Исихазм

Автор Тема: Психология, ч.2: психология и техника молитвы  (Прочитано 15050 раз)

Kosach

  • Гость
(ветка отделена от темы Попробуем разобраться в нашей психологии)


Evgeny, viktor, спасибо за четкость, неспециалисту (=мне) осознать в единении психологию и христианскую антропологию не просто, но, похоже, здесь в кратком виде это может получиться.
Пожалуйста, расскажите подробнее  о происходящем  с различными "частями" внутреннего человека во время разной молитвы ( как то: устной, умной, сердечной и далее) .  К чему призывает каждая степень молитвы и что требуется от молящегося (с "научно-технической" точки зрения).
      Моя упрощенная схема такая:
      Ум у нас для того, чтобы учиться, узнавать, запоминать, головная часть. Сердце – сознает, познает … энергийно. Молимся мы сердцем. Ум знает , что мы молимся, знает , Кому мы молимся – а сердце молится. Чтобы удержать молитву, ум должен спуститься в сердце из головы. Чтобы удержать там ум – нужна словесная молитва. И святые отцы советуют держать ум на поверхности сердца,  и в гортани, чтобы соединились слова молитвы и дыхание, удерживая тем самым ум.  Сознавая сердцем молитву , соединяя воедино словесное, умственное и сердечное – открываем духовное зрение, в котором уже соприкасаемся   с Богом, отсюда наши чувства, слезы, умиление.
      Если я делаю какую-то логическую или терминологическую ошибку - поправляйте.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #1 : 20 Ноябрь 2005, 22:18:04 »
:think

Kosach

  • Гость
Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #2 : 20 Ноябрь 2005, 22:58:39 »
Это правда, много лет идет работа над одними и теми же  азами, спотыкаясь и возвращаясь опять. Меня  сначала мало интересовала  детали техники   моей молитвы. Была регулярность - и до поры  мне этого было достаточно. В дальнейшем, когда некоторый опыт появился, захотелось "детальная проработка"  и старание сделать "лучше" - тогда мой духовник , монах  Соловецкого монастыря - он меня осадил, дав предельно маленькое правило, оставив все ту же регулярность и призвав   углубить  мое внимание. Так что действительно много лет  - работа над азами техники. Но польза от этого великая!
Вопрос же мой связан именно с тем, о чем Вы  с  viktorom начали беседовать. Круг моего чтения  сейчас ограничен необходимой литературой, а на все времени не хватает.  Вы можете, видимо, разложить по полочкам  вопросы, которых я мало касаюсь , но которые мне были бы интересны - если касаются молитвы, объяснения каких-то терминов и т.д.
Т.е. тогда для меня может соединиться мой бессловесный опыт с некоторым научным объяснением...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #3 : 21 Ноябрь 2005, 01:28:26 »
Kosach, было бы удобно, если бы Вы задавали какие-либо вопросы по теме. Я буду стараться выкладывать материалы, компиляции и в т.ч. собственные измышления, опыт поначалу несколько в сумбурной и тезисной манере, т.к. не хватает времени на структурирование пока...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Kosach

  • Гость
Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #4 : 21 Ноябрь 2005, 01:37:34 »
Спасибо. Завтра. Спать пора.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #5 : 21 Ноябрь 2005, 19:15:58 »
Когда говорят о сведении ума в сердце или о соединении ума с сердцем, то здесь по сути речь идет о воссоединении самого ума, его разрозненных в греховном состоянии частей (нус и рацио). Нус (по некоторым источникам это и есть дух) находится в сердце, а рассудочная часть ума закрепилась в голове. В сердце сводят просто область внимания для того, чтобы рассудок и дух соединились в единое целое.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #6 : 21 Ноябрь 2005, 23:16:12 »
Поддерживаю мысль Георгия. В падшем состоянии ум расщеплён, разрознен...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

+++Чтобы удержать там ум – нужна словесная молитва.

Чтобы удержать ум в сердце, словесная молитва не нужна, нужно напряженное внимание. Словесная молитва (в умеренном количестве)нужна как пища для верхней словесной части сердца, также как обычная  пища (в умеренном количестве) нужна для удержания в спокойном состоянии нижней части сердца (проходящий умную молитву должен содержать умеренный пост). Точно так же как среднюю аффективную часть сердца нужно содержать в умеренном спокойствии.  Основная задача удержания ума в сердце -- заметить то, что его из этого состояния выводит. Ум должен обратить внимание (и сделать такое делание своей привычкой, добродетелью) на то, что выталкивает его наружу. Некоторые помыслы пролетают как молния и увлекают за собой ум, такие помыслы начинающий делатель заметить и им воспротивиться  не в состоянии. Но он в состоянии заметить помыслы, которые возникают внутри как долговременное жжение, давление, теснота, тяжесть и т. п., и им противостать. Противостать он может ничем иным как притрудным, безмолвным, а главное бездейственным, внеположным (то есть не позволяющим помыслам вытолкнуть ум или овладеть, слиться с ним) вниманием, сосредоточенным на этих явлениях. Когда трудно, нужно прибегать к словесной молитве. От этого делания подвижник становится опытнее.

Mikhail

  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #8 : 08 Декабрь 2005, 00:32:26 »
Цитата: viktor
Поддерживаю мысль Георгия. В падшем состоянии ум расщеплён, разрознен...


Простите, viktor, а Вы как врач-психоневролог можете представить - или хотя бы помыслить - иное состояние человеческого ума?  :think  "Нерасщепленный" человек - уже не вполне человек, не так ли? Или Вы несогласны?  :D
Dum spiro, spero

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #9 : 08 Декабрь 2005, 00:43:54 »
Нерасщеплённый ум пребывает в единении с Богом в сокровенной глубине сердца. Такой человек уже суть ангел...по статусу. Может и ошибаюсь. Для меня важно не представить сие, а почувствовать...
 Надеюсь, что правильно Вас понял.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

stranik

  • Гость
Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #10 : 08 Декабрь 2005, 06:39:15 »
бывает что в уме за день пробежит много мыслей а на сердце от них печаль,хотя мысли не плохие.Шахматисты как мыслят глубоко,а сердце далеко от етих мыслей.оно то говорит зря думал все равно все в коробку бросят ети коньки на однои ножке да какие то короны на каких то трубочках,какое то явление бесполезное,но оплачивается так сильно однако,что чукчи надо год за олеными по пурге бегать,пасти,.не то ето все не то Бог от нас хочет,милости,милосердия.У сребролюбивого,любяшего денги-товар оно на мизере,не даст даже голодному,заморит холодом,но не впустит в театр на таганке замерзаюшего без билета посидет отогрется где то у батареи.a na stsene lubov k cheloveku.

Ладушка

  • Сообщений: 8
  • Быть таким какой ты есть, другим позволять быть дг
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #11 : 12 Октябрь 2009, 10:14:23 »
Это очень интерестная мысль, но я почему-то всегда считала. молитва, это песня. и она прасто читается, как песня. А когда поешь, разум не отвлекается на посторонние мысли:) Потому, как песня она изливается из души:) Молитва это разговор с Богом.
   Я новенький человек на форуме и стоящая на пороге своего самосовершенствования,прошу совета более опытных людей, я в своих мыслях права, или заблуждаюсь?
Любите и будьте любимыми

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #12 : 12 Октябрь 2009, 20:03:10 »
...молитва, это песня. и она прасто читается, как песня. А когда поешь, разум не отвлекается на посторонние мысли:) Потому, как песня она изливается из души:) Молитва это разговор с Богом.
Мы все на форуме новенькие. Про молитву у вас достаточное высказывание.
Все верно, это песня от всей души, и тогда разум не отвлекается на посторонние мысли. Но не у всех получается, у многих ум во время молитвы летает где попало, его тяжело собирать.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

vassa

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #13 : 11 Февраль 2010, 13:18:27 »
".......ум во время молитвы летает где попало, его тяжело собирать...."

Еще как тяжело....Причем, иногда абсолютно уверена, что максимально погружена в молитву, и вдруг ловишь за хвост мысль ну совсем о другом! И откуда мыслишка вылезла?? ....Порой хочется дать себе по голове, чтобы сконцентироваться...
Прости меня, мой Господи, разбитого и изувеченного желаниями своими, мыслями своими, чувствами своими. Открой мне тайну тайн, что значит познать Тебя, Непостижимого и Неизменямого, и себя, безумного и непостоянного?!

Attraction

  • Гость
Re: Психология, ч.2: психология и техника молитвы
« Ответ #14 : 11 Февраль 2010, 13:20:07 »
Чем больше стараешься сконцентрироваться тем меньше получается. Надо просто делать, умение приложится постепенно. Дело делу учит. ИМХО