Давайте разберёмся.
"Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак
по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного"(Мф.
Т.е. не внешние дела спасают сами по себе, но они
свидетельствуют о нашем внутреннем устроении - о том что мы есть деревья добрые и исполняем волю Отца. А как исполнить волю Отца и в чём она? - Во-первых, для этого надо совершенно отвергнуться себя и своей греховной воли ("если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее"). А во-вторых, воля Отца есть чтобы мы исполнили заповедь, а главная заповедь есть: "Господь Бог наш есть Господь единый; и
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет."(Мф.12). А как же остальные заповеди? - Тот кто исполнил заповедь любви, исполнил сразу все заповеди, потому что "заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона."(Иуды 13) "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."(1 Кор.13)
Итак если у нас будет любовь в сердце, то мы исполним все заповеди, потому что непрестанно будем восхвалять Бога в сердце и делать дела любви ближним. "Любящий Меня заповеди Мои соблюдет"(Ин.14). Если внутреннее сердце наше будет чисто и исполнено любви, то и внешние дела будут добры. "Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их."(Матф.23) Но, заглянув в своё сердце, каждый может легко убедиться что никакой любви там нет, а вместо любви там обитает самолюбие, гордость и все грехи которые из них вырастают. Любовь нам может дать только Бог - это высший дар Духа, но любовь не может обитать в нечистом сердце в котором живёт грех. В том-то и проблема - как нам практически исполнить заповедь и приобрести любовь? И на это отцы отвечают так:
«Любовь к Богу возжигается в душе
только одной непрестанной молитвой» преп. Парфений Киевский
«Без непрестанной молитвы
невозможно приблизится к Богу» преп. Исаак Сирин
"Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то
напрасно он трудится во внешнем" преп. Варсонофий Великий
В самом деле, как мы можем возлюбить Бога, если мы непрестанно не помним Его, не смотрим на Него глазами сердца, не обращаемся к Нему в молитве, не славим Его в душе? Как он может дать нам Духа Любви, если Он не находит нас готовыми в любой момент принять Духа, если мы непрестанно не отсекаем свои греховные желания и постоянно склоняемся умом, волей, мечтаниями в греховные помыслы, за которыми естественно следуют греховные слова и дела?
Если же человек обрёл Небесную Любовь в сердце, то он исполнил все заповеди, и он уже не может не молиться непрестанно, т.к. молитвой благодарности и хвалы он выражает свою непрестанно горящую любовь к Богу. Такой человек спасён и уже пребывает в Царстве Небесном которое "внутри нас" - "Рай есть любовь Божия"(прп. Исаак Сирин). Когда же он сообщается с ближними, он изливает на них любовь которую имеет в сердце и делает им только добро, исполняя тем самым и заповеди любви к ближним.
Бесспорно, если мы не имеем ещё такой любви, то всё равно внешние дела любви делать необходимо, и для пользы ближних, и для того чтобы принудить сердце к любви. Но истинные дела любви должны исходить из сердца чистого и исполненного Небесной Любви. Кто то из отцов сказал "Господь требует от нас не исполнения дел, а исправления сердца". А в Писании Бог говорит: "Сыне, дай Мне сердце твоё".
Короче, надо понимать, что есть цель в христианской жизни, а что - средства для её достижения. Исполнение воли Отца состоит в исполнении главной заповеди - в стяжании духовной любви в сердце, в соединении с Богом любовью, в том чтобы любовью "поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе"(Ин.4). А приобретается любовь через стяжание Духа Святого посредством непрестанной молитвы (внешней и внутренней) и исполнения дел любви, а также непрерывной борьбы с самолюбием (внутренне трезвение и отсечение греховных помыслов, покаяние, ограничение плотских страстей и пр.).