Исихазм

Автор Тема: Переводы Неовита и переводы, полученные им от переводчиков  (Прочитано 4248 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Наш дорогой брат Виктор Неовитос прислал незавершённый интересный перевод
Цитировать
Дорогой Сергей,
высылаю Вам половину перевода книги ст.Эмилиана "Об умной молитве". Перевод делает монах Василий Катунакский. Пока переведена половина книги и последняя 11-ая глава. В этих главах содержатся ценные советы о молитве и борьбе с помыслами. Можете делиться переводом с друзьями, но не публикуйте в интернете, пока перевод не будет завершен.
Обращайтесь в личку, вышлю интересующимся по электронной почте эти материалы.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Получил от Виктора Неовитоса письмо. Окончательный и полный завершённый вариант книги, о которой в посте выше.
Цитировать
Дорогой брат Сергий,
высылаю Вам новую книгу Эмилиана (Вафидиса) "Об умном делании". Книга переведена моим афонским другом по личной инициативе для себя и всех, кто интересуется умным деланием.

--
С благодарностью,
Виктор
Обращайтесь, в личку, на прежних условиях вышлю на электронную почту вариант книги и вордовский, и ПДФ.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Добавление-пояснение от Виктора.
Цитировать
Перевод книги уже завершен и я ее опубликовал на Академии для всех. Так что уже можно давать на нее  ссылку или просто рассылать без ограничений. Печатного издания не планируется, т.к. все права на издание книг Эмилиана на русском языке принадлежат женскому Свято-Тихоновского монастырю в Екатеринбурге, а там возникли проблемы с издательством.
Книга на мой взгляд интересна не только для новоначальных, ибо в ней передает свой опыт старец Эмилиан, который обладал видением нетварного Света.   
Так что на это и ориентируйтесь.
Ссылки на "Академию" у меня нет.
Сами поиском скорее всего быстро найдёте всё в сети.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Прикрепил бы книгу тут на форуме, но ни файл вордовский, ни файл ПДФ с книгой не проходят по ограничениям движка этого нашего форума, так как они в разы больше весом, чем 200к.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Ссылка на книгу Эмилиана (Вафидиса) "Об умном делании" - https://www.hesychasm.ru/library/Aimilianos.pdf

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитата из вступления к книге.
Цитировать
Хотя слова прп. Григория Синаита о стеснении дыхания могут подразумевать медленное неглубокое дыхание, старец понимает под «стесеннием дыхания» остановку дыхания на краткое время: «Воздохновение (стеснение) дыхания
- это прерывание дыхания, то есть задержка дыхания, некий интервал, когда я не
вдыхаю, и не выдыхаю» (Гл.2, с.38). Почему же надо задерживать дыхание? Старец
Эмилиан поясняет, что этот метод является наилучшим методом сдерживания
ума от рассеяния во время молитвы и что при остановке дыхания ум сам собой
сосредотачивается в сердечном месте: «Сдерживание дыхания - это момент, когда я останавливаю дыхание, и направляю туда мой взор ума, что происходит
само собой. Ум опускается в сердце, и обретает [там] свое изначальное занятие,
последуя за Христом в словах «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» (Гл.2, с.39).
По мнению старца такому методу молитвы можно научиться за пару дней. Однако, он отмечает, что метод задержки дыхания не является неким священным
действием, но просто способом собрать ум в сердце и вложить в него слова молитвы, обращенные ко Христу: «Поэтому и говорится - ум собрав в сердце. Это
говорится в виде вступления, чтобы мы знали, что дыхание, - о котором пойдет
речь далее, не есть какой-то священный путь, но просто способ, при помощи которого мы можем найти сердце и вложить в него Христа» (Гл.1, с.19).
Если отдать себя искренно в руки Духа Святого, отдать искренно НАВСЕГДА, то полной остановкой своего дыхания и преодолением инстинкта удушья, при полной победе над животным страхом смерти при этом, Дух Святой Сам и выполнит то, о чём молим, "прииди и очисти ны от всякия скверны".
А тогда и вообще ничего не надо.
И всё происходит вообще запредельно быстро.
Молитвы СРАЗУ пойдут совершенно без рассеивания и совершенно искренне.
И при сверхбыстром их произнесении, чуть ли ни "на ультразвуке", но не гласно, а мысленно, эти молитвы начнут НАВСЕГДА и НЕПРЕСТАННО звучать в сердце человека, ведь в данный момент сердце человека девственно чисто.
Собственно на этом и всё.
Когда надо, по жизни, эти молитвы САМИ "всплывут" и вновь зачистят всю скверну, если она запачкает ум человека, уничтожат скверну, как мечом, как будут уничтожать и чистить бессчётное число помыслов, помогая трезвению.
Почему так?
Потому, что нет нужды для каждого из нас доказывать свою веру Богу вновь и вновь, если ты РЕАЛЬНО уже обрёл веру, а не просто её как бы "выбрал, как мировоззрение".
Уверовал искренно, и ты Его НАВСЕГДА, ты под Его защитой НАВСЕГДА.
Бог же Своих не бросает.
Но описанное мною - редкое дело.
Так что труд в молитве годами и десятилетиями - это тоже путь молитвы.
Вопрос же искренности веры человека неким образом зависит не только от самого человека, но и от Бога.
Тут человек просто должен сам искренно сделать выбор-шаг, который ему неочевидно, но предложен.
Вот на деле то самость человеков, даже вроде бы и при их желании, очень часто и не даёт людям сделать этот шаг.
Так что тут помощь в делании этого последнего шага важна.
Остановка дыхания - один из приёмов такой помощи.
То, что пишет святой человек - автор этой книги - несомненно истинно в этом аспекте.

И, да, далее о практике задержки дыхания, например, при молитве по чёткам, как описано у автора книги, я ничего сказать не могу.
В моем опыте молитвы самодвижная всплывающая в уме молитва (обычно ночью при просыпании это ощущаешь) просто соединена с дыханием в единое целое и ни в каких усилиях по ей произнесению не нуждается, ибо единожды произнесенная с искренностью молитва НАВСЕГДА такой и является, так как иное просто невозможно, ведь собственное сердце не обманешь ...
« Последнее редактирование: 24 Ноябрь 2022, 21:52:06 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Мда.
Всем известная молитва.
Но мало кто ныне может представить себе совершенно обыденную реальность её простого, прямого, абсолютно явного, ощутимого и полного воплощения в самом себе в момент её произнесения.
Мда.
В этом то всё и дело.
Представляйте абсолютную реальность немыслимого, и верьте в немыслимое.
Блажен тот, кто это сможет сделать.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

У нашего брата Виктора Неовитоса, теперь сюда, увы, не заглядывающего, вышла статья на ресурсе Академия.
https://www.academia.edu/s/c529a3b467
Там с ним можно и пообщаться, наверное, по поводу этой статьи, но точно не знаю.
Статья имеет название:
"О ВНИМАНИИ НА ПУПЕ И ПОИСКЕ СЕРДЕЧНОГО МЕСТА В ИСИХАСТСКОЙ ТРАДИЦИИ
Виктор Неовитос
независимый исследователь
victor.neovitos@gmail.com"
Статья на русском языке, и написана вполне в строгом академическом формате.
В статье есть весьма много любопытных мыслей, идей, выводов, советов, прочтений слов святых, много цитат св. отцов и их разбора.
Не со всем там сказанным, но с очень и очень многим, я вполне согласен и это всё сказанное Виктором в русле и моего скромного опыта, о чём мы с ним иногда и вели диалог-переписку и в личке, и на разных площадках в сети.

П,С,
Статью эту там, на ресурсе Академия, можно и прокомментировать. Для этого осталось ещё 13 дней.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

У меня, скорее, отрицательное впечатление от этого длинного текста. Нет глубины понимания, проблема с объективностью, замучен цитатами и тяжеловесными словесами. Положительное - есть некий ментальный отблеск тем, в прошлом звучащих на форуме.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

У меня, скорее, отрицательное впечатление от этого длинного текста. Нет глубины понимания, проблема с объективностью, замучен цитатами и тяжеловесными словесами. Положительное - есть некий ментальный отблеск тем, в прошлом звучащих на форуме.
Ну, да. У Виктора всё же родилось понимание на тему "сосредоточения внимания при молитве" не только строго и однозначно "как приказано и установлено", но и тупо, как на деле это происходит, когда всё само собой идёт так, как ведёт тебя сама молитва, и это вовсе не фигура речи, заметьте.
Как бы это главный результат тут у него, который выражается так: "всё не так однозначно". :wink:
Идея, высказанная им, что молитва с вниманием на чреве, удел уже опытных, разумеется, здравая.
На деле же я бы и проще сказал.
Тут даже не в опыте в молитве дело. Просто дело в жизненном опыте и здравом смысле человека.
Так что неопытным "ни в каком смысле" нарочито сосредотачивать своё внимание при молитве на чреве уж никогда не посоветую, держитесь пока от этого подальше.
А если ты уже не "юноша с горящим взором", и твоё внимание "само" сосредотачивается там, где молитва этому и не препятствует, то и не дёргайся.
Просто пойдёт вразумление и очистка твоего ума-духа от всякой накипи и ложных представлений о реальности. Покорёжить может при этом изрядно, но это дело житейское. А кто сказал, что будет легко? Рождение для рождающегося вещь сложная и болезненная, практически событие на грани бытия и небытия.
Но если есть вера в Бога, есть вера в Его защиту и ведомость ЛИЧНО Им Самим, то что может быть страшно человеку?
Да, ничего человеку тогда не страшно.
Дави своих же собственных, а вовсе не пришлых, страстей-бесов, что в тебе пока ещё гнездятся, да, и все дела.
И тут просто монашеская практика и терминология вредит, вредит монашеский опыт безбрачия.
Молитвенник, имеющий опыт брака, сами понимаете, что тогда имеющий и интимный опыт брака, но брака строгого, почти целомудренного, то есть в высшей степени правильного, и чем более долгий опыт брака, тем лучше, гораздо точнее и объёмнее ощущает на вкус так называемую "блудную страсть", возникающую при сосредоточении внимания при молитве на чреве.
И в итоге находит в ней совсем не то, что это видят монахи, не различающие тут вовсе никаких оттенков, просто не имея в этом вообще никакого опыта.
Все ошибаются, я ошибаюсь, Александр ошибается, монахи и святые тоже сплошь и рядом ошибаются.
Когда страхи от ранее прочитанных монашеских страшилок проходят, то и видишь, что и нет в тебе и вовсе никакой блудной страсти, нет от слова совсем, а просто в тебе вполне возвышенное духовное чувство агапэ к Тому, к Кому обращена твоя молитва. Увы, монахам практически не дано это видеть, нет у них опыта такого тонкого различения этих чувств на этапе "брани". Потом многие всё уже правильно понимают, но, в силу отсутствия опыта пребывания в браке, по иному описать всё всё равно не могут.
Дело просто в том, что радость от возможности искренно славить Истину и молить Её не оставлять тебя, автоматом порождает духовное удовольствие-радость, ложно принимаемое неопытными в интимных делах брака монахами за "блудную страсть". Ну, а дойдя но старости, особо до глубокой старости, и монахи все всё понимают уже верно, конечно, но клише своих умов изменить уже трудно. Да, это и не нужно.
Ведь в целом предостережения их верны, ибо молодым и неопытным действительно такими экспериментами лучше не заниматься.
Почему?
Можно и в прелесть влететь, можно и духом-умом повредиться.
Почему?
Рождение должно происходить в срок.
Рождение недоношенного ребёнка всегда чревато разнообразными негативными последствиями для него.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
У меня, скорее, отрицательное впечатление от этого длинного текста. Нет глубины понимания, проблема с объективностью, замучен цитатами и тяжеловесными словесами.
Александр, Вы же понимаете, что Виктор пишет строго научную статью, по всем правилам написания таких текстов, а он в прошлом научный работник, и статей и почитывал, и пописывал явно немало, так что тут ничего поделать нельзя, стиль этого текста просто и не может быть иным.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Для строгой научности не хватает объективности. Второе, строго научная - заведомо выхолощенная в духовном плане. Третье, а нафиг нужна эта игра в научность (говорю как бывший недоученый с академическим бэкграундом)? Послушайте ролик М.Калинина, что недавно запостила Окси, как научный работник вдохновенно и точно говорит. И просто.

Ценное в статье - признание очевидного факта - былые подвижники молились, опуская внимание до уровня живота. 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Послушаю. Пока что-то тормозит послушать. Я тогда теперь прислушиваюсь и не тороплюсь. Но послушаю. Думаю, вскоре. Конец декабря может оказаться вполне в контексте преамбулы в посте о новой лекции М. Калинин. Последовательность ходов иногда важна.
И, да, нами любимый подвижник М. Калинин по ходу дела давно уже не только научный работник.
Кому дано видеть и слышать, в этом уже не ошибётся.
Ну, вспоминаем Дунаева и сравниваем. Ага?
Мда.

Что до этого:
Цитировать
Ценное в статье - признание очевидного факта - былые подвижники молились, опуская внимание до уровня живота.

То ответ прост и давно сформулирован:

Цитировать
Поэтому нужно было, чтобы человек предварительно подвергся испытанию, ибо муж неиспытанный и неискушенный не имеет никакой цены. Нужно было, чтобы, достигнув совершенства через испытание, состоявшее в исполнении заповеди, он таким образом получил бессмертие, как награду за добродетель. В самом деле, будучи по своей природе чем-то средним между Богом и веществом, человек, если бы он отрешился от всякого естественного пристрастия к сотворенному бытию и соединился любовью с Богом, должен был бы через соблюдение заповеди непоколебимо утвердиться в добре. Но когда он вследствие преступления стал более тяготеть в сторону вещества и когда его ум отвратился от своего Виновника, т. е. Бога, то ему стало свойственно тление, он сделался из бесстрастного подверженным страстям, из бессмертного смертным, возымел нужду в супружестве и плотском рождении (вот так, ещё одна цитата в мою копилку), по пристрастию к жизни привязался к удовольствиям, как к чему-то необходимому для жизни, а тех, которые пытались лишить его этих удовольствий, стал упорно ненавидеть. Его любовь вместо Бога обратилась на вещество, а его гнев вместо подлинного врага его спасения — на подобных ему людей. Так человек был побежден завистью дьявола, ибо завистливый ненавистник добра — демон, который сам за превозношение свержен был долу, не мог терпеть, чтобы мы достигли вышних благ. Почему этот лжец и прельщает несчастного [т. е. Адама] надеждою стать Богом и, возведя его до своей собственной высоты гордости, низвергает в подобную бездну падения.

Преподобный Иоанн Дамаскин
Точное изложение православной веры
Глава XXX О предведении и предопределении.

Для меня тут просто "демон", "враг", "дьявол", как и далее "дракон" и "зверь" уже в Откровении - сам человек с его, увы, не родившимся свыше умом-сердцем и есть. Но я не настаиваю на этом. Слабым и пока ещё не верующим - не родившимся свыше - проще сваливать все свои собственные косяки на чужого плохого дядю.
Я проходил испытания (самые натуральные мистические испытания) на ту же тему и покруче "блудной брани", которая возникает при молитве с сосредоточением внимания на чреве.
Жив пока, и дух всё чётче видит и происходящее вокруг и собственные косяки.
Испытания нужны.
Без них никак.
Просто - бери ношу по силам, и не скули потом, но и ничего не бойся, и дерзай о плодах больших, сознавая себя, конечно, лишь тварью Бога.
Молись, Бог всё управит, Бог Своих не бросает.
« Последнее редактирование: 16 Декабрь 2022, 23:32:42 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

по поводу сердечного места. На ютубе как-то слушал Муравьева, переводчика 6-ти слов Исаака Сирина с сирийского, о восхождении инока. О переводчике и о его переводах можно спорить, но он ссылался на неоплатоников, которые помещали ум в чрево (совпадающим с центром тяжести человека приблизительно), где ум восседая как бы на престоле - руководит всем существом человека.
Что неполатонизм пропитал христианское учение, особенно монашество, спорить не приходится. Я не проверял эти его слова (лень мне копаться в неоплатонизме), но доверяю его словам. При составлении славянского Добротолюбия, перевод старца Паисия заменили другим и там уже область пупа была заменена на область сердечную. Скорее всего исихасты все же имели ввиду пуп как середину тела человека, так как в письмах Варлаама (к сожалению отсылку на них потерял) говорится о некоторых практиках исихастов как защиты пупа.
ну в обещм как-то так, а спорить о том, что имело ввиду писание дело неблагодарное, так как скорее всего практика растет не из писания, а из практик неоплатоников.
P.S: учение о трех силах души, кстати, в христианство также перекочевало от неоплатоников.