://www.hesychasm.ru/library/prayer/molitva_01.htm

И статья в тему:
Е.В. Вышлов "Милосердие, врач и больной"
https://cyberleninka.ru/article/n/serdtse-kak-tsentralnyy-duhovno-emotsionalnyy-organ

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед ...

И слова пророка Осии, на которые указал Господь: пророка Осии: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжений» (Ос. 6:6).

...если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, От Матфея 12:7

Цитировать
Цитаты и стихи о милости в Новом Завете
 
Матфея 5:7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Матфея 6:1-4 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Матфея 9:13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Матфея 12:7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Луки 1:50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
Луки 1:72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
От Луки 10:36-37 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Луки 11:41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
Луки 12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
Деяния 10:4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
Деяния 10:31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
Иакова 2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Иакова 3:17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
1Петра 1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
1Петра 2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
Иуды 1:22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
Римлянам 1:31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
Римлянам 9:15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
Римлянам 9:16 Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
Римлянам 9:18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Римлянам 9:23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
Римлянам 11:30-32 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
2Коринфянам 4:1 Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем;
Галатам 6:16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
Ефесянам 2:4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
1Тимофею 1:16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
Титу 3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Евреям 2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
Евреям 4:16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
« Последнее редактирование: 02 Август 2021, 11:46:17 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

О моем понимании дел духовного милосердия.

Насколько понимаю к таким относятся дела, инициированные из тончайшего касания в глубоком сердце. Для их совершения необходимо некое усилие.

И то, что делается из подочищенного объема.себя. Без фиксации особых усилий. Просто делается, потому, что иначе не можется. Условно "Правая рука не знает, что делает левая". Действия от всего объема своей бытийности. При этом несколько очищенной духом.

Дела милости от эго, от ментальных установок, душевных откликов - это из другой оперы. Хотя и они могут включать благословение Духа.

В настоящее время к некоторым действиям люди могут принуждать, через внутренне давление (на голову, на совесть). И такое принуждение может восприниматься в том числе и как веление совести. Если же эти поддавливания отследить, их можно как-бы отвести, подождать благословенного разрешения или запрета действия.

Практика послушания в Духе и Духом в общем-то соль дел духовного милостивого сердца. Чуткость в различении этого может постепенно нарабатываться. Важно не вестись сразу на душевные трепыхания и ментально-чувственные поддавливания. Искать разрешения ситуации в Духе. Сказанное не отменяет просто душевно-человеческих и внешне-этических поступков, основанных просто на культуре взаимодействия с людьми и вообще миром. Иначе в крайних пределах можно оправдать бездействие при необходимости помочь человеку в сложной ситуации отсутствием воли Духа.

Нормы культуры и воспитания должны быть не отменены, а восполнены Духом. Пишу про это, так как проживал этапы,связанные с указанными опасностями и видел как это бывает у других.

Очень не хочется действовать под внутренним давлением автоматически. Как это часто выходит. По смирению согласен. Давление на совесть проживаю как явное насилие. Такое давление можно ощутить в очереди, на дороге за рулем, в общении как личном, так и по телефону и переписке. Так и просто на расстоянии. Усиление возможностей для такого давления считаю так же услвоиями нового времени.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Считаю важным и уместным в этой теме привести рассказ Александра.

Цитировать

Старица

Памяти
Прудченко Анны Григорьевны
ум. 04.01.2000

Заповеди блаженств начинают открываться тогда, когда исполняется закон Моисеев, христианство начинается тогда, когда в сердце появляется любовь к врагам. Все, что до этого, не христианство.
Церковь христианская - дерево, приносящее плоды любви к Богу и к ближнему, и к врагам; и нет на этом дереве неплодной ветви любви к себе и сухой ветви ненависти к своим врагам, равно как и к врагам церкви, ведь церковь и есть древо жизни и любви, и плоды его - вечная жизнь и бесконечная любовь, любовь ко всем. Корни этого дерева питаются соками всей земли, а крона его - голубое небо, где обитает правда. Любовь к врагам непостижима для ветхих сердцем. Они - пустая порода и мертвый прах, мимо которого к древу идут земные соки, напояя вечнозеленую листву, чтобы под милосердным солнцем созрели дивные плоды; а плоды эти - украшение трапезных столов Брачной Вечери.
Достойным вкушать плоды вечного дерева выдают белые одежды. Убеляются же брачные одежды Кровью Агнца, пролитой за грехи всего мира.
Жизнь Анны Григорьевны - путь к облачению в нетленные ризы. В молодости Анна Григорьевна много размышляла о пути к Богу, и тогда ей приснился сон. Будто стоит она у высокого и длинного моста через огромную реку, по мосту идут красивые люди, все в белых одеждах. Пошла и Анна Григорьевна, да стало страшно ей, опустилась она на коленки, пытается ползти ползком, и, все равно, не пускает ее что-то. Так на коленочках обратно и вернулась. Смотрит, около моста два человека в светлых плащах между собой о чем-то разговаривают. Подошла к ним. "Скажите, - говорит, - люди добрые, как мне на ту сторону перейти". - "На ту сторону пускают только тех, у кого есть белые одежды", - отвечают ей. "А где же дают эти одежды?" - "Вот там наверху, в домике, - указывают они на далекую гору, на вершине которой стоит домик, и окна его светятся, - только поторопиться надо, одежду дают до заката солнца". Она бегом к горе, добежала до нее, а гора высокая, вся из плит с острыми краями сложена. Наверх полезла, руки и ноги в кровь ободрала, от боли исплакалась. Добралась до домика, навстречу ей женщина выходит. "Здесь ли белую одежду дают?" - "Здесь, проходи". Только Анна Григорьевна дверь приоткрыла да на столе что-то белое увидела, как тут и проснулась.
Анне Григорьевне было 93 года, когда она рассказывала нам этот сон, на глазах ее навертывались слезы. "Так и не знаю, - говорила она, - получила ли я эти белые одежды".
Родилась Анна Григорьевна в 1905 году на Брянщине. В семье о Боге никогда не беседовали, так что веру ей открыл, как считала она, Сам Господь. Может быть, пошла бы она и в православную церковь, к которой всегда была близка по духу, но в их краях власть взяли живоцерковники, а к ним у народа никакого доверия не было. Поэтому крестилась Анна Григорьевна у евангельских христиан, и затем всю жизнь молилась с ними.
Муж ее, Игнат, был человеком глубоко верующим. Солдатом пришел он домой после революции. Как-то раз отправили Игната в соседнюю деревню, чтобы взял он под стражу церковных активистов, живших там. Пришел в ту деревню Игнат, встал под окна, слышит: молятся и песни духовные поют; и понравилось это ему. Зашел в дом и объясняет, что прислан он арестовать молящихся, но не будет этого делать: не могут быть плохими люди, которые так молятся. "Но тогда тебя самого посадят, а потом расстреляют, лучше возьми нас", - просят его, на что он отвечает: "Ну и пусть посадят". Так и случилось: вернулся он обратно, его и арестовали за неисполнение приказа, а с расстрелом замешкались. За это время протестанты собрали делегацию и отправили ее в Москву. Дошла делегация до Владимира Ульянова, согласился он подписать бумагу об освобождении Игната, но только в том случае, если подпишет Чертков. Подписал и Чертков. Привезли бумагу под двумя подписями; по ней выпустили Игната на свободу. Вскоре после этого он с Анной у христиан и познакомился.
Выйдя замуж, Анна переехала жить к мужу в его деревню. Мать Игната невзлюбила невестку, и перед первыми родами, когда сын был в отлучке, выгнала Анну из дома, так что рожала она на гумне. Помогли обустроиться молодой паре соседи, и уже через год был построен свой дом и появилась всякая живность; одних кур - вспоминает Анна Григорьевна - было до сотни. На свекровь Анна не обижалась и потом часто ей помогала.
Когда первому ребенку, а всего их было восемь, исполнился годик, произошла у Анны удивительная встреча, оставившая неизгладимый след в ее памяти. Она расстилала лен у реки, дочка играла рядом. Видит Анна, что по дороге вдоль реки идет убогая странница: руки и ноги опухшие, одета в лохмотья. И захотелось Анне ей помочь. Подошла к женщине, спросила, как ее зовут. "Мария", - отвечает та. "А куда идешь?" - "На запад". Позвала Анна к себе домой странницу, та и согласилась. И еще протянула Мария ребенку красивое яблоко. Анна яблоко перехватила и стала обтирать, боясь заразы, а потом поделила его пополам, дала и Марии, и своей девочке. Пришли они домой, Анна усадила гостью, стала воду для мытья греть. Накрыла на стол и полезла в сундучок - хотела старую рубашку для Марии достать, но подумала, что нехорошо делает, и вытащила рубашку новую. Подходит она с обновкой к столу, говорит Марии: "Ты чего не ешь?" - "Сыта я", - отвечает гостья. "Ешь. Вот я тебе рубашку принесла, носи ее". "Да, у меня своя рубашка хорошая есть", - слышит в ответ. Взглянула Анна на гостью и обомлела: вместо убогой оборванки стоит перед ней девушка красоты дивной, одежда на ней ладная, распахивает она белую кофточку, а там голубая сорочка. Заплакала Анна и глаза закрыла, а как открыла их, никого перед ней и нет. С этого времени, рассказывает Анна Григорьевна, она перестала жалеть для людей свои вещи.
В тридцать втором году Игнату и Анне, как верующим, паспорта «перечеркнули», и вынуждены они были уехать на Дальний Восток. Перед самой войной они смогли поменять паспорта на чистые и переехали в Карелию на Шокшинские разработки. Позже, во время войны семья эвакуировалась в Нижние Челны.
Эвакуация была очень тяжелой: дети пухли от голода, Игнат по дороге отстал, Анна болела и очень ослабла, но в ней оставалась та особая сила, которую давала вера в Христа. Задержавшись в прифронтовом поселке на берегу Онежского озера, пристроилась Анна с детьми жить в доме у карела. Увидела она как-то раз в ближнем лесу прячущихся людей и позвала их. Это оказались военные, пробиравшиеся к своим. Накормила их Анна, чем могла, одежду обсушила и указала безопасную дорогу. Когда они уходили, встал самый молодой на колени, попросил Божьего и материнского благословения, чтобы в живых остаться, за ним и все остальные на колени встали. Благословила их, и ушли они. А голод и холод брали свое. Совсем разболелась Анна и лежала, опухшая, в пустом бараке, дети были рядом. Слышит, кто-то ее зовет. Это разыскивали Анну двое военных в новых полушубках с автоматами. "Приказ у нас, - говорят, - доставить вас, Анна Григорьевна, живую или мертвую в Вытегру". Погрузили ее и детей на машину и повезли. Выяснилось потом, что отряд, которому помогла Анна Григорьевна, до своих добрался, а самый молодой из отряда оказался секретарем партийной организации. Он и вызволил Анну Григорьевну из беды. Вскоре нашелся и Игнат.
В Нижние Челны семья Анны плыла на корабле. Однажды ночью забрались на него мародеры и украли у двух гражданских, что рядом спали, портфель с документами и карточками. Две недели плыл корабль до Нижних Челнов, и все это время делилась Анна Григорьевна с ними продуктами по своим карточкам. А те, в свою очередь, добились помощи для семьи доброй женщины и пристроили ее возле станции, где бочки со спиртом опоражнивали. Детям разрешалось залезать в пустые бочки и макать в остатки спирта палки с намотанными тряпками - получилось несколько ведер спирта. Его продавали, и на вырученные деньги кое-как жили.
Поселили семью Анны Григорьевны в деревне неподалеку от Набережных Челнов у бабы Калы. А баба Кала была ведьмой. Осенью начали у Анны Григорьевны ребята прихварывать, стала она по ночам сквозняк чувствовать. Решила тогда одну ночь не спать. Лежит она и слышит: заскрипела дверь, босые ноги быстро и молодо по полу прошлепали, кто-то на печку прыгнул и бормочет там: "на черную воду.., на черный камень...". Потом кто-то спрыгнул с печки и начал дверью скрипеть: "Рып, рып..." Соскочила Анна Григорьевна с кровати, подбежала к порогу, схватила в темноте не поймешь кого и на пол повалила. Чувствует, под ней вроде бы голая девка лежит. Анна ее по щекам лупит, не боится. Требует признаться, кто под ней: бес или человек. Тут Игнат проснулся, пока свет зажигал, смотрят, а никого уже и нет. Встали утром - баба Кала исчезла, корова недоенная мычит. Пошла Анна Григорьевна к невестке бабы Калы, та и объяснила, что это проделки ее свекрови. "Мы и сами, - рассказывает, - от нее натерпелись. Муж мой решил книгу ее черную сжечь, сундук деревянный вскрыл, в нем железный ящик оказался. Муж его зубилом обстучал, а сломать так и смог. Баба Кала увидела это, кричит: "Что ты наделал. Ты не по ящику зубилом рубил, ты жизнь свою загубил". Как война началась, так он без вести на фронте пропал. А бабу Калу ты, наверно, в городе у родственников найдешь". Так и вышло. Спустя какое-то время баба Кала вернулась. Анна Григорьевна спрашивает у нее: "Зачем ты колдовала?" - "Муж твой меня обижать стал. Как ты утром уйдешь, он вскроет мои мешки с мукой, галушек себе и детям наварит, а потом все зашьет, да не так, как было. Я и решила его сгубить. Только колдую, колдую, и все без толку". "Не знала я про это, - говорит Анна Григорьевна, - а за мужа я Христу молюсь, как же ты ему навредить можешь, если он - моя половиночка, а я - его. Бросай, баба Кала, свое колдовство, перед Господом покайся". Баба Кала в слезы: "Не могу я этих слов произнести, и не проси. Родители меня такой сделали, прокляли они меня". - "Да, ты же тогда в ад пойдешь!" "Пойду, - заплакала баба Кала и стала обещать: - твоим вредить я больше не буду, ты ко мне добрая, не бойся". Так Анна Григорьевна защитила свое семейство от колдовства.
Когда выгнали немцев из Брянской области, вернулась ее семья на родину, а потом перебралась в Ленинград.
Много и других случаев из своей жизни рассказывала нам старая женщина, и всегда разрешались житейские драмы в этих историях через покаяние, прощение и искреннюю веру. Вот характерный пример из богатой на такие события жизни Анны Григорьевны.
В церкви, что находится на Поклонной горе, познакомилась Анна Григорьевна с одной женщиной и подружилась с ней. В неурочный час вернулась эта женщина домой и застала там мужа с любовницей. Муж обозлился и стал угрожать жене расправой. Она позвонила Анне Григорьевне и, все рассказав, попросила ее придти к ним домой. Ночью в комнату, где сидели Анна Григорьевна с женщиной, ворвался пьяный муж с топором. "Ты кто?" - заорал он на Анну Григорьевну, не понимая откуда она здесь взялась. "Я - твоя мама", - ответила та. Неожиданный ответ несколько смутил одержимого злобой мужчину: "Да нет у меня никакой матери!" - "Есть! Опусти топор, сынок". Муж бросил топор и тут же свалился в корчах. Когда припадок кончился, взгляд его прояснился. "Вставай на колени, ради Христа проси прощение у жены", - потребовала Анна Григорьевна. Надломленная испугом жена простила кающегося мужа не сразу и с неохотой. Запало это в сердце Анны Григорьевны, и вечером она, на всякий случай, подошла к квартире супругов. Услышав плач из-за дверей, позвонила. Открыл заплаканный муж. "Жена оделась как невеста и хочет из окна выпрыгнуть, а я ее сторожу", - говорит. Подошла Анна Григорьевна к его жене, отхлестала ее по щекам; женщина и сникла. "А теперь ты вставай на колени перед мужем, проси у него прощение". Встали они на колени все втроем, муж с женой друг у друга прощения просят, а Анна Григорьевна за них молится. И стали, как в сказке, муж с женой жить дружно, Анну Григорьевну мамой называть, а ребенок, который у них родился, почитал ее за родную бабушку.
Огромный житейский и духовный опыт сотворил из Анны Григорьевны старицу в протестантском обличии. Эмоциональность и напряженность проповеди, свойственная церкви социального служения, сочеталась в Анне Григорьевне с сердечной глубиной душеведения и никогда не переходила ни в сентиментальность, ни в экзальтацию и возбужденность. Господня молитва в ее устах всегда звучала сильно и открыто, она прекрасно и не по-школярски знала евангельские тексты, сочиняла и наизусть читала духовные стихи. Лежа на операционном столе, в свои девяносто с лишним лет перед лицом смерти она вслух молилась о врачах и рассказывала державинскую оду о Боге; и чудом Божиим и руками хирургов выжила.
Главной ее заботой и служением в старческий период было хождение в народ с проповедью покаяния и спасения во Христе. Слушателями ее могли быть старушки, скучающие на скамеечке возле дома, долгая очередь за продуктами, пассажиры автобуса или трамвая, больные в палате и верующие, выходящие после службы из молельного дома или православного храма. Слушали ее люди внимательно и с интересом. Не только женщины, но и мужчины, переживая сказанное, плакали; многие пихали ей в сумочку деньги и продукты, которые Анна Григорьевна старалась не брать. Часто ее приглашали к себе на квартиру.
Не иначе, как по наитию была известна Анне Григорьевне тайна умной молитвы. Конечно, Добротолюбия она не читала и по четкам не молилась, но, когда в сердце ее разгорался духовный огонь, она преображалась и душой, и телом. Лицо ее удивительно молодело и почти светилось, морщины разглаживались и голос звенел. Она говорила, что в этот момент в ее сердце разливалось тепло и появлялась сладкая боль и чувство любви, рвущейся ко Христу.
Любя свою церковь и не отделяя себя от общины евангельских христиан, Анна Григорьевна взрастила в сердце любовь ко всем людям, не взирая на их религиозную принадлежность. Анна Григорьевна молилась за людей, не обращая внимания на то, какой они веры. Она искала чистого отклика в душе человека, нисколько не стремясь привлечь в свою церковь ценой поношения и отыскивания чужих грехов. Старая женщина часто говорила, что верит больше Богу, чем людям, которые Бога не знают и при этом берутся о Нем судить. Так сбывалась на Анне Григорьевне притча Господа о Добром Самарянине.
Анну Григорьевну долго мучил не разрешенный протестантской церковью вопрос о возможности молитвы за умерших. Слишком много было у нее внутренних свидетельств о неразрывной и близкой связи живых и мертвых. Разрешаться этот вопрос начал после вот какого случая. Одна из дочерей Анны Григорьевны во время войны ушла с разведывательной группой за фронт и пропала там без вести. Очень долго мать молилась за нее как за живую, но прошло пять десятилетий, и остатки надежды на то, что дочь жива, исчезли. В один из вечеров, когда Анна Григорьевна думала о дочери, сидя на кровати, в ее комнате появилась женщина. "Ты моя доченька?" - спросила Анна Григорьевна. Женщина молча кивнула головой и подошла поближе. И тогда Анна Григорьевна стала молиться о дочери, чтобы Господь был милостив к ней на небесах, а дочь подходила все ближе, с благодарностью смотря на молящуюся мать. Вдруг дочь исчезла, и за ней вереницей пошли души людей, они заглядывали в глаза старой женщины, прося ее молитв. Все сильнее и жарче молилась Анна Григорьевна за умерших; их набилась целая комната, и они, толпясь, пытались протиснуться к кровати. Анна Григорьевна, изнемогая, почувствовала, что не может больше выдержать такого напряжения, и тогда души, словно подхваченные ветром, улетели прочь.
В последние годы жизни возраст и болезни заточили Анну Григорьевну в четырех стенах небольшой комнатки. В летнее время домашние уезжали на дачу, и она часто оставалась по несколько дней одна в квартире. Но ей не было страшно и скучно, ведь рядом с нею Господь. Она молилась или, надев сильные очки, читала Евангелие длинными ночами, беседуя с Богом.
Агиография часто рисует нам человеческие добродетели, существующие как неизменная данность от Бога, в виде статичной иконы, сияющей и недостижимой для грешников, взирающих снизу. А как грешник становится праведником? Как изживается зло и восполняются недостатки, претворяясь в достоинства? Как свет изгоняет тьму? Подвигами ли, делами ли? Нет, но верою, которая расцветает делами любви к ближнему.
Праведность в миру имеет особую ценность и зачастую ставится выше уединенного подвижничества и монашеского подвизания, начинающегося с бегства от людей и мирских благ. Вспомним истории из житийной литературы, которые произошли с Антонием и Макарием Великими. Простой сапожник из Александрии превзошел Антония Великого в смирении, а Макарий Великий не возрос в меру двух женщин, ведущих хозяйство и воспитывающих детей. Не жертвы и подвигов хочет Господь, но милования, прощения и веры.
Именно такую веру пыталась воплотить в своей жизни, устремленной к Богу, Анна Григорьевна. Искренность чаяния брачных одежд служила ей путеводной звездой в Царствие Божие, испытания и страдания омывали душу, лучи любви к ближнему ткали световой хитон. Приблизился солнечный закат, закончен тяжелый подъем на высокую гору, и , верю, открылись для нее двери дома, где облачают в белую одежду.

В рассказе Александра по сути дается объемный ответ на заглавный вопрос темы.
« Последнее редактирование: 03 Август 2021, 11:48:20 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Обретение милостивого сердца Духом Святым помогает пройти между впадением в высокоумие и в низкоумие. Зов касающийся глубокого сердца оживотворяет и побуждает к дальнейшему поиску, к дальнейшему движению по пути.

Милостивое сердце раскрывается-обретается особым благословением. Равно как и в дальнейшем очищается от различного вида окаменений и наростов. Благословение может подаваться прямым действием Духа, через тексты, подобные тексту про Старицу, через людей, обретших милостивое сердце в Духе.

Утонченный и закаленный молитвенной жизнью ум, питаемый милостью сердца обретает важнейший дар - дар различения помыслов, знаний, событий, людей. Раскрывается сердечное ведение.

Смыслы и энергия милости сердца насквозь проходит через святоотеческое наследие и традицию молитвенной практики. В традиции передается сила-благословение на путь обретения милостивого сердца.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Можно по разному писать о милосердии. Здесь очень точно.

Нет выхода на привычную стартовую страницу портала.
И давно уже нет, после очередного зависания форума.
Есть только выход сразу на форум.
А мне нужен сервис "помощь детям", а он только со стартовой страницы открывается.
Как бы до него добраться?

Вот ссылка на помощь:
https://joasaph.ru/donate/

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Выше милосердия стоит совершенство и даже беспристрастие, неразлучный спутник чистого созерцания.

Не видел на форуме людей явно страдающих от отсутствия милосердия. Толстокожие есть, но это другое. А вот с "избытком" милосердия есть, на вскидку то же Вереск или Игорь. Ну зачем последним практиковать милосердие сознательно, если они его практикуют в жизни, бессознательно, с избытком, не замечая этого? Последний тип милосердия может привести к жалостливости и духовной слабости, чем очень хорошо пользуются окружающие, чаще всего близкие.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да, Владимир, это очень важные границы. Сверху и снизу. Сверху - более высокие степени Пути. Снизу - слабость или юзанье. Спасибо Вам!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Моя милость, думаю, больше душевно-слюнявая. Отсюда и необходимость такого предостережения. Духовное милосердие - то, что еще предстоит обрести. Насколько понимаю для духовного милосердия границы, показанные Владимиром, не будут столь актуальны. Особенно если духовное милосердия пронизывает все составы, всю целостность.

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Милосердие пятая ступень Блаженств и это есть любовь, сделай все что не попросят.

Она в себя включает смирение аскетику добро правду, предыдущие блаженства.
Есть смысл начать с меньшего, хотя можно и сразу с третьего молитвой за мир.

Опустить ум сердце начало смирения. Там же и начало созерцания, созерцание природы.
Это начало живого общения с Богом, жертва Богу дух сокрушен. Вот это и есть смирение.

Я ничто. Смирение.
Ничто мои страдания. Аскетика.
Делай добро несмотря на боль. Кротость и смирение сердца.
Правда. не могу сейчас сформулировать пока сейчас. Думаю очистка совести, обозжение.
Потом милосердие, любовь, желание сделать для любого кто просит все. Был на 2-3 недели. Потому знаю.
Ну а дальше самодвижная молитва, думаю.

Т.е. все от смирения до любви это сердечная молитва. Сначала ум в сердце потом все.
Наверное. :)

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Книга Притчей Соломоновых

23:26. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои
да наблюдают пути мои,

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Пост это способ приблизится к Благодати, потому и молитва идет лучше потому и молится за других становится легче. Как жертва Богу дух сокрушен - Смирение так и жертва Богу голодное тело. :) Бесстрастие. И если благодать смирения более созерцание то благодать поста более радость.

Да конечно сначала борьба со злостью но вот потом осознание помощи Бога в посте и благодарность.
Смирение тела и стабильность благодати постоянство ее дает пост, еще не любовь но по дороге к ней. :)
Да первый шаг смирение второй бесстрастие включает в себе и смирение.
Благодать же показатель того что рядом Бог.

Вот для этого мы постимся.