В наши времена пошёл спрос на православную эзотерику. Духовно-ищущие интеллигенты, пошастав в духовной жажде потустороннего и трансцендентного по экзотическим восточным учениям и практикам, почитав Блаватских, Гурджиевых, Рерихов, Штейнеров, попрактиковав иогу и даосскую медитацию, с интересом заходят и в православие – «А нет ли и в этой древней традиции чего–нибудь интересного, тайно-эзотерического за мишурой всяких обрядов да таинств. Ба, да здесь целое эзотерическое древнее учение исихазма, которое эти попы-фарисеи тщательно скрывают от одураченных прихожан! А сколько здесь оккультных энергий и сил которыми можно овладеть, чудотворений, хождений по воздуху котрым можно обучиться через сию тайную практику!». Почитав некоторые писания святых отцов-исихастов, они с удивлением узнают о неких благодатных состояниях, зрительных молитвах и восхищениях, о видениях ангелов, бесов, парениях в воздухе и выходах из тела. Некоторые благоразумно решают сперва немного воцерковиться, потусоваться в церковных кругах, подузнать того-сего об этой древней традиции, впрочем не задерживаться особо на всяких внешних таинствах, исполнении каких-то внешних заповедей, веру в какие-то византийские догматы никакого отношения к духовно-медитативной практие не имеющие, и не осложнять свою жизнь послушаниями всяким бездуховным попам (это всё было благоразумно придумано для людей внешних – думают они – а нам, внутренним, эти костыли не нужны), а переходить сразу к исихастстким медитациям, чтобы побыстрее испытать те таинственные восхищения и состояния о которых писали св. отцы. И уж вовсе дикими им кажутся бредовые идеи что якобы только через Христа и Его Церковь возможно спастись, не просто бредовыми, но совершенно оскорбительными для многочисленных добрых последователей других религий и просто хороших но неверующих людей. Обнаруживают они и форум на интернете где находят себе таких же как они единомышленников готовых поделиться техническими приёмами и опытом «благодатных» ощущений которые испытали в медитациях. Они конечно сперва детально изучают техническую сторону – позы, дыхание, концентрацию внимания на определённых частях тела, с удивлением обнаруживая как это похоже на технические приёмы иоги и прочих восточных практик которые они ранее изучали, а затем переходят и к делу - к практике медитаций с повторением Иисусовой мантры и правильной концентрацией внимания. И действительно, после нескольких систематически организованных сеансов начинают замечать интересные результаты – необычные новые состояния сознания, ощущения в местах концентраций и прочее. Вот она та самая «благодать» - думают они, и окрылённые успехами, увеличивают интенсивность и продолжительность медитаций. То что происходит дальше описывать скучно, пойдут перечисления симптомов интересных разве что для психиатров. А всё же жаль их. Наверно они по-своему и верят в Бога. Только слишком уж по-своему.