Исихазм

Автор Тема: Махамудра Упадеша  (Прочитано 52007 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« : 08 Сентябрь 2005, 01:46:23 »
С сильным сомнением осмеливаюсь поместить здесь один из самых мощных текстов тибетского тантрического буддизма.
Это перевод с английского, сделанный двумя моими московскими друзьями в 1985 году. Оригинал приведен в книге Chögyam Trungpa "Myth of Freedom".
Это устное наставление, данное просветленным мастером Шри Тилопой своему ученику Шри Наропе на берегу Ганга.
Если модераторам покажется этот текст неуместным, не буду возражать против его удаления.

МАХАМУДРА УПАДЕША
Почитание со-возникшей Мудрости(1)

Показать Махамудру невозможно,
Но ты, преданный своему гуру, овладевший аскетической практикой,
Терпеливый в страданиях, разумный Наропа,
Прими это в сердце, мой счастливый ученик!

Эй-хо!(2) Слушай же.

Взгляни на природу мира, непостоянную как мираж или сон;
Даже мираж или сон не существуют.
Поэтому развивай отречение и откажись от мирской деятельности.
Оставь слуг и родню – причины страсти и агрессии.
Медитируй один в лесу, в уединении, в безлюдных местах.
Оставайся в состоянии немедитации.
Если достигнешь недостижения, достигнешь и Махамудры.

Мелочна дхарма(3) сансары; она вызывает страсть и агрессивность.
Созданные нами вещи не имеют сустанции,
Поэтому ищи субстанцию наивысшего.
Дхарма ума неспособна увидеть смысл трансцендентного ума.
Дхарма действия не в состоянии открыть смысл недеяния.

Если хочешь достигнуть постижения трансцендентного ума и недеяния,
Отсеки корень ума и дай сознанию остаться обнаженным.
Позволь очиститься загрязненным водам умственной деятельности.
Не стремись остановить проекции, но дай им успокоиться самим по себе.
Усли не отвергать и не принимать, ты освобожден в Махамудре.

На деревьях растут листья и ветви.
Если ты обрубишь корни, множество листьев и ветвей увянет.
Точно так же, если отсечешь корень ума,
Прекратятся его различные активности.
Один факел рассеет тьму, накопившуюся за тысячи кальп(4).
Так и мгновенное переживание светящегося ума
Растворит завесу кармической нечистоты.

Люди меньшего понимания, неспособные постичь эту истину,
Концентрируйте осознование и фокусируйтесь на дыхании.
Пользуясь различными практиками устремления глаз и концентрации,
Дисциплиниуйте ум, пока он не успокоится естественно.

Если воспринимаешь пространство,
Фиксированные идеи центра и границы растворяются.
Точно так же, если ум воспринимает ум,
Прекращаются все виды умственной активности,
Ты остаешься в состоянии безмыслия и реализуешь высочайшую Боддхичитту(5).

Испарения земли становятся облаками, а затем исчезают в небе;
И неизвестно куда ушли облака, когда они раствоились.
Точно так же волны мыслей, исходящие из ума,
Растворяются, когда ум воспринимает ум.

У пространства нет ни цвета ни формы.
Оно неизменно, не окрашено черным или белым.
Так и светящийся ум бесцветен и безформен;
Не окрашен ни черным, ни белым,
Ни добродетелью, ни пороком.

Чистую и сияющую сущность солнца невозможно заслонить темнотой,
Длящейся тысячу кальп.
Так и сияющую сущность ума невозможно затмить долгими кальпами сансары.

Хотя можно сказать, что пространство пусто, описать его нельзя.
Точно так же, хотя можно сказать, что ум лучезарен,
Это называние не доказывает его существования.
Пространство не имеет никокого местоположения.
Так и ум Махамудры нигде не пребывает.

Неизменный, покойся в изначальном состоянии;
Несомненно твои узы ослабнут.
Сущность ума подобна пространству,
Поэтому нет ничего, не охваченного умом.

Позволь движениям тела стать подлинными до естественности;
Прекрати праздную болтовню; пусть твоя речь станет как эхо.
Не имей ума, но узри дхарму прыжка.

Тело, как полый бамбук, не имеет субстанции;
Ум подобен сущности пространства, где нет места для мыслей.
Оставь свой ум свободным, не позволяй ему странствовать.
Если ум не имеет цели, это – Махамудра.
Достижение ее – есть достижение высочайшего просветления.

Светоносна природа ума, нет в ней объекта восприятия.
Ты откроешь путь Будды, когда не будет и доли медитации.
Медитируя о не-медитации, ты достигнешь высочайшего боддхи(6).

Это царь воззрений, он превосходит фиксирование и удерживание(7).
Это царь медитаций без блуждающего ума.
Это царь действия без усилия.
Когда нет надежды и страха, ты реализовал цель.
Нерожденная алайя(8) не имеет ни привычек, ни завес.
Оставь свой ум в нерожденной сущности;
Не делай различий между медитаций и пост-медитацией.
Когда проекции исчерпывают дхарму ума,
Достигаешь царя воззрений, свободного от всех ограничений.

Безграничен и глубок верховный владыка медитаций.
Самосуществование без усилий – верховный владыка действий.
Самосуществование без надежд - верховный владыка осуществления.

Вначале ум подобен бурлящей горной реке,
В середине – реке Ганг, медленно текущей по равнине.
В конце подобен слиянию всех рек – встрече сына и матери.

Последователи Тантры, Праджня-Парамиты, Винаи(9), сутр и других религий –
Все они, используя свои тексты и философские догмы,
Не увидят светящейся Махамудры.
Не имеющее ума, свободное от желаний,
Само-спокойное, само-сущее,
Это подобно водной волне.
Лучезарность закрыта лишь появлением желания.

Реальный обет самайя(10) нарушается мышлением в понятиях наставлений.
Если ты не пребываешь, не воспринимаешь, не отходишь от окончательного,
Тогда ты свят в практике, ты – факел, освещающий тьму.
Если у тебя нет желаний, если ты не пребываешь в крайностях,
Ты увидишь дхармы всех учений.

Если ты устремляешься в этой попытке,
Ты освободишь себя из плена сансары.
Если ты медитируешь таким образом,
Ты сожжешь завесу кармических загрязнений.
Поэтому-то ты и известен как «Светильник доктрины».

Даже несведущих людей, не приверженных этому учению,
Можешь ты спасти от постоянного погружения в реку сансары.

Как жаль, что живые существа испытывают такиие страдания в низших сферах.
Тем, кто стремится освободить себя от страданий,
Следует искать мудрого гуру.
Тогда ваш ум, охваченный адхиштханой(11), будет освобожден.

Если ищешь карма-мудру(12), возникает мудрость союза радости и пустоты.
Союз искусных средств и знания несет с собой благословение.
Привнеси его и дай начало мандале.
Пошли ее в нужные места и распострани по всему телу.

И если нет внутри никакого желания,
Возникнет союз радости и пустоты.
Приобретешь долгую жизнь без седых волос и будешь прибывать как луна.
Станешь лучезарным и твоя сила станет совершенной.
После быстрого достижения относительных сиддхи(13),
Следует искать сиддхи абсолютные.

Да останется это точное наставление в Махамудре в сердцах
Счастливых существ!


(1)    Изначальная Мудрость, рожденная одновременно с неведением, как и нирвана с сансарой, должны проявиться одновременно.
(2)   Прислушайся!
(3)   Слово взято здесь в значении «закон», «путь», «стереотип».
(4)   Санскритский термин соответсвующий понятию «эон».
(5)   «Пробужденный ум» - санскрит.
(6)   «Состояние пробужденности» - санскрит.
(7)   «Удерживание» - првязаность к своим проекциям, «фиксирование» - вера в существование того, кто создает проекции.
(8)   «Первоначальное состояние – превыше бытия и небытия» - санскрит.
(9)   «Тексты дисциплины Хинаяны» - санскрит.
(10)   Тантристский свод обетов.
(11)   «Благословенная атмосфера, созданная гуру» - санскрит.
(12)   «Сотоварищ по практике третьего посвящения – абхишека» - санскрит.
(13)   «Чудесные силы» - санскрит.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #1 : 08 Сентябрь 2005, 04:39:54 »
Буддистская практика ведёт к созерцанию безличных Божественных энергий постижимых естественными силами души в состоянии бесстрастия. При этом реально достижимо с помощью естественных усилий состояние относительного бесстрастия и свободы от помыслов.

И в исихазме состояние бесстрастия, мира помыслов и произвольной самодвижной сердечной молитвы, созерцание личностных Божественных энергий в именах Божиих достижимы естественной практикой и не являются признаками сверх-естественной благодатности. Это не значит что естественный опыт исихаста или буддиста является безблагодатным, Божественная энергия, естественным образом доступная через созерцание, способствует формированию такого духовного состояния и присутствует в нём. В отличие от естественно созерцаемой, сверх-естественная благодать подаётся по  прямому вмешательству Бога за пределами законов естества.

Уместно привести здесь фразу Евгения из темы http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=444
"В отличие от "Самого Бога" энергии Божии (Его Имена, логосы, замыслы Божии о творении и о его пребывании в будущем веке, то есть в Царствии Божием; вообще все то не исчерпаемое богатство, которое находится "вокруг Бога") представимы. Но и здесь есть градация, каким способом и как представимы. Некоторые (например, логосы, замыслы Божии о творении) представимы с помощью естественной силы ума, умопостигающей силы, в естественном созерцании, которое, отчасти, доступно и язычникам. Именно это является основанием того, что и другим религиям может быть открыто какое-то понимание о Боге. Напомню, тем не менее, что и логосы являются Богом, так как нет никаких божественных энергий, которые бы не были Богом, в силу Его простоты."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #2 : 08 Сентябрь 2005, 13:15:17 »
Спасибо, Леонид. Великолепный текст - источник языческой силы и мудрости! Христос пошел дальше - в этом и победа: идти дальше и сделать больше - от воплощения и до воскресения. Христос сделал - а "христианство" слишком часто стало делить его ризы и о нетканой одежде бросать жребий...

Цитировать
Если модераторам покажется этот текст неуместным, не буду возражать против его удаления.


Мое размышление на слова о неуместности :)

Не постигнув относительной высоты языческой мысли, не приняв чистоты языческого слога, отвергнув поиски Бога в других религиях, утешая себя проклятиями в адрес поганых и анафематствуя огнем и железом еретиков, тщится ветхий человек взойти на абсолютную высоту христовой любви. И падает в грязь...

Как же глубоко укоренилось осуждение - даже и слово "язычник" пропитано отрицательным смыслом, какой глубокий страх въелся в души перед другими, которых обязательно надо выставить врагами, чтобы продолжать самим жить, какое страшное поражение - питать свои сердца ненавистью к врагу, создав его ужасный образ. И вот перед такими приходится десятки раз расшаркиваться и сотни раз извиняться, чтобы сказать простые слова: "А твой сосед по дому, оказывается, тоже человек! Давай, его послушаем..."

искатель

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #3 : 08 Сентябрь 2005, 13:52:14 »
Цитата: Alexander


Не постигнув относительной высоты языческой мысли, не приняв чистоты языческого слога, отвергнув поиски Бога в других религиях, утешая себя проклятиями в адрес поганых и анафематствуя огнем и железом еретиков, тщится ветхий человек взойти на абсолютную высоту христовой любви. И падает в грязь...

Неужели стяжать любовь можно лишь "постигнув относительную высоту языческой мысли" и согласившись, что Бога следует искать и в других религиях?! И почему Вы считаете, что если я действительно не приемлю иной веры, чем вера Православная, то я непременно должен "утешать себя проклятиями в адрес поганых"? Мне искренне жаль людей еще не вошедших в лоно Христовой Церкви, но это еще не повод убаюкивать их ( и себя кстати тоже )разговорами о том, что и они видят некие отблески Истины. Любить человека, но ненавидеть грех, разве это неправильно?!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #4 : 08 Сентябрь 2005, 14:26:57 »
Цитировать
И почему Вы считаете, что если я действительно не приемлю иной веры, чем вера Православная, то я непременно должен "утешать себя проклятиями в адрес поганых"?


искатель! я так не считаю: читайте внимательно мое размышление. И ответьте, почему Вы находите возможным (не исключаю, что подсознательно) извращать смысл сказанных слов?

vlad

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #5 : 08 Сентябрь 2005, 20:18:14 »
искатель, сказал :
"любить человека, но ненавидеть грех,разве это неправильно"
Эк. Вы батенька , как извернулись!....
А что же делать с грешным человеком?-----Любить или ненавидеть?
Иезуиты эту проблему решили просто -Сзигать на всякий сучай......
Ну и очень "постарались " в Индии,к примеру .
А сейчас католики негодуют , почему Гулаб Сингх сжигает католических мессионеров.........
VLAD

vlad

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #6 : 08 Сентябрь 2005, 20:44:18 »
Леонид,  Я с симпатией отношусь к людям, нашедшим веру и Путь в буддизме.....У меня однокурсник ,калмык  из Элисты ,ушел  мона хом в хурул .....а я в православный  монастырь.........
==========
А цель помещения текста?
Это что -не забьют ли  "камнями ?
Конечно , приятно осознавать ,что Админ оказался на высоте.....
Но все таки , если Вы практик,высказали бы свое мнение по практике "Умного делания "......с точки зрения Вашей веры \учения\.
Глядишь и польза была бы?........
vlad

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #7 : 09 Сентябрь 2005, 06:06:35 »
Vlad,
Сам то я Православный, и тут на форумах есть несколько постов с моими, так сказать, мнениями.
Жизнь моя сейчас так сложилась, не знаю, по счастью или еще по чему другому, что у меня нет никакого другого занятия, кроме молитвы. Я, конечно же в мiру, не то что Вы, но работа моя дает мне возможность молиться непрерывно. Это отнюдь не значит, что у меня получается все 24 часа, но я иногда все же вспоминаю о "деле" жизни.
Мое личное мнение, если оно Вам интересно, находит, что опущение ума в сердце и постижение Господнего замысла относительно себя самого является самым замечательным и увлекательным приключением за всю мою грешную и непутевую жизнь.
Махамудру же я поместил просто из-за того, что текст этот мне дорог по самой сути происходящего с умом и жизнью молитвенника. Хотелось просто поделиться с друзьями... ничего более.
Спаси Господи.
Л.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

искатель

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #8 : 09 Сентябрь 2005, 09:45:43 »
Простите, Alexander, если я не вольно ( на самом деле ) извратил Ваши слова. Возможно моя излишняя ревность не позволила мне увидеть и понять то, что вы хотели донести, потому как иногда, на МОЙ ВЗГЛЯД, Ваши суждения бывают черезчур резки и категоричны. Если этим, т.е. своей непонятливостью и ревностью, я мог соблазнить Вас, или кого-то еще - простите, каюсь. Что же касается замечания Vlad-а, то это не я " извернулся ", так Святые Отцы учат.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #9 : 09 Сентябрь 2005, 12:03:32 »
И Вы простите меня... к сожалению, не знаю Вашего имени. Поясню свою позицию. Одной из основных задач форума я вижу изменение ума как возможность видеть и понимать шире, больше и глубже без страха перед острыми и спорными темами. Иначе ум запирает себя сам в гетто воображения, отчуждая неправильный мир - и кажется уже, что тот, кто не в "гетто", заведомо плохой. Ломать стену отчуждения... что ж, звуки могут быть резкими и неприятными. Зато когда пыль уляжется, откроется новый простор. Так вижу.

vlad

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #10 : 09 Сентябрь 2005, 17:57:14 »
Леонид,  я из монастыря ушел через два года.....вобшем то надо было принимать постриг.......
Но это отдельная тема \посмотрите  посты по теме, кажется "предостережение желающим идти в монастырь" или както так.
Сейчас я живу между миром и монастырем.
Свое состояние я бы не  назвал  увлекательным приключением.
После первого года в монастыре я осознал ,что такое внутренняя ложь ,
Ложь своя и ложь брата.........
вот сейчас и занят преодолением себя..........
Я не большой знаток буддизма , но по сравнению с И.м.с самого начала существенное отличие--здесь-низведи ум в сердце,а там -"убей свой ум"..........
Хотя это методы....и еще раз повторяю-не знаток .Если у меня возникнет вопрос связанный с буддийскими практиками-пошлю пост буддисту воФранию ,благо он неплохо владеет русским.
Но пока такой потребности нет.
Пишите
VLAD

vlad

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #11 : 09 Сентябрь 2005, 18:06:35 »
Леонид,
Кстати ,как вы попали в Америку? Или Вы там живете? :lol
VLAD

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #12 : 10 Сентябрь 2005, 06:23:47 »
Влад,
Был приглашен в Америку на работу в 1990 году и "приторчался".
Сам - коренной москвич.
Живу в Скалистых горах на высоте 2500 м.
Ближайший Русский храм (ROCOR) в 300 км от меня, в Денвере. Вот, поеду в Воскресенье на Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Спаси Господи.
Л.

P.S. Не могу с Вами согласиться по поводу убийства ума в буддизме.
Даже в приведенной в начале Махамудре речь идет об освобождении ума, об уме-царе.
Возможно Вам попадались некачественные пересказы буддийской доктрины, или, может, весьма пессимистическая Хинаяна подпортила вкус.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Махамудра Упадеша
« Ответ #13 : 10 Сентябрь 2005, 06:42:44 »
Влад,
Когда я назвал свою практику "увлекательным приключением", то это конечно же была просто фигура речи. На самом деле это адов труд, Сизифово бесконечное вкатывание камня в гору. Однако ни на что другое уже низачто не променять.
Одна только в этом отрада: любящий Господь позволяет иногда в качестве поощрения, быть может, заглянуть в Царство Его из-за забора собственных страстей и неадекватностей.
Кстати, в современном тибетском буддизме есть замечательный термин "духовный материализм". Это когда ищущий пытается присвоить СЕБЕ результаты своей практики. У Иоанна Лествичника много сходных пассажей.
Спаси Господи.
Л.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

искатель

  • Гость
Махамудра Упадеша
« Ответ #14 : 10 Сентябрь 2005, 11:21:52 »
Цитата: Alexander
Зато когда пыль уляжется, откроется новый простор. Так вижу.
Ну чтож, Alexander, буду стараться впредь читать Ваши сообщения более разумом, чем чувствами: если не принять, то хотя бы понять. Спаси Господи.