Ну а гордость это бичь великий. Незаметно он пребывает везде и всюду и никто не догадается, что в гордости пребывает.....вот такое братцы дело....
Да, гордость - незаметный властелин. Но нужно быть несколько более "реалистами" и не воспринимать Отеческое предание схематично. Неужели Дух Божий ничему не научил Церковь с дня Пятидесятницы, неужели душа народа после 1000 лет христианства осталась той же? Это было бы очень странно. Поэтому есть и у русских здоровый, например, юмор о себе - прекрасное лекарство от тщеславия и, даже, гордости. И зачем такие пессимистичные мысли о себе, что вот нам до смерти и не узнать настоящей молитвы и т.д.? Да разве мы молитвы ищем, действия ли, счастья ли своего? Мы ищем Бога и общения личностей, самоотвержения любви к кому-то, а не совершенства в чём-то. И мысли нас не должны занимать, что нам не дано в чём-то совершенство - это ведь мысль совершенно от эгоцентричного мира сего. И ещё - ведь мы святые грешники, братия, поскольку святость не в совершенстве, а в причастии благодати Божией. И если кто не считает, что благодать Божия действенна и через его душу, то это не признак смирения, которое сегодня трудно в подлиннике отыскать, а какой-нибудь психологический комплекс (страстного свойства), незрелость души или ещё что. Смирение то придаёт душе д е р з н о в е н и е, а где оно у того, кто мыслит односторонне о себе, как только о грешнике? В такой мысли более рассудочности и схемы (что есть часть мира сего), а духа творческого, живого, весёлого, доброго к людям и к себе и парадоксального там не отыскивается. Поэтому не будем себя дурить и приступим во всеоружии познания особенностей духа своего народа, самоотверженного желания послужить, приводя себе перед глазами примеры такого количества мучеников и пропроков, святителей, преподобных, родителей и т.д., которые послужили и нашему народному почти идеально христианскому складу сердца и мировоззрению, будем искать не подвига лишь как внешнего навыка молитвы например, а цели этого подвига, которую ставили себе все святые. Иначе, при возгласе "Святая святым" нам должно быть стыдно за ложь, которую допустила литургика и гимнография Церкви - если уж мы только грешники. Не облегчайте себе задачу, братия, убегая от необходимости синтеза чувства действительной грешности человека и ещё более действительной святости его. Помните у Достоевского о грусти и радости, которые со временем сливаются , становясь "светлым воздыханием"... Молитва умная есть сердце мистики Православия и Дух Божий также действует в Церкви, как и ранее и даже часто более явно, ибо где приумножится грех, там умножается и благодать...
Христос воскресе!