Исихазм

Автор Тема: Делатели непрестанной молитвы в миру  (Прочитано 43491 раз)

Anonymous

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #15 : 18 Февраль 2005, 16:45:29 »
Цитата: света

/////Вот еще из "Откровенных рассказов странника" - там вообще много про мирян, занимавшихся молитвой.

Вот например: ...........................................///



НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ  "Откровенных рассказов странника".
Эта книга о том КАК НЕ НАДО ТВОРИТЬ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ, если вы не хотите впасть в прелесть.
В Инете достаточно материалов на эту тему. Вот один из них: http://www.21v.ru/N43/Osipov.htm
----------


Замечание от Alexander'а

Обсуждение этого вопроса в теме:
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=198
И лучше не торопиться делать выводы о чем-либо на основании непроверенной критики.

искатель

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #16 : 18 Февраль 2005, 17:36:49 »
Цитата: Victor
Разумеется такое послушание, о котором Вы говорите необходимо, но не забывайте про то, что миряне "живут по совету", т.е. совет духовника не является непререкаемым для исполнения, в отличие от послушания монашеского.
Не полное подчинение священнику требуется от мирян, но доброе различение советов и свободный выбор - как же поступить.
"Просто выполнение каких-то обязанностей" - само по себе послушанием не делается, но делается таковым при исполнении этих обязанностей, но без внутреннего ропота и с покорностью, хотя бы это и было неприятно.
Насчёт того, каким образом я могу определить для себя путь стяжания молитвы - этот вопрос строго индивидуален для каждого. Методом проб и ошибок, держась доброго, строго следя за собой, черпая наставления из Писания и Предания - найти-то духовника в наше время трудно, как Бог даст. Или Вы предлагаете оставить умное делание из-за отсутствия духовника?

А насчёт Вашего практического вопроса - если кто-то здесь знает практикующих священников, то что это Вам даст?
Ни в коем случае я не предлагаю оставлять молитву!Простите,Виктор,если ввел Вас в соблазн.Но опять не готов с Вами во всем согласиться.Если Вы "черпаете наставления из Писания и Предания",то конечно же знаете,что и покорность,и отсутствие ропота, и уж тем более трезвение(строго следить за собой)являются ни чем иным,как плодами доброго послушания вкупе с молитвой и прочими добродетелями.Трудно найти духовника преуспевшего в умном делании(именно поэтому я и задавал свой вопрос),но из-за этого пытаться жить в самости,изначально подвергая сомнению советы исповедующего меня духовника,если конечно они не противоречат Преданию,мне кажется дерзостью.Простите.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #17 : 18 Февраль 2005, 18:04:21 »
Цитата: искатель
Или быть может известен иной путь борьбы с этими страстями,отличный от послушания?


Послушание - это одно из сильных средств борьбы со страстими и приобретения опыта христианской жизни, но только при условии что сам духовник является человеком опытным и просвещённым Святым Духом, в противном случае послушание может принести больше вреда чем пользы. Если Вам удастся найти человека духовного и опытного в молитвенном делании, считайте что Вам повезло, в наше время таких мало. Кстати, духовный отец не обязательно должени быть иереем. В монастырях была распространена практика когда монахи находились в послушании у старцев без сана. Если же не можете найти духовника - не поступайте в послушание первому попавшемуся иерею, просто исповедуйтесь у него и принимайте его поучения как советы. Спастись можно и без послушания, Бог не оставит ищущих Его с верой и смирением, но совет и послушание опытному духовнику - это конечно большое пособие на пути.

Посмотрите эту ссылку: http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=311

искатель

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #18 : 19 Февраль 2005, 10:05:43 »
Цитата: Evgeny
Кстати, духовный отец не обязательно должени быть иереем. В монастырях была распространена практика когда монахи находились в послушании у старцев без сана.  Спастись можно и без послушания, Бог не оставит ищущих Его с верой и смирением, но совет и послушание опытному духовнику - это конечно большое пособие на пути.
Подобная практика существует и по сей день.Есть понятие "духовник"-тот,кто постоянно принимает мою исповедь,и есть"старец",кому я открываю помыслы,чьими советами и молитвами я живу.Великое счастье обрести духовника и старца в одном лице!В ответ же на Ваш тезис,что "спасение возможно без послушания",возьму на себя смелость порекомендовать Вам найти книгу иером.Доримедонта"К неверящим в то,что в наше время возможно доброе послушание пастырю".Ну а мысль о том,что смирение и послушание не связаны друг с другом,меня несколько озадачила.Истинное смирение-есть итог послушания в самом широком смысле,т.е. послушание старцу,послушание братии,послушание Богу.Разве не так?Простите.Спаси Вас Господь за искреннюю ревность об умном делании.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #19 : 19 Февраль 2005, 18:01:29 »
Цитата: искатель
Истинное смирение-есть итог послушания в самом широком смысле,т.е. послушание старцу,послушание братии,послушание Богу.


Именно так. Смирение есть итог послушания Богу прежде всего, а также ближним. Послушание воле Божией и есть истинная школа смирения. Послушание старцу - быстрый и прямой способ научиться этому, но если нет истинного старца, это не препятствие к обретению смирения. Надо учиться быть прежде всего послушным воле Божией. Если почитать жития святых, у многих из них не было духовников, многие не проходили школу послушания старцам, но это не стало препятствием для них.

Истинному смирению же можно научиться только от Бога.

"Если говорить о внутренних признаках смирения, то нужно указать прежде всего на глубокое чувство божественного присутствия, из которого рождается смирение. Человек не может смириться сам по себе, благодаря собственным усилиям или внешним действиям: он смиряется тогда, когда, встретившись с Богом, познает на опыте величие Божие и собственное ничтожество." Еп. Илларион Алфеев

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #20 : 27 Июль 2005, 21:37:12 »
В одном из писем прп. Амвросия Оптинского есть такие строки:
"Мы слышали от покойного нашего старца батюшки отца Макария, что к нему приходил один мирянин, имевший такую степень духовной молитвы, что отец Макарий недоумевал, что отвечать ему, когда мирянин, ради получения совета, рассказывал старцу разные состояния молитвы. И батюшка отец Макарий мог ему только сказать: "Держитесь смирения, держитесь смирения". И после с удивлением нам об этом говорил. Я тогда относил это к Орловскому купцу Немытову, который был великий молитвенник".

Немытов Иван Михайлович (1788-1875), купец, первую половину жизни весьма успешно занимался торговлей, имел значительное состояние, вторую половину провёл в незаурядном подвиге - молитве, посте, воздержании. Окружённый детьми и внуками, имея около 100 человек прислуги, он ежедневно посещал богослужения, читал Св. Писание и отеческие книги, непрестанно творил Иисусову молитву. Много благотворил, раздавая милостыню. Несколько раз избирался в Думу и Гражданскую Палату. За три недели до кончины принял постриг в схиму.
(из книги "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий")

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #21 : 28 Июль 2005, 10:19:33 »
Цитата: искатель
Подскажите,только прошу использовать личный опыт,а не цитировать Святых Отцов:1.как совместить молитву с многопопечительностю мирской жизни;2.как бороться с помыслами во время молитвы?Заранее благодарен.

1-й вопрос:
Нужно просто принуждать себя молиться постоянно во всяком месте и тогда самая суетная работа из разрозненных поступков  постепенно разобьётся на короткие целые и цельные в себе самих дела, потому что Вы сможете чувствовать начало дела (когда нужно отложить все мысли о других делах ради предлежащего) и конец дела, когда можно подумать о том на какое следующее дело есть воля Божия:-) Спрашивать об этом лучше всего у совести  и здравого рассмотрения ситуации:-).
Пример: пришёл к тебе человек в офис: отдай ему всё своё внимание на самое необходимое время, только совершенно всё внимание, забудь обо всём. Закончил с ним - телефоннный звонок - отдай также всё внимание человеку на линии. Это - образ внимательной жизни.

Сушит не работа, а забота, т.е. не вовремя приходящие мысли: делаешь одно, думаешь о другом и третьем и т.д.
Молитва сама научит образу внимательной жизни почти незаметно для делателя. Его жизнь перестанет разделяться на работу и отдых, поскольку во всякое время он будеть жить перед Богом и сила его сердца будет восполняться от чистой совести при всяком деле, сделанном в возможном совершенстве, отданном Богу. Конкретные действия? Их много. Нужно, пока сердце слабое и склонное к резкой смене эмоций, рассматривать перед работой её саму, стараясь почувствовать себя в этом умопостигаемом образе так, как нужно, т.е. спокойно, преданно воле Божией и т.д., рассмотреть то, что может нарушить это состояние, угодное Богу, и постараться выиграть в своём сердце борьбу со страстью, действующей тоже в воображении. Т.е. вне реальной битвы, нужно проиграть её в воображении. Только одно - имеется в виду не совсем визуальное воображение предстоящего. Постарайтесь меньше представлять видимого при благорассмотрении(это так называется), но видимое использовать только в начале, для вхождения в цельное чувство образа, которое необходимо.
На этом воображаемом поле будете бороться со страстью в своём сердце и победите её. Затем в само'м деле нужно вспоминать эту победу и как она достигалась, что действовало на непокорное сердце и действовать так же. Сначала не получится, но придёт навык и довольно быстро, если вы, главное - молитесь и положили это целью превыше всего иного! Постепенно же, с молитвой, сердце "угомонится", т.е. ему будет всё равно - лето или зима, хорошее настроение у начальства или плохое, работать на этой работе или на любой другой, т.е. сердце придёт в познание смирения и не станет искать никакого блага, превышающего радость созерцания Промысла Божия в самых, казалось бы, мелких делах и надежды на Бога.

2-й вопрос
С помыслами во время молитвы бороться нужно, как борешься с надоедливыми мухами, т.е., и это главное(!) - как только ловишь себя на постороннем помысле - обращайся к мысли молитвы без всякого рассмотрения этого пустого помысла(!), без его оценки, без выводов на его тему и т.д. - принцип: стремись как рыба к верховьям реки и только на водопад впереди и смотри, всё же остальное ощущай боками, а не глазами...

И, вообще, всё просто: молись постоянно, читай очень много (из чтения рождается молитва), спрашивай совета у единомысленных на этом сайте хоть в форуме, хоть в личных сообщениях, при тоске вспоминай доброту своей матери и знай, что Бог также любит тебя, если не больше, и ни за что не отступай. С Богом!
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #22 : 10 Август 2005, 21:22:45 »
Вот ещё одно историческое свидетельство. Свт. Феофан Затворник переписывался в течении 23-х лет с миряниным Первухиным С.А. и почитал его как духовного наставника в молитве. На третьем году затворнической жизни в 1874 г. свт. Феофан пишет Первухину:

"Скажите мне пожалуйста, как молиться. Совсем весь толк в этом потерял, то будто нечто, то совсем никуда не гоже."

"Мне хотелось ещё слышать вашу мысль о молитве. Я понимаю молитву чувства, которая и внимание сковывает единым, и благоговейную теплоту даёт, но не умею в толк взять, что есть духовная молитва? Не та ли это молитва, которая находит - не только во время правила, а как ей вздумается - и сковывает тоже внимание, сопровождаясь теплотою, но всё это глубже и твёрже и дольше, и духовные предметы в эту пору яснее бывают ... Скажите мне об этом вашу мысль. Это когда-то было со мною раз, два. Вообще я очень скуден опытами духовными, и молитва моя обычно идёт дурно, всё уходит ум в пустомыслие. ... Вы как думаете?"

Первухин Семён Афанасьевич (1815-1892) - происходил из дворян, служил в Киевском военном округе, по болезни вышел в отставку в чине полковника. Был человеком глубоко верующим, знатоком святоотеческой литературы. Много паломничал по восточным и русским монастырям. Скончался в гостинице Михайловского монастыря.

Лена

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #23 : 12 Август 2005, 15:49:51 »
Простите, возможно, мой слабый опыт тоже пригодится? Мне кажется, но может быть я не права, коль скоро проходишь монашеское делание в миру, то и духовника следует искать в монастыре. Во-первых, Вас поведут более строго, чем священник из "белого" духовенства, во-вторых, человек, не на бумаге, а опытно прошедший путь послушания, опытно познавший борющие нас страсти может дать несравненно более ищющей Господа душе, даже если он из простецов. Книжная премудрость безусловно, хороша, но без поверки своего делания духовно опытным и единомысленным наставником наш путь очень чреват преткновениями. Простите.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #24 : 12 Август 2005, 17:54:00 »
Цитировать
Мне кажется, но может быть я не права, коль скоро проходишь монашеское делание в миру, то и духовника следует искать в монастыре.


Надо искать духовно опытного человека: бельца, чернеца иль мирянина, но прежде искать Бога.

Обычно человеку, входящему в церковь, легче найти духовника среди белого духовенства. С воцерковлением взор обращается к черному духовенству. Монашеская строгость - вещица не однозначно хорошая: соединенная с незнанием особенности жизни в миру и в семье, она может статься слепой и разрушительной.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #25 : 12 Август 2005, 19:57:02 »
Мой опыт показывает, что найти духовника-это очень даже прекрастно и необходимо нужно. Живое общение с умным и начитаным священиком творящим умною молитву превышает чтение св. отцов  сидя дома. Когда я встретил священика(целебата) проводящий высокую духовную жизнь творящий молитву Иисусовую. Народ шёл к нему за помощью в любых духовных и мирских вопросах. Я уехал к нему и жил рядом с ним (а я ещё был тогда слаб в вере и вопросах православия). С ним я прожил 3 года вместе стоя на постоянных молитвах днём и ночью я ложился спать по немощи он на молитве я просыпался утром ..он на молитве. Воочию видел бесовские козни внутри себя в мыслях в хуле во сне. В виде чудес лампада расскачивалась сильно и перекрестив её останавливалась как вкопанная как будто и не качалась.Жуткое зрелище. Келья где молились в ночи всё видать кровать и т.п. В иную комнату переходишь мрак спотыкаешься о табуретки и т.п.
Просто хочу сказать всё это меня возжгло с силою и ревностью на исполнение духовной жизни. Поэтому считаю, что за не имением таково вот духовника...большой минус. Я даже и не знаю смог бы я возгорется такой силою к духовной жизни читая св. отцов и Евангелие. Сам в себе полагаю нет. Потому что это есть как огонь зажёгший свечу. Постоянная духовная помощь. Постоянное воспоминание с его помощью часа смертного. Это иная жизнь как попал в иной мир просто взял сел на автобус и приехал в мир Божий. Дома трудно себя заставить молится по долгу, чтение мало возжигает. Своеволие и ленность ослабляет мир духовный. Посему я сщитаю мне повезло в своё время дал мне Господь грешному утешение укрепление. И сщитаю, что духовник просто необходим хотя бы для начала. А они есть их много поверте мне. Конечно не в кождом граде. Но видел я и в Диеево и в Москве и в Питере и в других городах священников высокой духовной жизни. Поэтому если кто ищет духовника мой совет...Ищите да обрящите...полезно сие занятие.
Больше таких священиков можно найти в отдалёных сосланых местах мелких деревушках почему? потомучто настоятелям храмов не нравиться когда прославляется священник в граде высокой жизни. На исповедь все к нему за советом к нему паломничество с округи. Делается запрос в епархию и таких ссылают далеко ,чтоб воду не мутил своей святостью вот моя и подсказка где искать таких духовников.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #26 : 12 Август 2005, 20:23:44 »
Цитировать
НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ "Откровенных рассказов странника".
Эта книга о том КАК НЕ НАДО ТВОРИТЬ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ, если вы не хотите впасть в прелесть.
В Инете достаточно материалов на эту тему. Вот один из них: http://www.21v.ru/N43/Osipov.htm
----------

По этому вопросу я возражаю!!!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Lilya

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #27 : 12 Август 2005, 21:10:30 »
Цитировать
Подскажите,только прошу использовать личный опыт,а не цитировать Святых Отцов

Очень дельное, на мой взгляд, предложение. Не проповедь, а исповедь - вот что способно разбудить душу ближнего. Почему бы авторам сайта, а также тем, кто заинтересован в распространении исихастской традиции, не поведать миру о СОБСТВЕННОМ пути к Богу?

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #28 : 13 Август 2005, 07:19:09 »
Цитировать
Не проповедь, а исповедь - вот что способно разбудить душу ближнего. Почему бы авторам сайта, а также тем, кто заинтересован в распространении исихастской традиции, не поведать миру о СОБСТВЕННОМ пути к Богу?

Вряд ли это поможет разбудить душу ближнего. Опыт каждого это индивидуальный личный опыт.У каждого он совершенно разный и возможно построен из прелести и поэтому это может быть даже опасным. Мы не Апостолы и не совершенны поведовать миру опыт свой. По заветам и наставлениям св.отцов мы сами ими наставляемся и в них возрастаем духом.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Лена

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #29 : 13 Август 2005, 08:14:34 »
Вот и пришли к главному: не возможно есть искать (и найти) Господа (а что иное есть Иисусова мотитва?) не выковыряв грязь из своей души! А когда чуть развиднеется око души и зришь - вот она, моя душа, слепая, глухая, безсловесная дурында, и грехов на ней, что блох на собаке. Но и за это-слава Тебе, Господи! Только увидеть свою душу невозможно есть аще Господь не смилостивиться и не покажет. А там, и человека пошлет-не имамы человека. Сколько лет лежал? Сколько лет звал, искал исцеления? Но-человека не имамы. Просите, надоедливо, настойчиво, упрямо-дай, не могу терпети демонскаго стреляния, покрова не имам! И даст. Милостив бо. А как пришли ко Христу? Кто падением, кто болезнью, кто ещё как, а у меня всё просто-пришла в монастырь из любопытства, в мини юбке, а матушка игумения -пришла? говорит,-ну, ступай на кухню, соус томатный вари. Я и осталась. Так и живу, дети, семья, и молитва-помоги, пощади, смилуйся, имиже веси судьбами спаси! Простите, заболталась.