Alexander:
Если такая практика наблюдалась, значит отношение к таинствам в христианском обществе было несколько иным. А каким и почему? Приходилось ли встречать объяснение?
Действительно, отношение к таинствам было иным. В те времена ко крещению относились очень серьезно. Это было наиважнейшим событием в жизни. Смотрите, епископ (женатый епископ – обычное дело в то время) не крестил своего сына (имею ввиду св. Григория Богослова)! Тогда самым важным условием крещения являлось
сознательное обращение оглашенного. И что получается? – Григорий Богослов учился в школе в Кесарии Палестинской, основанной Оригеном, затем - в Александрии, потом ( вместе с Василием Великим) – в Афинах, всюду ежедневно ходил в церковь, а крестился лишь к 30-ти годам! То есть крещение воспринималось в те времена (первые века христианства) как, своего рода, постриг. Из «Исповеди» бл. Августина мы узнаем, что он после своих религиозных блужданий, пришел к христианству, но много лет не решался креститься. Крестившись же, через два года стал пресвитером, а еще через четыре – епископом. Совсем другой dimension.
Итак, смысл крещения в зрелом возрасте: 1)сознательное обращение + 2)крещение «во оставление грехов». Потихоньку, 2-й пункт стал, естественным образом, превалировать. Имп. Константин и его сыновья откладывали крещение напоследок (напоминает, кстати, постриг наших государей перед кончиной).
Сложно установить точно, когда стали крестить младенцев. Практика крещения младенцев во многом опирается на учение бл. Августина, когда он начал свою полемику с британским монахом Пелагием, утверждавшего, что грех есть только результат свободного выбора. Смысл крещения младенцев: грех есть принадлежность самой падшей природы человека (по учению бл. Августина), а поэтому и младенцы также грешны. По всей видимости, практика крещения младенцев пошла с Запада, которому всегда было присуще ригористическое отношение к плоти и даже к ее естественным проявлениям.