у верующего не может быть никаких дел по определению
Всё правильно, но с уточнением - может быть никаких
своих дел. Человек не может вообще ничего не делать, даже пребывание в вере есть дело, и не лёгкое. Но есть дела которые человек совершает по своей (гномической) воле, самостоятельно. Такие дела как правило не соответствуют Божией воле и не спасают. Когда же человек живёт верой, отказался от своей воли и во всём следует воле Божией, то он вместе с Богом действует и делает, имея с Богом единую волю и действие, ибо "Отец Мой и доныне делает, и Я делаю"(Ин.5). В частности, "умное делание" - дело состоящее в том чтобы непрестанно пребывать в молитве вместе с Духом "которым взываем: "Авва, Отче"(Иуд.
, в том чтобы волей отсекать греховные помыслы и не следовать похотям плотского человека. Даже пребывание в единении с Богом в безмолвии и покое есть великое дело, дело в котором душа отвечает Богу любовью на Его любовь. Человек делает дела вместе с Богом не для того чтобы этими делами спастись, а потому что не может не действовать по воле Божией. Если же он перестаёт делать по воле Божией, это свидетельсво того что он больше не пребывает в вере, а потому за отсутствием веры и не спасается.
"21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный,
закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым,
но исполнителем дела, блажен будет в своем действии." (Иак.1)
Христиане призваны следовать закону внутреннему, закону свободы в Духе любви , закону обрезания в духе от страстей мира сего:
"Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога."(Иуд.3) Поэтому внешнее обрезание - ничто, но внутренне обрезание необходимо.
"Блажен муж иже не идет на совет нечестивых, но
в законе Господнем воля его, и в законе Его поучится день и ночь"(Пс.1)
Между прочим, слово "закон" - не вполне верный перевод с древнееврейского, по крайней мере смысл этого слова приобрёл со временем слишком "законнический" характер. В древнееврейском слово "тора", которое переводится как "закон", на самом деле обозначает "научение, поучение". Человек верящий Богу и Его словам естественно следует и Его научению, Его повелениям, Его воле.
Итак, "
человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть."(Гал.2). Но "вера без дел мертва"(Иак.2), если нет дел, в первую очередь внутренних, это свидетельство того что и веры нет. Дело же человека есть исполнение заповедей и следование воле Божией. "Обрезание ничто и необрезание ничто,
но всё в соблюдении заповедей Божиих."(1-е Кор.7) "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного"(Мф.7)
Молитва, воля, дела в верующем - проявления Жизни, дарованной Духом.
Истинно так. "Всякий добродетельный христианин, яко сокрушенный и смиренный, так да верует, что благодать Всесвятого Духа живёт в нём и совершает все добродетели, а не он сам." (прп. Симеон Новый Богослов). Эта же благодать его и спасает, а не он сам, спасение и есть главное дело совершаемое в нас благодатью, наше дело лишь - действовать согласно, а не вопреки благодати и воле Божией, со-работать Богу в деле спасения. "И вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать."(Лк.17)