Исихазм

Автор Тема: Православные святые воины  (Прочитано 36523 раз)

Александр Т

  • Гость
Православные святые воины
« : 02 Декабрь 2005, 14:57:35 »
Были ли среди канонизированных воинов исихасты?

stranik

  • Гость
Православные святые воины
« Ответ #1 : 19 Декабрь 2005, 11:58:41 »
Вокруг исихаста ходят страшные силы зла и ему дадут даже подташат врага чтобы он его убил и душа етого несшасного у них.Самого силного человека исихаст лишит жизни,потому что демоны етого требуют,ето их мечта.И не важно какая идея,посему ето грубо.В православии много дорог,то на ету дорогу идут кто еше Бетхий Завет исследует.Иисуса Христа убивали и ангелы не пошли на спасение а они очень хотели и один спустился таки и при всех воинах,и верном народе убил таки Ирода,которому уже было сложно обияснят,отец его за покушение на Иисуса Христа сгнил живием черби сиели,он же как отец искал убить и бил.Если надо кого зашитить Бог без исихаста ето Сам сделает либо пошлет одного ангела етого для всех хватит наказат.Посему христианам лучше всего быть мирными и добрыми и забыть о стране в которой родился а помнить о Стране в которои Живет Бог и ее зашишать небеса обители наши.

Александр Т

  • Гость
Православные святые воины
« Ответ #2 : 22 Декабрь 2005, 09:48:08 »
Мой вопрос вполне конкретен: были ли среди воинов, ставших впоследствии святыми, исихасты?

Владiмiр

  • Гость
Православные святые воины
« Ответ #3 : 22 Декабрь 2005, 11:55:42 »
Александр Т. Я знаю жития трех святых воинов: Бориса и Глеба (+1015), внуков св. Владимира и Александра Невского (+1254). Насколько мне известно они не были деятелями непретанной молитвы, но были очень "благоговейны". Причем, Борис и Глеб приняли смерть (мученичество) от своего старшего брата Святополка добровольно, котрый просто избавлялся от политических конкурентов.

страник

  • Гость
Православные святые воины
« Ответ #4 : 22 Декабрь 2005, 20:57:59 »
Святой князь Владимир так и говорил о себе= был яко зверь но Иисус Христос смирил меня.Среди исихастов не встречалось мне читать о таких.Обычно ето были очень жалостливые от рождения люди.которым жалко срубить елку на Новый год или кустов на день Господней входа в Иерусалим.Воины как и разбойники могут спастись если бросят свои клятвы и ремесло.Меня мой котенок терроризирует часто я бы его двумя пальцами усмирил хотя он воин хорощий.Уже писал ранее что наши священики со своей обязаностию не справились.Анафемы лепят на тех кто им противоречит.А явно предать всех противников производящих зло не собираются.Да пущай защищают земли..хаты..вороты футбольныя да кольцы бвскетбольнай а мы паглядим чия возметь.Эх апять прадули золотыя медали Алимпийскаи эх ратазеи страну апарочили.Халадца наварили из лап кабаниих а хто то перечит свинину нельзя ипаганить праздник хотят вражины.Во какия форумы а мы тут невидимые помыслы перебираем да гордыня или гордость без дерзких слов и действий мышц ето ничего.пыль ето то гордо стоит высокий кедр перед скромной плакучей ивы на которую сыпятся его иголки и она плачет о них.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #5 : 23 Сентябрь 2007, 10:32:28 »
Читал об исихасте Иосифе Катунакском он жил как раз во время 1 и 2 мировых войнах в Греции которая принимала участия в этих двух войнах,он был призывного возраста и не участвовал в этих войнах-но есть описание как он бился с бесом блуда и вырвал у него клок шерсти и бес испустил сильный запах сероводорода в келии покинул ее.Шум и запах слышали монахи которые с ним жили.Он бился не с плотскими а бесплотными.Даже в церкйвях люди не видят как работают бесы-и изгоняют человека вместе с бесом и те бегут,.Как было вот в трапезную сатаниста привел одного,а тот начал вдруг шуметь-нистого ниссего-тут так закричал диякон-его берет,понимаешь его берет.Тут же подбежали хватанули и поволокли его навыход из трапезной долой.Справились называется -изгнали вместе с бесом из церкви.Берет его-и пущай.Теперь придумали новое оправдание делам Гитлера и прочих злодеев такого уровя-мирового значения-оказывается у него была харизма,причем харизма взята из православия-каноническая-будто Иисус Христос её имел.Влияние инергией на людей.-харизма видима была у святых которые ввязывались в войну с плотию,убивая тем самым освобождая друга своя от смерти которая грядет,и дая другую смерть ту которая неотвратима в будущем.Это дело где то исталковано-как быть правильно -биться и ожидать победы-либо бежать кудато.Один святой отшельник пришел из пустыни на олимпийские игры и начал разнимать гладиаторов которые бились на смерть-и его толпа зрителей разорвала.Миротворца убили/.

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #6 : 29 Январь 2011, 22:53:15 »
Были ли среди канонизированных воинов исихасты?
Конечно! Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Они ученики пр. Сергия. Есть очень интересные картины на эту тему,у кого-то из современных художников.В поисковике на  "картинки" их можно увидеть.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #7 : 30 Январь 2011, 10:50:03 »
Феодор Ушаков...говорилось что он НЕПРЕСТАННУЮ молитву имел...и...не проиграл ни одного сражения...рака с мощами в Санаксарском монастыре...

Я был там...и подходил к раке с сомнениями...мне думалось воин(убийца) не может быть святым...ну...я не почувствовал в тот момент "против"...было скорее "за"...т.е. святой...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #8 : 30 Январь 2011, 17:17:29 »
Просто святой не обязан соответствовать тому образу святости, который есть у каждого в голове, и у каждого свой. )))))
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #9 : 30 Январь 2011, 17:39:05 »
Просто святой не обязан соответствовать тому образу святости, который есть у каждого в голове, и у каждого свой. )))))
Наверное...сейчас я смотрю на это...несколько иначе :-)...а точнее НЕзнаю как :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #10 : 02 Июнь 2015, 20:02:24 »
Не знаю, не проверял факты, но похоже статья не из пальца высосана.
Натолкнулся в vk. Не очень то лестная статейка.

Цитировать
БЫЛЬ ПРО «ИНОКА» ПЕРЕСВЕТА ИЛИ КАК ЦЕРКОВЬ К РУССКОМУ ПОДВИГУ ПРИМАЗАЛАСЬ.

Почему про «троицких иноков» Ослябю и Пересвета молчат патерики Троице-Сергиевой обители и житие Сергия Радонежского? Почему их останки покоятся вне стен Троице-Сергиевой лавры? Чьими вассалами были в миру «брянские бояре», и когда они оказались на землях княжества Московского? И чего стоят легенды о монахах-воинах, в схимах скакавших навстречу закованным в железо ордынцам?

Любят православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент обличает такой публицист злодеев-«неоязычников», то не преминёт заметить — мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием Радонежским благословенная, с иноком Пересветом впереди.

А где, мол, ваши язычники были, полканы да кукеры (кукеры православных публицистов особенно волнуют; не иначе, как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами, не зря ведь Кураев жалуется, что у православия — женское лицо)?!
Действительно, ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем, мультфильму «Лебеди Непрядвы» (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош) — тогда да, всё так и было — и Сергий князя благословлял, и Пересвет в одной рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.

Только стоит обратиться к источникам. И красивая — хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй! — картинка рассыплется. Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи про него вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского.

А это уж просто поразительно — неужели благословение на бой с погаными ордынцами двух братьев из обители — настолько уж проходная, ничего не стоящая деталь?!

Как Сергий копал огород — важно, а как послал на бой за Отечество и веру двух парней из монастыря — ерунда? Ведь, согласно более поздним, через сто лет после битвы записанным преданиям, Сергий возложил братьям — иногда их именуют послушниками — схимы...
Современному человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего? Однако необычное, мягко говоря, в этой ситуации есть.

Церковь часто именуется воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жёсткая субординация. Схимник — иначе говоря, схимонах — одно из высших званий в этой армии.

Сперва человек становится послушником — года так на три, потом его постригают, делают рясофором — ещё не монахом! — потом идёт просто монах, потом — иеромонах, а вот уж потом... Прочувствовали?

Поверить, будто обычному монаху — не говоря про послушника — надели схиму, всё равно, что поверить в то, что лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения бывают разве что во снах кадета Биглера из «Бравого солдата Швейка».

Или вот ещё — по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в бое-вых действиях.

Бывали в истории России полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты — за что им, конечно, честь и хвала — но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев.

То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках — это такое диво, такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звёздами, землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями.
Однако — молчание!

Из современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна «Задонщина», зато она совершенно молчит о Сергии и его благословении. Пересвет в ней «злачёным доспехом посвечивает».

Вот и все сказки про рясу или схиму! При всём нашем уважении к знаменитому художнику Васнецову, он был неправ, изображая Пересвета в схиме. Правы были советский художник Авилов и язычник Васильев, изобразившие Пересвета в доспехах русского богатыря.

В самых же ранних редакциях «Задонщины» Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. «Хоробрый Пересвет поскакивает на своём вещем сивце, свистом поля перегороди».
Хорош смиренный инок? Дальше — пуще: «а ркучи таково слово: "Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненым”». Картина маслом кисти Репина, «Приплыли» называется.
Православный монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как предпочтительное плену.
Да ведь это — нормальная этика русского воина-язычника времён Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на собственные клинки, лишь бы не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.
Да был ли он монахом-то — закрадывается нехорошее подозрение?

Если и был — то определённо не Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике — поминальном перечне — Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата — Родиона Осляби).
Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы — вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и выдающиеся её братья покоились в «чужой» земле?
Между прочим, оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из «Лебедей Непрядвы», а людьми более, чем взрослыми.

У младшего, Осляби, был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего, Пересвета, также не прервался — в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов.
Но стоп! Отчего же литовский выходец?
Да оттого, что братья называются во всех источниках «боярами брянскими» или «любучанами» — выходцами из расположенного неподалёку от Брянска городка Любутска на Оке.
А во времена Куликова поля это были земли Великого княжества Литовского и Русского.
И на поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знамёнами своего сюзерена литвина Дмитрия Ольгердовича, Брянского князя, пращура рода Трубецких, пришедшего на службу князю Московскому зимой 1379-1380 годов.

Когда ж Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься?
Да ещё в монастыре, расположенном на московских землях?
Да ещё успеть за полгода пройти послух — как мы помним, трёхлетний — и «дослужиться» до схимников?
Вопросы, вопросы, вопросы... и ни на один нет ответа. Точнее есть — один на все разом.
В год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были. Ни Троицкого монастыря, ни какого-нибудь другого — ибо монах от всех мирских обязанностей освобождается, и, прими братья постриг на литовской земле, им незачем было следовать за своим — уже бывшим — сюзереном в Московское княжество.

Между прочим, сам Дмитрий Ольгердович был крещён-то уже в зрелом возрасте. В душах его бояр, судя по «святотатственной» реплике Пересвета, христианство также не успело пустить корней.
Как и в душе ещё одного литовского выходца, воеводы Дмитрия Боброка, перед битвою ни много, ни мало — ворожащего своему тёзке, великому князю Московскому, ещё не прозванному Донским, о победе по волчьему вою, заре и «голосу земли».
По свидетельству Гальковского, ещё в начале ХХ века русские крестьяне — кстати, из западно-русских, «литовских» во времена Пересвета Смоленских краёв — вот так, на восходе Солнца, кланялись Земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест.
Тайну Дмитрий Иванович соблюл; любопытно, снимал ли он крест?

Ослябя, оставшийся в живых в Куликовской сече, позднее служил в боярах у ещё одного литовского выходца — митрополита Киприана, под старость же и впрямь постригся в монахи.

Так, надо думать, и появился в источниках «чернец Родион Ослябя», ну, а уж коли в «Задон-щине» (первые списки которой ни словом не намекают на монашество брянских бояр) он называет Пересвета братом, то монахи-летописцы и сделали «логический» вывод, задним числом вписав в свои ряды обоих героев Куликова поля.
И произошло это, судя по летописям и спи-скам «Задонщины», не ранее конца XV века, когда иго было уже окончательно свергнуто, и провалилась последняя попытка реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году).
Тогда же возникло и «Сказание о Мамаевом побоище», перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы «на злобу дня», и упоминания о небывалом походе на Куликово поле Ягайлы (в «Сказании...» вообще почившего за несколько лет до сечи на Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги.

Позвольте посмеяться над распространёнными объяснениями, что свирепый воин и полководец «испугался» остатков московского войска, только что перенёсшего страшное сражение.
Это-то объясняется хорошо — соперничество Москвы с Литвой в собирании Русских земель было в разгаре, Литва — точнее, уже Речь Посполитая — стала католической и начала, на свою, в конечном счёте, голову, притеснять православных — короче, про Литву просто требовалось сказать какую-нибудь гадость.
Хотя бы просто, чтоб «замазать» активнейшее участие Андрея и Дмитрия Ольгердовичей с их подданными — Боброком, Пересветом, Ослябей — в великой победе над Ордой.

Но понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля.
Церкви тоже хотелось кое-что «замазать» — только не чужие подвиги, а собственное... м-да, тут как-то никаких цензурных определений на язык не подворачивается... ну, скажем, собственное поведение во времена ига.
Ярлыки, которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их потомки, говорят сами за себя.
Под угрозой мучительной смерти запреща-лось не только причинять какой-либо вред «церковным богомольцам» или посягать на их имущество — даже словесно оскорблять православную веру!
Против кого направлены были эти указы — ясно: до XIII века на Руси действовали капища Древних Богов.
Но лучше всего — мотивация этих суровых запретов в ханских ярлыках: «зане они за нас и за весь род наш бога молят и воинство наше укрепляют».

Что тут сказать... не говорить хочется — кричать!
Особенно хорошо читать это после того, как почитаешь душераздирающее «О разорении Рязанской земли Батыем», да вдобавок — описания раскопок сожжённых Ордой городов с детскими скелетиками в печах и распятыми останками изнасилованных и убитых женщин.

После того, как ознакомишься с сухой археологической статистикой — 75% городов и сёл северо-восточной Руси не пережили XIII века, были уничтожены полностью — это притом, что в уцелевших шла резня, выживали единицы... с описаниями рабских рынков на черноморском берегу того времени, набитыми золотоволосым, синеглазым живым товаром из Руси...
Это они за них молили своего бога! Это их воинство они укрепляли!

И действительно укрепляли — когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который «у кого коня нет — дитя возьмёт, у кого дитя нет — жены возьмёт, у кого жены нет — самого возьмёт»... церковники, кстати, дани не платили вообще).

Когда московский князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжёг Тверь, а тверской князь Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать защитника русских людей на казнь татарам.

Вы не поверите, читатели, но ещё в XV веке церковники нисколько не скрывали этого союза с Ордой. Они им хвалились, писали посягнувшему на церковные земли Ивану III: «мнози и от неверных и нечестивых царей... зело по святых церквах побораху, не токмо в своих странах, но и в Руссийском вашем царствии, и ярлыки давали».

Не знаешь, на что пуще умиляться — на это дивное — «вашем Руссийском царствии» — прямо таки нынешняя «эта страна» — или на саму беспредельную наглость, защищающую нажитое при оккупации добро в едва освободившейся стране ссылками на законы оккупантов.
Однако вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники — тут же, «и мужниных ещё сапог не износивши» — кинулись примазываться к победе над Ордой.

Так посмертно «постригли» в троицкие монахи полуязычников из дремучих брянских лесов, братьев-бояр Ослябю и Пересвета.
Исторический же Александр Пересвет никогда не был монахом, обитель Сергия разве что мимо проезжал.
Я знаю, что эта статья мало что изменит — как были, так и останутся бесчисленные картинки с Пересветом, вопреки всякому здравому смыслу, скачущему на врага в долгополой сутане.
Как звучали, так и будут звучать экстатиче-ские завывания штильмарков и уткиных про «подвиг схимника Пересвета, благословлённого на бой святым Сергием».
Что ж, вольному — воля, вольному — правда, а «спасённым» — их рай, их краденые герои и ворованные подвиги. Каждому своё. Я писал не для них...
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #11 : 02 Июнь 2015, 20:35:11 »
Да, эта тема уже не раз тут на форуме обсуждалась, вот тут вот мы, помнится, переругивались: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2575.msg97079#msg97079
В принципе версия с благословением прп. Сергия не подкреплена историческими фактами. Это красивая легенда, не более. Но очень удобная для многих.
Карамзин  вставил ее в свою "Историю...", ну и пошло-поехало.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #12 : 03 Июнь 2015, 00:23:33 »
Да, эта тема уже не раз тут на форуме обсуждалась, вот тут вот мы, помнится, переругивались: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2575.msg97079#msg97079
В принципе версия с благословением прп. Сергия не подкреплена историческими фактами. Это красивая легенда, не более. Но очень удобная для многих.
Карамзин  вставил ее в свою "Историю...", ну и пошло-поехало.
Ну, так уж и переругивались.
Поспорили маленько по братски и все.
 :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

геворк

  • 3
  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #13 : 10 Январь 2018, 01:30:18 »
Просто святой не обязан соответствовать тому образу святости, который есть у каждого в голове, и у каждого свой. )))))
Так называемый святой должен соответствовать образу Христа, так сказать. А Христос мало того что не убил никого и душу свою положил за ближнего при этом, и нам велел врагов своих любить. Естественно мог и евреев от римлян освободить, но убивать никого не стал и ухо приживил Петром отрубленное в Гефсиманском саду. Да и Родина христианина - Царство Небесное! А то тут уже один священник рассказывал, что надо было разорвать того, кто в былые года в храме Иоанна Кронштадтского ударил, другой - отменяет на время войны заповедь "не убий"! Так что как воин может быть святым? Человек, любой человек, и бывший воином, может стать видимо святым, но святой воин куда это годится?! Духовная брань - это другое, слово воин имеет совсем другой сегодня смысл, не так ли. Убиваешь не человека, а зло - тоже лукавство. Не нравится мне все это.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православные святые воины
« Ответ #14 : 10 Январь 2018, 18:15:29 »
Заповедь "не убий" - есть заповедь человеку не убивать по собственной-личной прихоти-желанию-стремлению и тому подобному основанию, как продолжению страсти гнева. На убийство по иным основаниям, в частности при исполнении воинского долга в вооруженной борьбе, эта заповедь не распространяется ни в ВЗ, ни в НЗ. Придумки на этот счет канонов в Предании просто перестраховка, ибо и при исполнении воинского долга всяк может быстро скатиться и к мотиву личного гнева на врага, что совершенно не допустимо для профессиональных воинов, но обычно даже специально подогревается властью среди вооруженных представителей народа в вооруженных конфликтах, чтобы повысить их "эффективность" боевого применения с яростью и гневом.
Такие вещи надо все же уже учиться различать ...
Профессиональное же исполнение воинского долга без гнева и страсти - просто грязная и опасная работа ...
Но, если совсем честно, то, конечно, это лишь теория.
Практика, увы, обычно иная, так что убийство и на войне почти всегда тяжкий грех являет, подпадая под нарушение заповеди: "не убий" ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.