Исихазм

Автор Тема: Православие и психиатрия  (Прочитано 89692 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #15 : 26 Ноябрь 2005, 16:02:53 »
Ни разу не видел, чтобы к батюшке в больницах (опыт 5 стационаров) относились предвзято. Сейчас при больницах строят храмы, иногда в помещении самой больницы. Среди врачей, которых за свою недолгую жизнь (а я сам из семьи врачей) знал к религиозной вере подавляющее большинство относилось положительно, сами были верующими людьми. Из врачей -психиатров, думаю процентов 30 - православные (не знаю, правда, насколько они церковные). На религию как на область психопатологии мало кто смотрит, разве что из старых, советской закалки докторов? Не разделяю также взгляд, что "верить в Бога среди врачей стало модно" - ерунда это. Врачи - прагматики (особенно с возрастом) и часто - циники, поэтому какая-то фальшь в вере им мало свойственна. Даже врачи-агностики говорят, что для верующих религия - важнейший фактор исцеления. Ведь, скажем, в психиатрии многие болезни с точки зрения медицины неизлечимы, причины большинства заболеваний (эндогенных) - не выяснены. Врачу часто нужно смирение, ведь сколько нибудь точно предсказать, что будет с больным дальше,  - не удается. Качество прогнозирования улучшается только с опытом.
 Церковный опыт учитывается психиатрами, поэтому именно они стали первыми пытаться налаживать мосты с церковью, полагаю, что беря пример с западных коллег. И встречают пока что непонимание.
 Я лично знаю одного очень известного иеромонаха-невропатолога в Москве (Берестов) и знаком с деятельностью его "центра". Вас тоже могу ознакомить из первых рук (дам ссылку на сайт психиатра Белорусова - он православный), мне эта деятельность на Крутицком подворье какое-то сектообразование напоминает. А так - примеров пока мало. Мне лично удается с несколькими приходами контактировать, вот хочу и со священством на эту тему поговорить. Однако, считаю, что нужно распечатку материалов сначала подготовить, а потом уже дальше продвигаться. Работой и так завален, врачей у нас в городе не хватает, общий кабинет при храме, правда, сделаем скоро, думаю, .....вообще много трудностей.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #16 : 26 Ноябрь 2005, 16:19:51 »
Я не устану повторять, что психиатрия, в отличие от психологии, занимается в основном ФОРМОЙ психического, а не СОДЕРЖАНИЕМ. Т.е. врачу не важно, считает ли пациент, что его преследуют бесы-инопланетяне или соседи-мафиози. Врач старается избавить пациента ОТ БОЛЕЗНЕННОГО ЧУВСТВА преследования, которое донельзя сужает его сознание и лишает возможности существовать в обществе. Врач не учит пациента аскетике (то есть различению, в данном случае, откуда идут помыслы), но однако, если врач верующий, то он подспудно (явно-запрещено этикой) способствует приходу пациента к вере, потому что когда мы чувствуем своё бессилие перед внешним или внутренним, мы прибегаем к помощи Божией, рано или поздно (хочу надеяться).  
 Вот покаюсь, в превые месяцы практики в ординатуре по психиатрии я у одного пациента, находившегося в депрессии после приступа психоза с религиозным бредом,  диагностировал состояние ПРЕЛЕСТИ по выдержкам из святых отцов.... и получил за это по шапке от врача, который его лечил (а это был, несомненно, православный доктор из очень известной церковной фамилии). Спрашивается, почему? Тот мальчик стал размышлять о прелести, его состояние стало ухудшаться, он зациклился и прочее. Короче, сейчас я осознаю, что навредил ему своей ревностью не по разуму. Подобное встречал и у других молодых докторов.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #17 : 26 Ноябрь 2005, 16:42:30 »
Вот дополнение...... Помыслы есть помыслы (допустим, хула на Бога), но являться человеку они могут в разной форме. Одно дело, когда человек ощущает, что помыслы зарождаются в его душе под влиянием бесов и, таким образом, они свои ПО ФОРМЕ, но чужие (бесовские) ПО СОДЕРЖАНИЮ. Другое дело, когда помыслы чужды И ПО ФОРМЕ И ПО СОДЕРЖАНИЮ, тогда - это грубая психопатология, синдром психического автоматизма. Что такое автоматизм? Существует базовая идея (потом уточню, наверное), что под влиянием определённого мозгового расстройства (сейчас эта мысль находит всё больше подтверждения в нейрохимическом моделировании шизофрении с помощью фенциклидина и родственных ему веществ), психическая группа представлений, объединённая общим сильным аффектом, отщепляется от психики, отчуждается, и становится как бы внешней по отношению к воспринимающей её душе, начинает воздействовать извне на психику. Отсюда и чувство воздействия. При этом психика теряет значительную часть своей энергии (вот из-за этого недостатка энергии, в основном, и становятся многие такие больные инвалидами + когнитиные расстройства,т.к. отщепившийся комплекс "путает" мысли и рассеивает внимание). Но это не всё! Отщепившийся комплекс обретает в определённой степени самостоятельное существование и изменяется, становится похож на некую демоническую сущность, извращающую, соблазняющую, заигрывающую, приказывающую, смущающую или на ангельскую сущность - вдохновляющую, дающую радость, пророчествующую и т.п.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Kosach

  • Гость
Православие и психиатрия
« Ответ #18 : 26 Ноябрь 2005, 17:22:40 »
viktor, на счет фотографии спасибо
Видимо,  сквозь вашу физическую оболочку будут просматриваться и другие тайны бытия, мне недоступные... Мне бы попроще, словами... :D
Но, собственно, Вы в дальнейших постах говорите об этом. Только не совсем мне понятно: для врача беснование - реальность или все-таки развитие болезни и как бы часть человеческого существа в патологически отщепленном состоянии? Как расценивать с точки зрения врачебной практики то, что происходит во время отчитки - соединение обратно разломанных частей? Т.е. бесы  - это по представлению врача не самостоятельная сущность?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #19 : 26 Ноябрь 2005, 20:25:39 »
Понимаете, у врача как представителя медицины не должно быть представлений о демонах.  За всех врачей говорить не буду, но с моей точки зрения видение, слышание и прикосновение "беса" нельзя отделить от воспринимающей его личности. Бес ведёт себя КАК самостоятельная сущность, но всё же не полностью самостоятельная, а как бы привязанная к субъекту. На западе уже осуществлена попытка диагноза одержимости (ссылка ) . Он ставится последовательным исключением органической патологии мозга, шизофрении, истерического расстройства личности, симуляции с вторичной выгодой и особых этнических трансовых состояний (например, транс шамана). Привожу схему алгоритма (она расчитана на врачей, но всё же...). Тему продолжу....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #20 : 26 Ноябрь 2005, 20:32:32 »
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ ТРАНСОВОЙ ОДЕРЖИМОСТИ
по книге: Ausburger D.W. PASTORAL COUNSELING ACROSS CULTURES (1986)
ВЫЯВЛЯЕТСЯ ТРАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ С УБЕЖДЕННОСТЬЮ В ОДЕРЖИМОСТИ, КОНТРОЛИРОВАНИИ ИЗВНЕ ИЛИ ВСЕЛЕНИИ ЗЛЫХ СИЛ
При обследовании обнаруживается органическая патология?

ДА:  Вероятный диагноз – органическое заболевание головного мозга
Нет:
 Имеются ли признаки психоза с соответствующими расстройствами мышления и неадекватностью поведения?
 Да:    Вероятен диагноз психотического расстройства по МКБ-10:
F22.0 Бредовое расстройство  ; F23.0 Острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении;  F23.1 Острое полиморфное психотическое расстройство с симптоммами шизофрении; F23.2 Острое шизофреноподобное психотичексое расстройство; F23.8 Другие острые и транзиторные психотические расстройства.

Нет:
Находятся ли симтомы под контролем волевых механизмов?
Да: Имеется ли очевидная цель для такого рода поведения?
 Да/Нет: Вероятны диагнозы :
F60.4 Истерическое расстройство личности
F61. 0 Смешанные расстройства личности
F.68.0 Преувеличение симптомов по психологическим причинам
 
Находятся ли симтомы под контролем волевых механизмов?  
Непроизвольны:  Трансовое состояние связано с определенной личностью, ритуалом или представляет собой феномен групповой индукции ?

Да:  Личность, с которой связано состояние, считается и многими признается, как целитель, знахарь, шаман или исполнитель определенных ритуалов?  Да/Нет:  Данный случай представляет собой измененное состояние сознания в рамках культурально или социально обусловленных ритуалов – типа «камлания» шамана или спиритического сеанса или целителя в особом мистическом состоянии сознания.

Трансовое состояние связано с определенной личностью, ритуалом или представляет собой феномен групповой индукции ?

Нет:  У личности с религиозным мировоззрением возникает четко обоснованная позиция, что данное состояние ведет к повреждению основных внутренних ценностей и каким-то образом связано со священными символами, приятыми в религиозном окружении данной личности ?
 Нет :  Гистрионное (истерическое) личностное расстройство с высокой степенью внушаемости, диссоциативных механизмов и аутогипноза.
Да:  Данное состояние находится в логически объяснимой связи с предшествовавшим глубинным опытом веры и миропонимания, при этом характеризуясь выраженными негативистическими тенденциями – богохульство и проч.?
 Нет:  Гистрионное (истерическое) личностное расстройство с высокой степенью внушаемости, диссоциативных механизмов и аутогипноза.

А если да, то - Вероятна возможность прямого воздействия сил зла в форме демонической одержимости.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #21 : 26 Ноябрь 2005, 20:35:32 »
Статья на тему взаимоотношений психиатрии и Православной церкви:

РОЛЬ  ПРАВОСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ  В  РЕШЕНИИ  ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Соколовский В.Н.   Соколовская О.А.
Психоневрологический диспансер  г. Волгодонск. pnd@vttc.donpac.ru

Одной из ключевых проблем работы психиатрического стационара является сотрудничество пациента с врачом и соблюдение лечебно-охранительного режима.
     Значительную роль в сближении врач - пациент может оказать православная церковь, особенно учитывая состав больных, большая часть из которых (60% от 840 пролеченных в 2000г.) относят себя к православной конфессии, мы пригласили в стационар священника.
     Для проведения религиозных обрядов было освящено здание стационара, а в доступном для больных месте организован молельный угол с церковной атрибутикой. Еженедельно отделение посещает священнослужитель из Храма "Святой Елисаветы".
     Реализуя Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также гарантируя право на свидание пациентов со священнослужителем, многие пациенты изъявили желание, чтобы при комиссионном решении психосоциальных проблем их интересы представительствовал священнослужитель.
     Используя метод дебрифинга (Shalev A.Y. 1994; Perren-KlinglerG., 1998) в основе которого лежит "душевное" использование слов, больница совместно с православной Церковью создает условия для устойчивого контакта с пациентом.
     Последнее десятилетие сопровождается оживлением мистицизма и суеверия, в фабулах бреда все чаще звучат идеи порчи, колдовства, сглаза, причастности к демоническим силам. При лечении подобных состояний участие православного священника смягчает поведение у данной категории больных. Пациенты становятся спокойнее, редуцируется агрессия, злобность, раздражительность, эгоистичность, быстрее появляется критика.
     Исповедь, причастие, соборование, крещение также может быть психотерапевтической составляющей комплексного лечебного процесса.
     За 2000 год всего в стационаре пролечено и обследовано 840 больных. Из них 67 пациентам (мужчины и женщины в возрасте от 19 до 72 лет) проводились религиозные обряды и наблюдения. Причастие осуществлялось 28 больным; исповедь - 36; обряд крещения приняли 3 пациента.
     Среди них преобладали больные с суицидальными тенденциями 16 человек; идеями вины - 7 человек; 44 больных находились в психомоторном возбуждении.
     Увсех больных после проведения религиозных обрядов наблюдалось редукция агрессивного поведения. Следует отметить, что у аналогичного количества пациентов, которым проводилась только психофармакотерапия, улучшение наступило в 86% случаях.
     Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сформулировать вывод о благотворной роли священнослужителя в лечении больных.

     С писок литературы:
1.  Perren - Klingler G, Erste Hilfe fur die Seele. Schweiz. Feuerwehr - Ztg. 1998, № 1. P.12-14/
1.  Shalev A.Y. Debriefing following traumatic exposure. London. Cambridge University Press, 1994, P.201-219
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #22 : 26 Ноябрь 2005, 20:59:38 »
Упрощённая схема, исходя от указанной выше:

ДИАГНОЗ ОДЕРЖИМОСТИ

Диагноз одержимости (прямого воздействия сил зла на личность) правомерен если:

При выявлении трансового поведения с убеждённостью в одержимости, контролировании извне или вселении злых сил
1) Исключена органическая патология мозга, эндогенный психоз;
2) Симптомы не подконтрольны воле, непроизвольны;
3) Трансовое состояние не связано с определенной личностью ( которая считается и многими признается, как целитель, знахарь, шаман или исполнитель определенных ритуалов), ритуалом и не  представляет собой феномен групповой индукции;
4) У личности с религиозным мировоззрением возникает четко обоснованная позиция, что данное состояние ведет к повреждению основных внутренних ценностей,  и каким-то образом связано со священными символами, принятыми в религиозном окружении данной личности, а также данное состояние находится в логически объяснимой связи с предшествовавшим глубинным опытом веры и миропонимания, при этом характеризуясь выраженными негативистическими тенденциями – богохульство и проч.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #23 : 26 Ноябрь 2005, 21:12:21 »
То, что происходит при отчитке, скорее всего связано с разнообразными проявлениями истерии, кликушества, при этом происходит взаимная индукция (наведение, усиление) болящих, психическое заражение, что вредно по последствиям.
   У каждого - свои бесы, комплексы, тараканы в голове, но эмоциональное заражение при контакте - возможно.
 Даже сейчас, когда, ваша рука лежит на мышке или ваши пальцы на клавиатуре, вы постепенно заражаетесь, бесы переходят к вам от безблагодатных пользователей интернета...... (шутка :D )
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #24 : 26 Ноябрь 2005, 23:43:13 »
Ещё статья ......

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Темнюк И.И.
Психоневрологический диспансер
г. Волгодонск.
pnd@vttc.donpac.ru

     Традиционной для России религиозной конфессией является Православие, которое в последнее время возрождается и оказывает все больше влияния на людей и общество в целом.
     Медицину и психиатрию, в частности, это затрагивает особенно. Возникает много очень непростых вопросов там, где душевнобольным оказывается верующий человек, и там, где психические расстройства определяются переживаниями религиозного содержания.
     Для попытки решения этих вопросов с апреля 1995г. больных стационарного отделения (ВПНД) на 60 коек духовно наставляет Православная Церковь в лице иерея Владимира (Самигулина). За истекший период количество выписанных из отделения пациентов с выздоровлением или улучшением психического состояния выросло с 75,4% в 1995г. до 81,9% в 2000г. Число выписанных больных 3818 человек.
     Методом анкетирования нами исследовано 50 пациентов стационарного отделения. Анкета включала 6 вопросов, относящихся к принадлежности и проблемам Православной веры.
     Исследование показало, что Православно верующие пациенты, 33 (66%) опрошенных, гораздо быстрее и рациональнее воспринимают лечение, т.е. изменение их болезненных отношений.
     35(70%)  пациентов отмечают, что в излечении им помогает наличие в отделении икон, возможность молиться, исповедаться и так далее.
     30 (60%0 опрошенных считают важным, чтобы их лечащий врач или психолог были православными.
     Очевидно, что человек верующий, православный, уже знакомый с истиной легче принимает ее к действию. А находить параллели между психологическими законами и истинами Евангелие можно много. Принцип "здесь и теперь" и "Не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (МФ6:34); "не следует вешать ярлыки" и "Не судите да не судимы будете" (МФ7:1); принцип "аммортизации" М.Е.Литвака и "Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую" (МФ5:39) и т.д.
     38 (76%) пациентов при возможности выбора предпочли бы лечиться в отделении, поддерживающем связь с Православной Церковью.
     Еще один аспект. В период тоталитарной ломки стереотипов во всех областях жизни, смены идеалов, изменения мировоззренческой ориентации у большинства людей возникает духовный вакуум, растерянность, что ведет к активным попыткам найти мировоззренческую опору. Этим широко пользуются различного рода сектанты, "целители", знахари и экстрасенсы. Врачи неоднократно били тревогу по этому поводу, отмечая рост числа психических расстройств в результате воздействий такого рода. Наше отделение не является исключением. 48 (96%) пациентов пользовались подобными "услугами". Но только 20 (40%) человек считают, что причиной психических расстройств может стать воздействие на человека "знахарей" или влияние сект.
     Итоги проведенного исследования и практика шести лет работы с большой очевидностью показывают возрастающую роль Православной Церкви в процессе лечения больных.
     Кроме того, работа по бригадному методу лечения психически больных, куда входят: психиатр, психолог и социальный работник, может или должна дополняться православным священником.
 

     С писок литературы:
1.  Д.А.Авдеев. "Из дневника православного психиатра". М.-1999г.
2.  Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. "Методика многостороннего исследования личности". М.Медицина. 1976г.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #25 : 27 Ноябрь 2005, 01:13:41 »
Статья Темнюка - очень темная. Так в советское время заказ выполняли...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #26 : 27 Ноябрь 2005, 01:41:14 »
Нашел, на мой взгляд, неплохую статью...


Навстречу целостности:
преодоление барьеров между религией и психиатрией*
Джордж Кэри, архиепископ Кентерберийский (Лондон) * Br. J. Psychiatry. 1997. V. 170. Р. 396 - 397.

Как и церковь, психиатрия истинно интернациональна, и горестно признавать, что с обеих сторон между ними долгое время воздвигались препятствия. Значительно большее может быть достигнуто, я уверен, из атмосферы доброй воли, взаимного уважения и сотрудничества.
Частью эти барьеры заложены в самих основах современной психиатрии. Так, в работе "Будущее одной иллюзии" Фрейд называет религиозную веру незрелой формой защиты человека от собственной беспомощности: иллюзия есть способ овладения реальностью в том случае, когда жизнь неприятна, неопределенна и бессмысленна. Чтобы "справиться" с этим, мы создаем "идеальный" образ, с которым связана функция контроля. Совершенно ясно, что такая гипотеза вряд ли может способствовать развитию хороших взаимоотношений.
Христиане и люди иных вероисповеданий тоже бывают совершенно непримиримы и подобные гипотезы отвергают просто на корню. У Фрейда были основания прийти к заключению, что его пациенты, в заболевании которых главным было религиозное переживание, сами в какой-то степени были жертвами своей религии. Совершенно очевидно, что религия, как признают многие теологи, может как создавать проблемы, так и давать ответы. Например, крайний, экстремистский фундаментализм долго был проклятием, преследовавшим человечность; такие ужасы, как резня Waco и Jones, являются лишь его отголосками.
Причиной разногласий между религией и психиатрией было и профессиональное соперничество. Так, некоторые каноники возмущены тем, что их прихожане теперь обращаются в первую очередь к психологам-консультантам и психиатрам. Они весьма опечалены и даже разгневаны тем фактом, что ряд консультантов не принимают во внимание религиозную или духовную сферу — самую главную для правильного понимания человека. Психиатры тоже со всеми основаниями разочарованы грубо ошибочными действиями некоторых священников, которые одной лишь молитвою пытаются помочь при любых видах душевных болезней.
Сейчас я перехожу к проблеме, горячо дискутируемой как психиатрами, так и теологами; причем разногласия здесь вызваны различными представлениями о том, что относится к сфере человеческой ответственности. Так, многие христиане уверены в том, что психиатрам присущи исключительно механистические и детерминистские представления о человеке, а поэтому оказывается слишком просто отрицать личную ответственость, и весь смысл личной подотчетности и греха вскоре теряется.
Можно утверждать, что некоторые наши проблемы связаны с тем, что у нас слишком много общего. Как весьма интересно отмечает Dinesh Bhugra в своей последней книге "Психиатрия и религия" (1996), это глубокое недоверие напоминает взаимоотношения двух соседей, которые прекрасно бы ладили друг с другом, если бы не "давняя склока о неподеленном огороде".
Чтобы найти пути сближения, совершенно необходимо не только признать наличие барьеров, но исходить также из того общего, что мы действительно имеем. Позвольте мне определить некоторые из этих общих обстоятельств.
Во-первых, мы одинаково заботимся о многих вещах. Как заметил Билл Фулфорд в книге "Психиатрия и религия", — "религия и психиатрия населяют одну и ту же страну, ландшафт которой составляют значение, смысл, вина, убеждение, ценность, видение, страдание и выздоровление". Обе стороны имеют дело с человеческой жизнью, обе признают, что здоровье простирается далеко за область физического, и обе проникают в потаенные уголки сознания ко всем стремлениям и страхам, присущим человеку.
Во-вторых, в нашей деятельности мы глубоко разделяем ключевые ценности. В старой, но не потерявшей своей актуальности книге "Вера консультантов" (1965) социальный психолог Paul Halmos утверждает, что психиатр вовсе не занимается тем, что спокойно и беспристрастно применяет определенную методику. Человеческие существа — не просто интересные машины, и к ним не должно таким образом относиться. Работа с больным непременно предполагает осознание его ценности, даже если кто-то, в том числе и он сам, это отрицает. Христианский священник разделяет эту заботу и признает, что она сходна с его подходом к человеку как необходимым образом богоданному и в этом смысле священному.
Halmos далее утверждает, что психиатрия, совсем не являясь свободной от ценностей дисциплиной, несет в себе ценности чисто христианского происхождения. Это, конечно, можно оспаривать, но он действительно предлагает способ исследовать некоторые важные области соприкосновения теологии и психиатрии. Возьмем только один пример: в обеих дисциплинах находят свое представление все три добродетели — вера, надежда и любовь. Вера — совсем не потому, что якобы только религиозный человек может быть хорошим психиатром, но потому, что как психиатрия, так и религия построены на изначальном чувстве доверия. Для человека светского вера есть доверие к другому как к человеку; для верующего — это доверие к людям и Богу. Надежда — потому, что психиатрия ищет выздоровления, восстановления целостности человеческой души. Из-за того, что даже сейчас мы знаем столь мало о человеческой психике, мы часто полагаемся именно на надежду. Для христиан понимание надежды простирается за пределы человеческого знания к самому Богу, который приходит к нам в наших нуждах. И теперь к последней из трех высших добродетелей — к любви. Хорошая медицинская практика, в том числе и психиатрическая, всегда основана на любви и реальной заботе, и забота эта часто дорогостояща и рискованна.
В-третьих, из-за того, что столь многое мы разделяем, сохраняя при этом аутентичность, мы нуждаемся друг в друге и не можем достичь истинной целостности без сотрудничества. С одной стороны, религия, и христианство в особенности, нуждается в психиатрии. Конечно, связи уже есть, но пока далекие от совершенства. Книга "Психиатрия и религия", которую я цитировал, — это обнадеживающий знак достигнутого прогресса, но еще больше сделать только предстоит. Нам, как христианским священникам, необходимы поддержка в психологической проницательности, опыт и знания психиатрической практики.
С другой стороны, я смею предположить, что и психиатры нуждаются в опыте религиозного поиска и гуманизма. На этой планете живут многие миллионы людей, не являющихся материалистами, агностиками или атеистами. Чтобы понять их, независимо от того, верующий вы или нет (а я знаю много верующих психиатров), вы нуждаетесь в информированном священнике, который не побоится вас и поможет вам отличить психически здорового религиозного христианина от больного человека. Andrew Sims (1994) в своей Президентской напутственной лекции три года назад говорил:
"Психиатр должен уметь различить переживания религиозные и совершенно особый опыт серьезно больных людей. В былое время разговоры о религии считались явным признаком многих душевных болезней, что привело к возникновению понятия "религиозное помешательство"; считалось, что чрезмерная религиозность, как и гениальность, может привести к сумасшествию. И то, и другое является, конечно же, ошибочным".
Как я уже сказал, ряду больных тесное сотрудничество между психиатрией и религией вообще, и между психиатрами и священниками в частности, может действительно очень помочь. Я видел это во время моего последнего визита в Broadmoor, где налажены тесные связи между психиатрами, клиническими психологами, социальными работниками, медицинскими сестрами и, конечно же, священником.
Само общество также много потеряет, если мы не научимся работать вместе. Многих из ваших коллег заботят сейчас проблемы амбулаторной психиатрической службы. В последние годы были закрыты многие больницы, вследствие чего уход за пациентами перелег на плечи работников иных сфер. Этот сдвиг с институциональной формы лечения на амбулаторную имеет как позитивные, так и негативные стороны. Многим пациентам, несомненно, пойдет на пользу возможность самостоятельно контролировать свою жизнь в обществе, даже если временами они сталкиваются с непониманием или предвзятостью других людей. Однако это полезно не для каждого больного, да и не каждая семья или иная группа людей способна обеспечить правильный уход. Помимо этого я понимаю, что нравственные установки различных профессионалов, работающих с душевнобольными, весьма неопределенны, с чем связано изменение политики госпитализации в последние годы. Вполне возможно, что эти примечательные изменения методологии и философии лечения пациентов предоставляют нам новую возможность более тесного сотрудничества.  Пользу из этого могут извлечь две области. Во-первых, это система первичной медицинской помощи. Общая практика в Ридинге (пригород Лондона) построена таким образом, что неизбежно затрагивает духовную сферу жизни. В этом случае особенно тесное сотрудничество происходит с местными церквями. Оказывается, что обращение к психологическим и духовным темам в самом начале оказания медицинской помощи имеет долгосрочные плоды. Поэтому можно предположить, что тесные связи между психиатрами и духовенством не только в их интересах, но, что более важно, в интересах многих пациентов.
Вторая область — церковь — имеет один значительный источник, которого лишены многие психиатрические отделения, а именно добровольные пожертвования, а кроме того — опыт привлечения большого количества добровольцев на благотворительную работу. Обучение и задействование умных и желающих помочь мужчин и женщин может быть дополнительным ресурсом для переполненных местных психиатрических служб.
Нуждаются в обсуждении и многие интеллектуальные вопросы. Вы можете прийти к выводу, что церковь в настоящее время действительно способна справиться с этими вопросами без страха и неуверенности, выходя на путь серьезного диалога. Но поскольку разногласия все равно есть, мы можем работать над тем общим, что имеем, на пользу тех, кому стремимся служить. Мы объединены в нашей ответственности перед людьми во благо их душевного и духовного здоровья, во благо зрелого и ответственного общества. Я верю всем сердцем, что здоровая религия может много предложить обществу для психологической безопасности отдельных людей и для благополучия всего общества в целом. Для меня вера является не религиозным эквивалентом противоядерного бомбоубежища, а приглашением к паломничеству к Богу, который всегда идет впереди нас и который всегда удивляет нас своей способностью преображать мрачнейшие моменты человеческой истории. Здоровая уверенная религия, открытая и для сферы разума, действительно много получит от тесного контакта с психиатрами — как людьми и как профессионалами.
Беру на себя смелость утверждать, что и вам будет польза от нас. Возможно, глубоко внутри мы все уверены, что лучшие врачеватели, как и лучшие пасторы, являются людьми достаточно скромными, чтобы признать собственную ограниченность, людьми, которые знают, что их вмешательства лежат за пределами их понимания, и что их работа, тем не менее успешная, есть лишь один из возможных путей содействовать личностному росту.
Партнерство необходимо, и ему надо содействовать. Andrew Sims завершил свою лекцию словами: "Слишком долго психиатрия избегала духовной сферы, возможно, по невежеству, возможно — от страха унизить чувства своих пациентов. Этой сферой, понимать которую необходимо, психиатры пренебрегали в ущерб больным. Религиозный опыт наших пациентов, говорим ли мы об этиологии, диагностике, прогнозировании или лечении, учитывать мы обязаны". По моему мнению, теснейшее сотрудничество может сделать христианскую религию и психиатрию мощным "движением во благо будущего".
Перевод с английского И. В. Журавлева, И. М. Резника (Независимый психиатрический журнал, №2, 2000).
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #27 : 28 Ноябрь 2005, 00:27:41 »
Цитата: viktor
Цитировать
Упрощённая схема, исходя от указанной выше:

ДИАГНОЗ ОДЕРЖИМОСТИ
Очень хорошее определение. Точное по первым трём пунктам. Но не так однозначно в 4-том.

Евгений.

ПА

  • Гость
Православие и психиатрия
« Ответ #28 : 04 Январь 2006, 13:35:29 »
Цитировать
Ведь, скажем, в психиатрии многие болезни с точки зрения медицины неизлечимы, причины большинства заболеваний (эндогенных) - не выяснены.

Что же это у вас, чего не спросишь, ничего нет?..
Неудивительно, ведь психиатров, как и всех других врачей, не учат в институтах даже основам энергетического строения человека.
Между тем, имхо, примерно 90 % психических болезней вызываются негативными программами на высших энергетических центрах – сахасраре и аджне.
Недавно вылечил знакомую, классически слышала голоса, уже приготовили для неё место в стационаре психушки (неадекватное поведение). У неё было две сущности на аджне. Прошло месяца три, всё в порядке с ней. Сейчас сама себя уже научилась прочищать.
Цитировать
В бригаду входят психиатр, клинический психолог, социальный работник и СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ! Такой подход максимально плодотворен.
Так что – не хватает биоэнергетика.

Mikhail

  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #29 : 04 Январь 2006, 14:23:40 »
Цитата: ПА
Между тем, имхо, примерно 90 % психических болезней вызываются негативными программами на высших энергетических центрах – сахасраре и аджне.
Недавно вылечил знакомую, классически слышала голоса, уже приготовили для неё место в стационаре психушки (неадекватное поведение). У неё было две сущности на аджне. Прошло месяца три, всё в порядке с ней. Сейчас сама себя уже научилась прочищать.


И этот человек называет себя православным! Ну-ну... :?
Dum spiro, spero