Исихазм

Автор Тема: Безблагодатная молитва  (Прочитано 13229 раз)

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« : 20 Июль 2005, 12:58:04 »
Почитывая св-отеческие писания игумена Харитона и Никодима Святогорца о умной и внутренней молитве решил открыть тему для осуждения или просто для обозрения.
Вот мы тут с вами молитвенники.. и обсуждаем только о молитвах и делах молитвенных. Сия молитва умная как сердцевина яблока но есть ещё и само яблоко которое тоже нельзя игнорировать.

Сказано.."Приступая к сему труду прежде очисти себя от страстей....".
Вспоминаются слова Исаака "Кто не очистив себя от страстей приступает к сему умному деланию..постигает гнев Божий".

Вот  тут то у меня есть вопрос к вам. Насколько кто как сщитает актуально это и у кого какие мнения по поводу искоренения в себе этой нечистоты и насколько достаточно в себе, что то искоренить, ведь невозможно конечно искоренить в себе всё.
Ведь можно молится молится и тут же блудить (по себе сужу и осуждаю себя) как я в прошлом. Получалось одной рукой созидаешь а другой разрушаешь. Но есть и другое менее тяжкое но всё равно молитву читаешь и кто то вывел тебя и_____ послал.
Поэтому как выесняется недостаточно молится и трудится в молитве когда не подымается тема о гордости, тщеславии и других пороков нуждающихся в искоренении.

Прочитал я братья и ещё кое что что заставмло меня призадуматься.

Иг. Харитон ..."Сему молитвенному деланию можно научится и без помощи Божией. При постоянном повторении молитвы Иисусовой навыкаешь и начинаешь её проговаривать везде и всюду. Бывает и благодать и теплота, но всё это физическое явление. Таким спосом и без Бога люди приобретают безпрестанность в молитве Иисусовой по своей воли тем самым молитва таковая бывает совсем неблагодатной и неспасительной. И многие ею молятся и в таком состоянии и остаются.
2 степени несовершенной молитвы..(т.е. её нет).
1я-когда слова произносят уста а ум при этом блуждает гдето.
2я-когда ум понимает всё, что произносят уста но сердце не внимает.
Меня задело то,что можно творить молитву с успехом без помощи Божией и даже не подозревать об этом.

Еще сказано. "Нет совершенной молитвы без благодати и дара Божьего".
Некто молился молился и обрёл. Другой просил просил к иконе приложился и прозрел.
Хотел бы я у вас спросить и узнать насколько кто из вас серьёзно принимает это умное делание,что сщитает нужным и необходимым делом ссыскания дара и благодати Божией первее нежели просто творить молитву исполняя заповедь вро де бы апостольскою нокак?
 
О себе скажу ,что обрёл я эту "жимчужину" давно, пал..вот оклёмываюсь, и сщитаю молитву сию умною частью своей жизни боюсь потерять её. Поэтому и сщитаю важным буквально всё, что касается этого делания даже всякие ньюансы.
Ведь творение умной молитвы это очень серьёзно полагаю..Ведь мы ищем спасение души своей а не исскуство в молитве.
Мало того некто из св. отцов сказал."Вступая на молитву сию приготовь себя ко искушению ибо борим и угнетаем будешь от людей и бесов".
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #1 : 20 Июль 2005, 16:05:02 »
Спаси Господи, r.b.Alexander!

Хорошо сказали. И полезную тему затронули.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Безблагодатная молитва
« Ответ #2 : 20 Июль 2005, 18:02:57 »
Александр, дословно фраза прп. Исаака из 2-й главы звучит так:

"Деятельность крестная двояка; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность. А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. И одна, то есть деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души, а вторая - действенность душевной любви, то есть естественное вожделение, которое просветляет умную часть души. Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части переходит к сей второй, привлекаемый ее сладостию, не говорю уже - своею леностию, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (Кол.3:5), то есть не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Сие-то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев. Сие восхождение на крест, навлекающее гнев, бывает не в первой части претерпения скорбей, то есть распятия плоти, но когда человек входит в созерцание, - а это есть вторая часть, следующая за исцелением души. У кого ум осквернен постыдными страстями и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами, тому заграждаются уста запрещением за то, что не очистил прежде ума скорбями, не покорил плотских вожделений, но, положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами. Ибо и те, у кого зрение здраво, будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной."

Обратите внимание на выделенное - речь идёт о том что человек не может войти в состояние созерцательной молитвы до того как сердце очищено от плотских страстей. Однако при этом, даже в состоянии нечистого сердца, необходимо бывает "в молитве и в плаче продолжать служение свое целый день, даже и ночь". В той же главе выше прп. Исаак также пишет:  

"Постоянно утруждай себя молитвами пред Богом в сердце, носящем чистый помысл, исполненный умиления, - и Бог сохранит ум твой от помыслов нечистых и скверных, да не укорится о тебе путь Божий."

Другими словами, молитва необходима в любом состоянии человека, просто степень молитвы должна соответствовать степени чистоты сердца. Многие отцы писали что имено молитвой и трезвением очищается сердце от страстей. Когда грубые плотские страсти владеют сердцем, молитва бывает словесная, когда же грубые страсти умирают и место в уме и в сердце расчищается, молитва переходит глубже, сперва в ум, а потом и в сердце. Другими словами, молитвой, совмещённой с внешним деланием (пост, исполнение заповедей) как раз и очищается сердце, а по мере очищения сердца от всё более тонких страстей молитва совершенствуется и восходит на более чистые степени.

Даже когда нами владеют грубые страсти и мы грешим часто делом, прекратить грешить мы можем именно и только через покаянную молитву, через призывание милости и помощи Божией.

Бесспорно, прежде чем вообще приступать к умному деланию, необходимо привести жизнь в порядок, перестать грешить делом, покаяться, наладить церковную жизнь, изучить Св. Писание и основы веры. (Об этом см. например Симеон Новый Богослов МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА, гл. О третьей молитве http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm)

Теперь о словах иг. Харитона по поводу благодати в молитве. Дело в том что действие благодати бывает явное и скрытое. Благодать Святого Духа даётся нам в крещении и действует в нас неявно, подвигая на всякое доброе дело, в том числе и всякую молитву. "Никто не может называть Иисуса Христом, кроме как Духом Святым", "Без Меня не можете творить ничего". Поэтому и словесная и умная молитвы совершаются при содействии благодати, но и при усилии человеческой воли, просто мы обычно не ощущаем никаких явных благодатных явлений, благодать скрывает своё действие, чтобы мы не возгордились, потому что сердце ещё не очищено от гордости и может легко возгордиться если почувствует явное действие благодати. По мере же очищения сердца от гордости благодать начинает действовать более явно, а молитва становится более чистой и совершенной. Поэтому действительно "Нет совершенной молитвы без благодати и дара Божьего", но это лишь означает что мы не должны забегать вперёд и искать преждевременно чистой молитвы, а молиться той молитвой которую подаёт нам Господь в нашем теперешнем состоянии. Мы уже много раз обсуждали что спасение есть синергия - со-работничество Бога и человека, и что Бог не спасает человека без усилий с его стороны. От нас требуется лишь терпение, постоянство и усилие воли в молитве, трезвении и отсечении греховных помыслов. Другими словами, мы должны держать свою волю и ум в состоянии непрестанной и непреклонной покорности и открытости Богу, расчистить место в душе для Бога, и тогда с своё лишь Ему ведомое время Он Сам придёт и вселится на приготовленное место, совершит в нас дело спасения и подаст нам в частности и чистую молитву.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Re: Безблагодатная молитва
« Ответ #3 : 20 Июль 2005, 18:42:10 »
Цитата: Evgeny
Теперь о словах иг. Харитона по поводу благодати в молитве. Дело в том что действие благодати бывает явное и скрытое. Благодать Святого Духа даётся нам в крещении и действует в нас неявно, подвигая на всякое доброе дело, в том числе и всякую молитву. "Никто не может называть Иисуса Христом, кроме как Духом Святым", "Без Меня не можете творить ничего". Поэтому и словесная и умная молитвы совершаются при содействии благодати, но и при усилии человеческой воли, просто мы обычно не ощущаем никаких явных благодатных явлений, благодать скрывает своё действие, чтобы мы не возгордились, .....


И, все-таки, игумен Харитон говорит несколько об ином. Конечно, желание молиться и сама молитва производятся при содействии благодати Святого Духа. Но при этом, ведь, мы не все разнообразные действия молитвы признаем благодатными. Не всякая теплота благодатна. Сердце может согреваться просто от сосредоточения внимания (см. Феофана Затворника и других). Ум может погрузиться в сердце, опять-таки, не всегда действием благодати. Признаком такого самодельного погружения служит то, что ум быстро выскакивает из области сердца, как только мы ослабим свои усилия. Точно так же и непрестанность молитвы еще не служит признаком ее благодатности. Любую фразу можно приучиться произносить в уме непрестанно.

Вот о чем идет речь.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #4 : 20 Июль 2005, 18:57:00 »
Нет Evgeny я с вами полностью согласен и ваши слова оспариванию не подлежат. Что именно молитвою этой искореняются всякие страсти и я читал и знаю. Тут я из двух сложившихся вопросов замкнул круг. Т.е как искоренять страсть когда нет чистой настоящей молитвы и наоборот.
У меня был духовник Иеромонах о. Иоан. Его рукоположил и избрал Иоан Крестьянкин. В своё время я черпал всё от него. Он имел высокий духовный образ жизни все кто его видел или слышал изменили жизнь свою. Ныне его забрали в Сергиеву Лавру. Он всегда мне запрещал читать Исаака Сирина. Как только он уехал я прочитал его.Он говорил,что писания Исаака Сирина исполнены высочайшей мудрости и его труды посвещены ну как бы выразится попроше "Святым Мужам". Уже исполненые возвраста Иисуса Христа и монашествующим вставшим на путь подвижничества. В иных случаях чтение Исаака вводит в прелесть. Но Исаака как и вы глубоко уважаю и люблю.
Здесь я просто предложил возможность общераспространительную (как и я сам) иметь молитву "неблагодатную", следовательно неспасительную и конечно не страстейпобарительную, что и получится до конца дней молится,постится и грехолюбивым оставатся.  Страшно братья :wow:
Ну как в миру говорят "Бог есть Бог да буть и сам не плох".
Чувствую есть опасность надеется на помощь Божию, мнить, что есть или прийдёт и во грехах жизнь свою иждить. А ведь об этом св. отцы нас и предупреждают. О разных и многочисленных кознях врага нашего спасения. Мы должны знать то, что спасение наше это не так легко и просто даже если если в лес уйти с топором дом срубить и до конца жизни вопить Иисусе........мя грешного. и то не даст гарантию, что ты спасён. Есть некая Божия благодать неведомая нам. Я её как то хотел поднять в теме "Таинство в загадках" Но её игнорировали даже ни ково не заинтересовала :?  Вот как Иоан Кронштадский...при жизни уже был уверен, что царствие небесное ждёт его. -"Меня уже там заждались-говаривал он-И серафим Саровский и апостолы с пр.Богородицею..".А мы знаем с вами, что он был делателем молитвы умной. Есть некакя граница, что не только мы уверено можем свидетельствовать о себе, что спасаемся ею(молитвою) но дожен свидетельствовать ещё дух истины за нас. В ином случае всё есть прелесть и гордость наша.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Безблагодатная молитва
« Ответ #5 : 20 Июль 2005, 18:58:57 »
Цитата: GeorgiZ
И, все-таки, игумен Харитон говорит несколько об ином. Конечно, желание молиться и сама молитва производятся при содействии благодати Святого Духа. Но при этом, ведь, мы не все разнообразные действия молитвы признаем благодатными. Не всякая теплота благодатна. Сердце может согреваться просто от сосредоточения внимания (см. Феофана Затворника и других). Ум может погрузиться в сердце, опять-таки, не всегда действием благодати. Признаком такого самодельного погружения служит то, что ум быстро выскакивает из области сердца, как только мы ослабим свои усилия. Точно так же и непрестанность молитвы еще не служит признаком ее благодатности. Любую фразу можно приучиться произносить в уме непрестанно. Вот о чем идет речь.


Это верно, Георгий, но в этом нет ничего плохого. Свт. Феофан и писал что деятельная умная молитва и естественная теплота сердца, хоть и не являются благодатными по своему действию и происхождению, есть тем не менее то человеческое усилие которое человек должен привнести в молитву со своей стороны, остальное же совершит Бог. Проблема возникает когда мы "умность", непрестанность или сердечную теплоту в молитвы принимаем за явление благодати, или когда пытаемся забежать вперед благодати и "самопально" молиться степенью молитвы не доступной для нас. В деле со-работничества Бога и человека надо чётко знать в чем должны состоять человеческие усилия, а в чем состоит дело доступное только благодати.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #6 : 20 Июль 2005, 19:08:38 »
GeorgiZ вы тоже совершенно правы. Иг. Харитон как раз это и обьяснял, что навыкнуть к сей молитве несложно и без посредства благодати Божией. Он привёл пример даже попугая изучившие слова и пороизносивши...
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #7 : 20 Июль 2005, 19:16:04 »
Evgeny- :lol  мы просто с вами вместе на форуме пишим--надо чат открывать :D
 Вв написали...Проблема возникает когда мы "умность", непрестанность или сердечную теплоту в молитвы принимаем за явление благодати, или когда пытаемся забежать вперед благодати и "самопально" молиться степенью молитвы не доступной для нас. В деле со-работничества Бога и человека надо чётко знать в чем должны состоять человеческие усилия, и в чем состоит дело доступное только благодати....
Эта тема даже здесь не обсуждается..обсуждается другое...здесь мы даже не пытаемся забежать вперёд благодати .........её просто нет :lolэтой благодати вот в чём проблема.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #8 : 20 Июль 2005, 19:47:44 »
Александр, по поводу уверенности в спасении, отцы писали что мы должны всегда надеяться на спасение, но не можем быть уверены. Бог всё сделает со своей стороны чтобы нас спасти, но проблема в том что спасение зависит и от произволения нашей воли, а мы не можем быть уверены что сохраним верность до конца дней. Если же мы и не получаем явного удостоверения благодати и чистоты молитвы в этой жизни, то верим что после смерти продолжим путь и можем обрести спасение по молитвам Церкви. И всё же надо делать всё возможное зависящее от нас ещё в этой жизни.

Прп. Варсонофий Оптинский писал: "Иисусова молитва необходима для входа в Царство Небесное. Многим неполезно иметь внутреннюю молитву, ибо они могут возгордиться этим. Поэтому Бог даёт молитву молящемуся, но не достигшему внутренней молитвы даёт её перед смертью, или даже после смерти. Приобретение внутренней молитвы необходимо, одна устная недостаточна, а внутреннюю получают весьма не многие. Вот некоторые и говорят: какой же смысл молиться, какя польза? - Великая польза, только не надо её оставлять."

Старец Василий (Поляномерульский): "Хотя многие из древних, а не только нынешние, умерли не сподобившись при жизни зрительной молитвы, это не должно вызывать сомнения, ибо нет места неправде у Бога, и Он, во всяком случае за труды их делательной молитвы, даст им в час смерти или по смерти действие зрительной молитвы, с которой они, как пламень огненный, проходят воздушные мытарства. И получают они жребий свой с теми святыми, ктороые, по апостолу, не принявши здесь обетования, трудились всю южизнь свою в уповании"

Арх. Иоанн (Маслов): "Некоторым Господь даёт сердечную молитву в юности, иным в средних летах, а иным во время исхода из тела."

Между прочим, тот же иг. Харитон (Дунаев) на вопрос одного священника "Мне, как мирскому священнику, нужно знать, все ли православные христиане, по учению старцев, могут заниматься Иисусовой молитвой, или только те, которые очистили своё сердце от страстей" ответил: "у старцев имеется совершенно ясный и и определённый ответ. По учению отцов именно молитва Иисусова и помогает очищению сердца от страстей, а потому необходима не только бесстрастным, но и тем, кто ещё не освободился от страстей."


А вот ещё, из книги "Духовное утешение на пути ко спасению"
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=547

17. Затем, брат, скажу тебе, что диавол влагает в наши сердца и чувство безнадежия, дабы ослабить все наши силы и волю к спасению. Он нам внушает, что все равно мы не можем спастись; что это посильно только для святых, пустынников, мучеников, исповедников и великих подвижников, но не для нас, грешных, которые и каяться даже не умеем, как должно. Знай, брат, что эти же чувства безнадежия и бессилия он внушал и помянутым святым, стараясь внушить им мысль, что их жизнь течет бесполезно, и подвиг их не нужен, да и слишком незначителен, чтобы быть принятым Богом во спасение их душ. Но они отвергли прилоги искусителя и вышли, как ты знаешь, победителями. Так и ты далеко отбрось от себя эти мысли и будь благонадежен. Святые, конечно, по своей любви к Богу и за свои великие подвиги наследуют великое; но и тебе, спасающемуся, уготовано спасение, и знай, что если ты получишь самое малое в сравнении с великим воздаянием святых, то и это малое в Царстве Небесном будет огромным и превосходящим все твои ожидания и возможности твоего ожидания и представления, и то настолько, что это и выразить и задумать нельзя, ибо не в меру Бог дает Духа (Ин. 3, 34) и милостив и щедр Господь (Пс. 110, 4), благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив Дародатель (Иоиль 2, 13).

19. Сердце твое — маленькое. Не допускай же ничего лишнего в него. Пусть в нем будет место только для Бога и для любви к Нему. Брат, для того Бог и привел тебя в эту жизнь, и наделил разумной душой, чтобы ты спасся и навеки пребывал с ним в бессмертной жизни и радости. Знай это и люби Его, и будь верен Ему до смерти (Откр. 2, 10) [63], и будь уверен в Его сильном желании спасти тебя и помочь тебе во всем и знай, что тебе НЕВОЗМОЖНО не спастись, если только ты позаботишься о том, чтобы на мощно протянутую к тебе десницу Божию и самому протянуть к ней свою немощную руку. Божия "десница" — это благодать Божия, призывающая тебя к спасению и простирающая тебе мощную помощь для осуществления сего, а твоя "рука" — это сильное и действенное желание быть спасенным и любовь к Богу, и вера. Всецело отдай себя Богу, смирись пред Ним и перед братьями твоими — людьми. Презри себя и сочти себя за ничто, как оный евангельский мытарь (Лк. 18) [64], и вот ты — спасешься. Потому что только смиренный спасается и получает благодать Божию.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #9 : 20 Июль 2005, 19:51:20 »
Цитата: r.b.Alexander
здесь мы даже не пытаемся забежать вперёд благодати .........её просто нет :lolэтой благодати вот в чём проблема.


Есть благодать, Александр, верьте в это, просто Вы не чувствуете её явного действия. Без помощи благодати Вы даже верить в Бога не могли бы, и ничего доброго подумать и сделать, да и вообще жить.

"Всякий добродетельный христианин, яко сокрушенный и смиренный, так да верует, что благодать Всесвятого Духа живёт в нём и совершает все добродетели, а не он сам."
прп. Симеон Новый Богослов

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #10 : 20 Июль 2005, 20:35:51 »
Evgeny-ну в этом вы правы конечно по писанию в нем бо живем, движемся и есьмы. Безспорно благодать присутствует незаметно для нас во всех и...даже в еретиках. Но всё это есть всеобщая благодать ею даже животные исполнены(Амвросий Оптинский).Тем паче человек добро творит только по милости Божией. А вот спасаемая благодать....похоже я щас сам запутаюсь. Вот к примеру кто нибуть из святых отцов хвастался благодатью...напротив плакали ,что не имеют хотя исполнены были ею. Для нас это как урок к смирению и кротости. Но это воспринимаем мы так а как и что чувтвовали они сами нам не дано и не известно. Попробуй веруя ,что имеешь благодать плакать о нищите благодатной..как это будет выглядить? Здесь надо не самому свидетельствовать а благодати. Сказуется мне, что благодать Божия в людях святых проявляется полной их уверенностью, что её нет..... И тут я всё же отошёл от темы.
Вы очень много интересных сносок привели св. Отцов..спасибо. Я ни собираюсь молитву остовлять напротив стяжать,стяжать и стяжать...
только не тупо стяжать но с мудростию..поэтому и будет много вопросов и препонов в делании сем. Ах вы же сами знаете Евгений что делание сие самое трудное из всех добродетелей. Значит и камней на пути больше чем в остальных добродетелей а бесов :wow: хоть отбавляй. И что вряд ли кто то, что то в совершенстве знает о ней.
Св. отцы сами затрунялись ,что либо сказать толком.
Простите меня грешного...
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #11 : 20 Июль 2005, 20:46:07 »
Видение греха своего и познание своей немощи и есть первейшее и важнейшее действие благодати, то которое только и необходимо для нашего спасения. Если это имеем, то будем довольны, а остальное приложится в своё время.

Цитировать
будет много вопросов и препонов в делании сем. Ах вы же сами знаете Евгений что делание сие самое трудное из всех добродетелей. Значит и камней на пути больше чем в остальных добродетелей а бесов  хоть отбавляй. И что вряд ли кто то, что то в совершенстве знает о ней.


Это точно, для того и опыт отцов изучаем, и друг друга вопрошаем.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #12 : 21 Июль 2005, 08:22:12 »
Вот тут выпышу из Толкования на Евангелие из "Троицких листков"свято-троицкой сергиевой лавры истолкованными 17 св. отцами.....
""--Посушай, что говорит Господь подобным тебе: НЕ ВСЯК, ГЛАГОЛЯЙ МИ: ГОСПОДИ ГОСПОДИ, не всякий кто признаёт Меня только на славах своим Господом и учителем, ВНИДЕТ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ, НО ТВОРЯЙ-только тот, кто всегда и во всём, по мере сил своих и Божией благодати, творит ВОЛЮ-святые заповеди ОТЦА МОЕГО, ИЖЕ ЕСТЬ НА НЕБЕСЕХ.  -Итак одна вера не может спасти человека. Это говорит сам Господь наш Иисус Христос, и при том говорит о такой крепкой вере,которая может даже чудеса творить, ибо послушайте, что предрекает Он дальше: МНОЗИ РЕКУТ МНЕ В ОНЬ ДЕНЬ-ожтдаемаго всем страшного Суда Моего: ГОСПОДИ ГОСПОДИ! НЕ В ТВОЁ ЛИ ИМЯ ПРОРОЧЕСТВОВАХОМ: Не от Твоего ли имени мы пропрчествовали и учительствовали? И ТВОИМ ИМЕНЕМ БЕСЫ ИЗГОНИХОМ-бесов изгоняли, И ТВОИМ ИМЕНЕМ СИЛЫ МНОГИ-множество чудес СОТВОРИХОМ: И ТОГДА ИСПОВЕМ открыто ИМ ЯКО НИКОЛИЖЕ ЗНАХ-Я вас.(Мф 7-21-23)
О грозная нечаянность!-размышляет святитель Филарет: они призвали Господа, следовательно веровали в Него, знали Его: они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно немалую веру имели: но Господь не приемлет их во царствие Своё и даже не знаех их!! какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!...Но как же сказано: всяк иже призовёт имя Господне, спасется???,.....""
Я тут не дописал почти, что самое интересное...устал :? но далее идёт подробная разборка(Тит 1-16; Иак 2-19-14; 1 Кор 13-2.) И заканчивается всё о неимением любви к Богу и ближним и исполнением ВСЕХ заповедей без исключения в иных случаях молитва будет тщетна и вера наша. (Согрешишь в малом-согрешишь и в большем; Кто говорит, что Бога любит, тот лжец ибо как он может любить Бога невидимого когда брата видимого ненавидит.)....

Вот примерно всё то, что я хотел изначально сказать.. нам исихастам, делателям, искателям нельзя это пропустить из внимания ибо и молится можем и постится и ум собирать всё ко спасению но слова Божие есть и писание имеется и мнить, что молитвою всё сотворить можно...можно да но по Евангельски получится....А мы с вами знаем, что Евангелие превыше всех писаний и св. отцы поучали "если моё писание расходится с Евангелием---не верте мне".
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #13 : 21 Июль 2005, 11:39:25 »
Как видно из Евангелия люди могут стоять на высоком духовном пути даже выше всех нас тут вместе взятых и быть отвергнутым Господом. Нельзя недооценивать возможность сию сказанным Господом. Кроме наших умных молитв необходимо иметь Евангельскую жизнь..
Мыже не йоги испытатели дело идёт о жизни и смерти нашей.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Безблагодатная молитва
« Ответ #14 : 21 Июль 2005, 20:00:23 »
Давайте разберёмся.

"Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.  Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.  Итак по плодам их узнаете их.  Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного"(Мф.8)

Т.е. не внешние дела спасают сами по себе, но они свидетельствуют о нашем внутреннем устроении - о том что мы есть деревья добрые и исполняем волю Отца. А как исполнить волю Отца и в чём она? - Во-первых, для этого надо совершенно отвергнуться себя и своей греховной воли ("если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее"). А во-вторых, воля Отца есть чтобы мы исполнили заповедь, а главная заповедь есть: "Господь Бог наш есть Господь единый;  и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!  Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет."(Мф.12). А как же остальные заповеди? - Тот кто исполнил заповедь любви, исполнил сразу все заповеди, потому что "заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.  Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона."(Иуды 13) "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.  Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.  Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."(1 Кор.13)

Итак если у нас будет любовь в сердце, то мы исполним все заповеди, потому что непрестанно будем восхвалять Бога в сердце и делать дела любви ближним. "Любящий Меня заповеди Мои соблюдет"(Ин.14). Если внутреннее сердце наше будет чисто и исполнено любви, то и внешние дела будут добры. "Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их."(Матф.23) Но, заглянув в своё сердце, каждый может легко убедиться что никакой любви там нет, а вместо любви там обитает самолюбие, гордость и все грехи которые из них вырастают. Любовь нам может дать только Бог - это высший дар Духа, но любовь не может обитать в нечистом сердце в котором живёт грех. В том-то и проблема - как нам практически исполнить заповедь и приобрести любовь? И на это отцы отвечают так:

«Любовь к Богу возжигается в душе только одной непрестанной молитвой» преп. Парфений Киевский
«Без непрестанной молитвы невозможно приблизится к Богу» преп. Исаак Сирин
"Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем" преп. Варсонофий Великий

В самом деле, как мы можем возлюбить Бога, если мы непрестанно не помним Его, не смотрим на Него глазами сердца, не обращаемся к Нему в молитве, не славим Его в душе? Как он может дать нам Духа Любви, если Он не находит нас готовыми в любой момент принять Духа, если мы непрестанно не отсекаем свои греховные желания и постоянно склоняемся умом, волей, мечтаниями в греховные помыслы, за которыми естественно следуют греховные слова и дела?

Если же человек обрёл Небесную Любовь в сердце, то он исполнил все заповеди, и он уже не может не молиться непрестанно, т.к. молитвой благодарности и хвалы он выражает свою непрестанно горящую любовь к Богу. Такой человек спасён и уже пребывает в Царстве Небесном которое "внутри нас" - "Рай есть любовь Божия"(прп. Исаак Сирин). Когда же он сообщается с ближними, он изливает на них любовь которую имеет в сердце и делает им только добро, исполняя тем самым и заповеди любви к ближним.

Бесспорно, если мы не имеем ещё такой любви, то всё равно внешние дела любви делать необходимо, и для пользы ближних, и для того чтобы принудить сердце к любви. Но истинные дела любви должны исходить из сердца чистого и исполненного Небесной Любви. Кто то из отцов сказал "Господь требует от нас не исполнения дел, а исправления сердца". А в Писании Бог говорит: "Сыне, дай Мне сердце твоё".

Короче, надо понимать, что есть цель в христианской жизни, а что - средства для её достижения. Исполнение воли Отца состоит в исполнении главной заповеди - в стяжании духовной любви в сердце, в соединении с Богом любовью, в том чтобы любовью "поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе"(Ин.4). А приобретается любовь через стяжание Духа Святого посредством непрестанной молитвы (внешней и внутренней) и исполнения дел любви, а также непрерывной борьбы с самолюбием (внутренне трезвение и отсечение греховных помыслов, покаяние, ограничение плотских страстей и пр.).