Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН На горах Кавказа |
ГЛАВА 40 О ПРИМЕНЕНИИ ВЕРЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУСТЫННИКА
Без живой веры в промысл Божий решительно невозможно прожить в пустыне, потому что супостат диавол старается прежде всего и более всего смущать живущих здесь помыслами маловерия и сомнения в Божие промышление о нас, а когда поколеблет этим наше сердце, то мы делаемся по всему слабыми, как трость, ветром колеблема. Начинающаго или даже ещё только намеревающагося жить в пустыне враг берёт помыслами: ну где ты возмёшь денег, чтобы приобретать себе пропитание, откуда будешь брать одежду, а когда, бывает, заболеешь, что соделаешь в пустыне непроходной?... Живущаго же в пустыне устрашает разбойниками, от которых действительно и пострадали многие пустынники, конечно, по его же злобному наущению; то зверями, то сам устрашая ночью разными привидениями.
Но когда человек утвердил себя в вере в Бога, то всё сие ему как ничто. Он не обращает никакого внимания, хотя бы, как говорит один угодник Божий, столкнулись вместе Небо и Земля - и тогда не убоится ничего. Но чтобы приобресть таковую веру, нужно прежде всего молиться о сем ко Господу Иисусу Христу, как показали сие святые Апостолы. Молясь о сем, они говорили: "Господи, приложи нам веру" (Лк.17:5),- и Господь не отказал, как не откажет и ныне никому из просящих о сем. Сею верою они победили мир. Сия есть победа, победившая мир вера наша (1 Ин.5:4.) Без веры не возможно угодить Богу (Евр.11:6.) Чтобы приобрести её, нужно и самому иметь о сем старание; нужно уяснить догматы веры, вникать в смысл Божественнаго Писания.
Всякая добродетель, по словам святого Григория Богослова, состоит из трёх частей; из них две части принадлежат Богу, а одна часть человеку, которую он всенепременно и должен исполнить, а без этого добродетель не состоится.
В особенности же нужно со всем старанием уразумевать Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Не лишним будет здесь обратить внимание и на то: почему, при совершении чудес над недужными, Господь Иисус Христос всегда требовал веры в Себя, как Сына Божия: веруете ли, яко могу сие сотворити,- вопрошает Он двух слепцов, следовавших за ним, по воскрешении Им дочери Таировой (Мф.9:28). Иерихонскаго слепца тоже вопрошает: что хощеши да ти сотворю!... Он же рече: Господи, да прозрю! - Прозри,- отвещает Господь - вера твоя спасе тя (Лк. 18:41-42.) Кровоточивую похваляет: "дерзай дщи - вера твоя спасе тя" (Лк.8:48.)
Жене Хананеянке удивляется: о, жено! Велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши! (Мф.15:28).
Равным образом, и все прочие случаи исцелений: глухих, немых, слепых, разслабленных, по собственному ли их прошению или же по просьбе других, описанные в Евангелии, показывают нам наглядным образом и осязательно дают видеть и понимать спасительную силу веры в Господа Иисуса Христа; или же в чём состоит молитва веры, которая никогда не остаётся неуслышанною, но всегда входит во уши Господа, Человеколюбца и приемлет просимое. "По вере,- говорит Первосвятитель Московский Филарет,- искали Его, с верою приближались к нему, верою духовною прикасались к Его силе!", прикасалис телесно к Его пречистому телу или ризам, верою почерпали из источника благодати, как будто силою похищали всеисцеляющую силу Спасителя".
Но посмотрим сию веру в ея производстве. Возьмите какой угодно случай исцеления и смотрите: вот, примерно, кровоточивая прежде всего размышляет в себе, глаголющи: аще точию прикоснуся ризам Его - спасена буду (Мф.9:21). От этого размышления родилась в ея сердце несомненная надежда, а сия проредила веру во всемогущую силу Христа Спасителя, которая и привлекла её к Источнику исцелений. "Итак, то, что было пред очами телесными приближение и прикосновение, по созерцанию духовному Господь называет "верою" (Свят. Филарет, Митрополит Московский).
Как здесь, так и во всех других исцелениях, не исключая воскрешения мертвых, показан путь веры ко Господу самым очевидным и наглядным образом. Из сего можно видеть, что всякий, получивший от Господа Иисуса исцеление, пришёл к Нему именно с верою и надеждою получить исцеление.
Но почему же именно требуется вера при совершении чуда, которое всегда есть действие силы Божией? Это потому, что как наше падение произошло от неверия Богу, то теперь необходимо требуется противовес сему и противоположение; требуется положить другое начало в душе своей и дать ей направление противоположное прежнему; нужно утвердить в себе несомненную веру в Бога, как истиннаго и неложнаго. И сия вера, свидетельствуемая добрыми делами, возстановляет нас в первобытное состояние, соединяя с Богом. Вера раскрывает наше сердце для приятия силы Божией на подобие того, как открытый сосуд для вмещения влаги; а безверие, сомнение, маловерие делает его закрытым и не допускается войти в него силе Божией; или как дождь, падая на вспаханную землю, весь поглощается землёю, а падая на железную крышу, скатывается на низ, так и сердце, раскрытое для веры, вмещает в себе все словеса Божии, а закрытое - пускает их поверх себя.
Не будет безполезно, а пожалуй и весьма благопотребно, посмотреть применение веры вообще ко всем нашим добрым делам и к утверждению во благочестии всей нашей жизни.
Во 1-х, когда сия вера утвердит в нашем сердце святым бытием своим обитель свою и проникнет своим убеждением все силы нашей души: ум, волю и сердце, тогда нет препятствия для Господа исполнять наши молитвы.
Вся убо елико, аще молящеся просите, веруйте, яко приемете и будет вам (Мк.11:24). Это одно отверзает нам свободный вход в Небесныя сокровища; потому-то Господь Иисус Христос убеждает нас в Евангелии многими притчами, примерами из нашей земной жизни и прямым повелением к усердным молитвам к Нему - Богу живому, истинному, непамятозлобному, дающему нам более, нежели сколько просим, и Который охотнее исполняет наши молитвы, нежели как мы молимся.
Сия святая уверенность и несомненное убеждение в истине всего Божественнаго должны лежать в самом корне и основании нашей деятельности; проникать всю душу и силы ея; всё наши дела, труды, подвиги, стремления, чаяния, намерения, движения, словом - должно быть жизненною силою души. Ибо все, что не от веры - грех (Рим. 14:23). И без веры не возможно угодити Богу (Евр.11:6). Чем сильнее у нас сия вера в Бога и твёрже сердечное убеждение в истине словес Божиих, тем крепче и неподвижнее основание, на котором созидается самое наше спасение; тем ближе к нам Бог и человек крепче в добродетели и во всей жизни потому, что он в Господе утвердил своё сердце и поставил ноги свои на гранитной скале, стоящей несокрушимо среди бурнаго моря, неудержимых в жизни преграждений, стоит не колеблясь и не боясь никакого возмущения свирепеющих волн.
Вера, как и молитва, есть та святая вервь, которая привязует наш дух к Богу и держит в единении с Ним. Внутренняя сила ея есть стремление к Богу для непосредственнаго союза и общения с Ним.
Но посмотрите и на то, как она служит побуждением и основанием для всякаго добраго дела?
Например: отчего у нас нет милосердия и охоты помогать ближним своим от имения своего?... Боимся, что сами впадём в нищету, почитая ущербом для себя данное брату... А словам Господа не верим, когда Он говорит во священном Евангелии: дайте и дастся вам меру полну, неткану потрясну и преливающуюся в лоно ваше (Лк.6:38).
Милуяй нища, взаим даёт Богови, по даянию же его воздастся ему... (Притч. 19:17). И многое множество таковых обетований находится по всему пространству Священнаго Писания - Ветхаго и Новаго Завета. А не веруяй,- говорит святой Апостол Иоанн Богослов,- лжу творит Бога (Ин. 15:10). И того ради делается - чуждым Божественных обетований.
Равным образом и безпристрастие к вещам и нестяжательность никак не может быть в нас, если прежде мы не утвердим в своём сердце несомненной веры в истиннаго Бога и в Его неложное слово, что ни в каких трудных обстоятельствах жизни Он не оставит нас искуситися паче, нежели можем понести, но всегда и непреложно исполнит наше лишение. (1 Кор. 10:13).
И можно ли представить всю высоту блаженства и неподвижность человека, утвердившаго в своём сердце спасительную сию и радостную уверенность, как он нетрудно стяжал надеждою на Бога неизследимое богатство всевозможных благ временных и вечных, духовных и телесных, и стал чрез своё полное безпристрастие ко всему временному и тленному, по слову Лествичника, как владыка всего мира, превысший всех тленных вещей и всего тварнаго бытия; или же как гранитная скала среди волнующихся изменений земного бытия.
Тогда как в противном случае, при неимении веры в Бога, мы все свои надежды, по необходимости, возлагаем на текущия и тленныя вещи века сего. А они как волны морския движутся, колеблются, воздымаются. Так и человек не твёрд, волнуем сомнением, безнадёжием, безверием, кто не имеет веры в Бога истиннаго, праведнаго, всемогущаго, Иже, рече и быша, повеле и создашася. (Пс.32:9). И слово Его - истина есть (Ин.17:17).
Так и во всех делах нашей жизни, относящихся ко спасению души, мы хромаем, немоществуем, слабы и безсильны, потому что своим безверием отторгнуты от Бога - Источника силы и духовных благ, а в себе силы к деланию добра не имеем, и колеблемся, как трости от ветра.
В Богословии Макария, Митрополита Московскаго, говорится, что из всех благ, каких удостоил нас всеблагий Человеколюбец, самое первое и высшее есть неоспоримо Вера, ибо только чрез неё и в ней мы можем находить для себя истинное счастие и блаженство. Таким же точно благом служит вера и для всех духовных существ, прославляющих Господа своею доброю жизнию и обретающих в ней своё истинное блаженство. И так, прежде всего, нужно веровать в Бога истиннаго и неложнаго, немогущаго,- по слову Апостола,- солгати Себе (Евр.6:18), и Который отрещись Себе не может (2 Тим.2:13). И сия вера вменяется нам в заслугу пред Господом и составляет сама в себе высокую добродетель, потому что показует в человеке больше доверие к слову Божию, нежели к своему разуму.
Сим мы являем послушание Богу, охотно приемля всё Его Божественное откровение, и, несомненно, веруя в истину всего, что было благоугодно Ему открыть нам во священном Писании.
При всём том Богопросвещённый проповедник Христовой истины - святой Апостол Павел не усвояет никакого значения даже и такой чудодейственной вере, еже бы горы преставляти, если не имеем любви к Богу и ближнему (1 Кор. 13:2). Из сего открывается несравненное превосходство любви, как союза совершенства или совмещения всякаго добра. "Поэтому вера всенепременно должна быть, по слову Апостола, споспешествуемая любовию (Гал.5:6). Без любви вера одна не может доставить нам вечнаго спасения. Ибо сказано: и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19), и Авраам,- говорит святой Апостол,- оправдася от дел, вознесши на жертву сына своего Исаака" (Иак.2:21) (Архим. Антоний).
Веровать и не делать того, чему научает вера, есть противоречие самому себе, разсечение единства души и полное несоответствие своей жизненной цели. Проникнувшись же делами, соответственными вере, мы являем полноту духовной жизни. "Так что одна вера не доставит нам вечнаго спасения, если жизнь не будет сообразна с нею".
Святой Апостол Иоанн говорит: глаголяй, яко познах Бога, и заповеди Его не соблюдаете, ложь есть и в сем истины нет. Глаголяй в Нем, то есть в Иисусе Христе пребывати должен есть, яко же Он ходил, и сей такожде да ходит (1 Ин.2:4-6).
"Святой Апостол Павел говорит, что мы для того и искуплены Иисусом Христом, дабы творить дела благая. Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Евр.2:1-10.) Что благодать для того и дарована нам, да отвержемся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце (Тит. 2:11-14). Что на последнем суде потребуется от христиан не только вера, но и добрыя дела, и от них будет зависеть наша вечная участь (2 Кор. 5:10). С особенною же силою необходимость жизни, сообразной с верою, утверждает Святой Апостол Иаков: кая польза, братия моя, аще веру глаголет кто имать, дел же не имать! Еда может вера спасти его. Яко тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть" (Иак.2:14-17) (Архим. Антоний).
О ЛЮБВИ.
Ныне же, говорит святой Апостол, пребывают три сия; вера, надежда и любовь больше же всех любы (1 Кор. 13:13).
Святой Лествичник объясняет: "вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу Солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
Бог есть Любовь (1 Ин.4:8), всего более познаваемый нами проявлением на всю тварь Своего безконечнаго милосердия, и в особенности на грешный род человеческий; потому любовь по своему внутреннему качеству есть уподобление Богу, и ничто другое так не приближает нас к Нему, как дела милосердия и искренняя ко ближнему любовь.
И она есть та святая сила и сущность всего истиннаго, добраго, высокаго и вожделеннаго, которая облагает человека правдою на всех стезях его жизни. Сообщает всему его поведению, делам, движениям и всему обращению с людьми тот вид привлекательности, по которой обладатель сего Небеснаго безценнаго сокровища невольно привлекает на себя взоры всех, всякий хощет быть с ним в духовном общении, и где бы он ни находился, повсюду распространяет вокруг себя радость, мир и тишину. Все спешат к нему, как к источнику духовнаго утешения. И он, как Царь в державе своей, ходит в богатстве любви своей, движется и действует, расточая повсюду благодеяния, мир и всякую добродетель.
Драгоценны эти люди на Земле! Они как светильники во тьме земного блуждания, сияя светом Богоподобия, напоминают собою безценное благо - любовь святую, которая всем нам любезна по чувству сердца своего, но кое удалилось от нас на Небо ещё с первых дней нашего бытия на Земле по нашему греховному омрачению. Тем не менее, когда придётся нам встретить и малый признак проявления истинной любви, мы хотя смутно, но чувствуем ея Небесное достоинство; невольно сознаём, что она жительница горняго мира, и действительно желали бы иметь её в сердце; но и не имея противу воли, уважаем человека, являющаго в своих действиях ея святое присутствие. И это, конечно, потому, что на всей внешности таковаго человека лежит красота добродетели, которая влечёт к нему всех людей. Даже один слух о таковом человек, где бы он ни находился, сочувственно располагает к нему и рождает желание видеть его и иметь с ним братолюбное общение.
Но ничто не может быть сильнее тех изображений, коими характеризует истинную любовь святой Апостол Павел в послании Коринфянам: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал бряцающий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут и разум упразднится" (1 Кор.13:1-9).
Здесь, во всём необъятном объёме, силе и неизмеримом пространстве, явственно показано ея господственное преимущество пред всякою другою добродетелию, ея несравнимое значение, царственное владычество, небесная красота и райское достоинство.
Коренясь во глубине духа, как свойство Самого Бога - наиболее нам земнородным с сей стороны познаваемаго - она подобием своим привлекает на себя взоры Всеблагаго, Всемогущаго Бога, и здесь, как бы облекаясь в силу Вышняго, делается мощною (способною) исполнять всякую добродетель, распространяя или передавая свою благодетельную силу всем прочим способностям нашей души.
Святые Отцы говорят, что такому человеку Господь не попустит погибнуть; но ими же весть судьбами приведёт его на стези спасения. И это, конечно, ради Своего подобия (Божия), которое Он являет Своим милосердым сердцем, любовию и сострадательным расположением ко всякой твари.
Патриарх Константинопольский, святой Иеремия, свидетельствует: "положим, что кто-нибудь из нас имел бы своим другом Самого Господа Бога, то, само собою разумется, чрез это он имел бы своими друзьями и всех Небожителей - Ангелов и святых Божиих человеков. Так точно и здесь: кто имеет в своём сердце любовь, тот имеет и все добродетели". Она есть внутренняя сила и корень всего добраго исполнения закона, совмещения всех добрых дел, будучи всем им основание, мать и глава.
Свойство любви невообразимо хорошо изображено из своего блаженнаго опыта Святым Исааком Сирским: "в сердце человека возгорается,- говорит он,- всецелая любовь к Богу, которая безпредельно расширяется и начинает любит всех и всё, не разделяясь на части и не привязываясь ни к чему исключительно. Эта безпредельная и целостная любовь рождает истинное ведение истины или духовное созерцание" (Слово 18. С.111-113), и потому святой Исаак, в другом месте называет её первоначальным созерцанием Пресвятыя Троицы (Сл.55. С.384).
Описывая это состояние сердца, святой Отец говорит: "любовь к Богу естественно горяча, и когда нападает на кого без меры, делает душу ту восторженною. Поэтому сердце, ощутившаго любовь сию, не может вмещать и выносит её, но по мере качества нашедшей на него любви усматривается в нём необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сей любви: лице у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается. Отступает от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая во едино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает он радостию; созерцание ума его никак не допускает какого-либо пресечения в помышлении о Небесном. И в отсутствии (уединении), не зримый никем, он беседует, как присутствующий (как бы кто с ним присутствовал). Ведение и видение его естественные преходят, и не ощущает он чувственным образом движения, возбуждаемаго в нём предметами, потому что хотя и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его парит в созерцании и мысль его как бы всегда беседует с кем другим.
Сим духовным упоением упоевались некогда Апостолы, мученики, подвижники и дивныя совершали дела (Слово 73.С. 528-529). Упоённое любовию к Богу сердце человека возгорается о птицах, о животных, о демонах и о всех вообще тварях, о разумных и неразумных, злых и добрых. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, оно умиляется, и человек не может вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А потому и о безсловесных и о врагах истины, и о делающих ему вред со слезами приносит молитву, что бы сохранились и были они помилованы; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в его сердце, до уподобления в этом Богу. Такой человек если десятикратно в день будет предан на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяется тем, как Моисей говорил Богу: "аще убо оставиши им грех, остави; аще же ни - изглади и мя из книги, в нюже вписал еси" (Исх.32:32), и как говорит блаженный Павел: молил бых ся аз отлучен быти от Христа по братий моей (Рим. 9:3), и ещё: ныне радуюся в скорбях о вас язычниках (Кол.и:29)".
Разсказывают также об Авве Агафоне, будто бы он сказал: "желал бы я найти прокаженного и взять у него тело его, а ему отдать своё (Сл.48. С.298-302). Такою всеобъемлющею любовию поглощается и плотский человек, боящийся заколения, и душевный - боящийся Суда Божия; остаётся же, так сказать, один духовный человек, который, будучи исполнен несказанным блаженством любви и созерцания, приобретает полную несомненность упования своего, то есть опытно убеждается в существовании неизреченных благ, уготованых Богом и ему, и всем любящим своего Создателя (Сл.38.С.233; Сл.80.С.562-563). Вследствии такого несомненнаго своего упования, он всегда пребывает в глубоком покое, так что если бы Небо прильпнуло к Земле, он и тогда не ужаснулся бы (Сл. 48. С. 38). Само собою разумеется, что при таком состоянии человека, никакая страсть не может нарушить его душевнаго мира и возмутить тишины его сердца".
Другие писатели говорят о любви тоже в сильных неподражаемых изображениях: "нет ничего на Небе и на Земле сладостнее, возвышенное, всеобъятнее, привлекательнее, сильнее и лучше любви, потому что любовь рождена от Бога и нигде не может успокоиться как только в Боге,- превысшем всего созданнаго. Кто любит, тот стремится, летит, радуется, от всего свободен, ничем не удерживается; за всё отдает всё, и во всех обладает всем, потому что успокоивается превыше всего - в едином Верховном Благе, из Котораго исходит всякое благо. Любовь не знает меры и пламенеет паче всякой меры. Она не чувствует бремени, ни во что вменяет труды, берёт на себя более, чем может понести, не разсуждает о возможности, потому что всё почитает для себя возможным. Любовь всегда бодрственна и в самом сне она не спит, утомляемая - не изнемогает, утесняемая - не стесняется, но подобно живому пламени и горящей, пылающей свече, стремится выспрь и всё проникает безпрепятственно. Кто любит, тот разумеет силу вопиющаго гласа любви. Да обладает мною любовь, и от безмернаго воспламенения и восторга стану я выше себя самого. Воспою песнь любви, последую за тобою, возлюбленным моим, в Горняя. Пусть исчезнет душа моя в хвале твоей, торжествуя от любви. Великое дело и подлинно великое благо - любовь. Она одна всякое бремя делает лёгким и равнодушно переносит все неприятности в жизни.
Если желаешь быть истинно блаженным, то один Бог - любовь безконечная - должен быть твоим последним и верховным благом. В Боге, как в живом источнике, все - и малый и великий, богатый и убогий, почерпают воду живую, и кто добровольно и охотно Ему служит, тот приемлет благодать на благодать. Никаким временным благом нельзя насытить душу, потому что она сотворена не для наслаждения временным; хотя бы обладала она всеми сотворёнными благами, и то не могла бы быть счастлива и блаженна. Человек благоговейный всюду носит с собою Утешителя своего Иисуса и взывает к Нему: "со мною буди. Господи Иисусе, на всяком месте и во всякое время". - Да будет мне утешением лишится всякаго человеческаго утешения" (Из своего сборника, в который записывались мысли при чтении мною разных книг, без означения их авторов).
Сидит Авраам, праотец Христа по плоти, у двери кущи своей и прилежно смотрит по дороге во все стороны - не увидит ли проходящаго странника, дабы взять его к себе в дом, угостить и упокоить. Ибо сердце его горит и пламенеет любовию к ближнему. И вот, к невообразимой радости, видит - вдали показались три страннника. Спешит старец навстречу дорогим гостям, падает на колена и, простирая к ним руки, молит, говоря: господие мои!... аще обретох благодать пред Вами, не мините раба своего, но зайдите в хижину мою и препокойтесь у меня". А сам, презирая свою столетнюю дряхлость, спешно бежит к жене своей Сарре: "скорее, говорит, замеси муки и сотвори опресноки" и опять скорейшим движением спешит к своему стаду, чтобы взять наилучшаго, упитаннаго овна и приготовить вкусный обед для дорогих гостей, никак ему не знаемых.
Вот совершенный и редкий пример любви к ближним!... Указывая на сие, святой Апостол говорит: страннолюбия не забывайте, ибо нецыи не ведавшия странноприяша Ангелы (Евр.13:2). И ради таковой любви к ближним наречен был друг Божий, приял великия обетования Божия и видел день Господен в прообразе - когда вознёс на жертву, по повелению Господа, возлюбленнаго сына своего Исаака. О сем говорит Евреям Сам Господь Иисус Христос, Авраам, отец ваш... видел день Мой и возрадовался (Ин.8:56).
"И рече Моисей ко Господу: велик грех согрешил народ сей. Но если оставишь им грех сей, то оставь; а если же нет, то и меня изгладь из книги, в которую вписал" (Исх.32:32).
Велик и сей пример любви к братиям и неподражаем. И это тоже в Ветхом законе, когда свет благодатный ещё так мало просиявал даже и в избранном роде Еврейском. "И притек юноша, возвести Моисею и рече, глаголя: "Елдад и Модад пророчествуют в полцех". И отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею: Господи! Моисее, запрети им! Я рече ему Моисей: еда ревнуеши ты мне; и кто даст всем людем Господним быти пророки, егда даст Господь Духа Своего на них" (Числ. 11:27-29.) Так Моисей, обладая совершенною любовию к ближним, хотел, чтобы все люди Божии - народ Еврейский - были пророками. Такова искренняя любовь: расширяя сердце необъятным пространством, она хочет вместить в себя всех и всё. Хождах в широте,- говорит Богоотец Пророк Давид,- яко заповеди Твоя взысках (Пс. 118:45). Святый Апостол Павел вмещал в сердце своём и иудеев и язычников и всех людей. Сердце наше распространися к вам, Коринфяне,- писал он к ним,- не тесно вмещаетеся в нем (2 Кор. 6:12).
Не таково сердце человека грешника. Оно настолько узко и тесно, что в нём едва только находится место для одного самолюбия. Не расширяясь взаимообщением с ближними и любовию, оно имеет в себе вместимости только для себя одного. А это что за жизнь?... Между тем сердце наше имеет предназначение вместить в себя не только людей, другов и недругов и всякую добродетель, но Самого Всемогущаго и безпредельнаго Господа Бога. И только здесь оно получает своё полное удовлетворение и насыщение своей алчбы и жажды, котораго напрасно ищет в вещах мира сего - суетнаго и прелестнаго.
Иже во святых, Преподобный Отец наш Великий Варсонофий говорит о себе, как написано в его книге: "дух мой усердствует сказать Господу: или введи в Царствие Твое и чад моих духовных вместе со мною, или и меня исключи из него".
Отрадны сердцу нашему сии дивныя повести и превожделенно слышание о них, как о вещах преславных, радостных, восхищающих и увеселяющих. Стало быть, видела Земля на себе семя святое и прежде Христова Пришествия, а тем более по Его к нам Пришествии. Но все эти примеры суть не более, как искры противу незаходимаго вечнаго света, и капли противу тех безпредельных океанов любви, кои неистощимо текли в сердце Сына человеческаго.
Любите враги ваша! - учил Он нас, проповедуя Своё Божественное, Небесное учение: добро творите ненавидящим вас; и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющих вы (Мф.5:44.). А чему учил, то и показал примером собственной Своей жизни. О чудесе! Удивляясь сему, вопиет святая Церковь при воспоминании Его спасительных страданий на кресте: о распинающих моляше Своего Небеснаго Отца: "Отче! отпусти им грех их, не ведят бо, что творят" (Лк.23:34).
Не менее убедимся мы в несравнимом превосходстве и тогда, как посмотрим на неё с противоположной отрицательной стороны. Святой Апостол Иоанн Богослов говорит: кто не любит, тот не знал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин.4:8). Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, котораго видит, как может любить Бога, Котораго не видите!... (1 Ин.4:20). Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот пребывает еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает в свете и нет в нем соблазна, а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин.2:9-11). Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев: нелюбящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, не имеет жизни вечной в нем пребывающей (1 Ин.3:14-15).
Разсуждая о степенях духовнаго преуспеяния и разсматривая силу добродетелей, святый Макарий Великий говорит, что человек доступен возможности падения до тех пор, пока не приобретёт любви. Он приводит примеры, как падали люди, имевшие дары чудотворения, исцеления недугов, даже мученики, страдавшие за имя Иисус Христово. Но кто приобрел любовь, тот уже не может впасть во грех, потому что, связан будучи ея оковами, пленником отводится в будущий век.
Святая Церковь, в молитве Манассии - царя Иудейскаго, исповедует: "Ты убо, Господи Боже сил! Не положил еси покаяние праведным - Аврааму, Исааку и Иакову, несогрешившим Тебе" (Молитва на Великом повечерии).
Как же несогрешившим, когда, по слову святого Апостола, вси согрешиша и лишены суть славы Божией (Рим.3:23). Нет человека, который жив будет и не согрешит. И святая Церковь свидетельствует: един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. И Писание говорит: Праведник седмижды на день падает и исправится.
На всё это, по разуму святых отец, может быть такое объяснение, что они не согрешили именно только противу добродетели "любви". Имея искреннюю любовь к Богу и ближним, они изыскивали всевозможные случаи, чтобы делать добро всякому человеку. Как и о Патриархе Авраам пишется, что, сидя при дверях кущи своей, он ожидал странников. Говорится также у святых отец, что любовь есть причина чудотвория. И это, конечно, потому, что по силе любви, желая благодействовать, но не имея чем, мы получаем от Бога власть и силу творить чудо, именно в силу присущей нам любви.
"Любовь,- по Лествичнику,- есть подательница пророчества, бездна осияния, источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущаго, она есть вечное преуспеяние".
Поражаясь Боголепною, восхитительною, вышеестественною красотою любви, святой Лествичник, будучи весь проникнут ея Небесными свойствами, воспел пламенющим сердцем ея неподражаемыя доброты в сих безсмертных словах:
"Возвести нам, о ты, прекраснейшая из добродетелей, где ты пасеши овцы твоя? где ты почиваеши в полудне? (Песн.1:6). Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нас, ибо мы жаждем приити к тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою и не может стерпеть сердце моё пламени твоего. И так, воспев тебя, иду. Ты владычествуеши державою морскою, возмущение же волн его ты укращаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвенна, гордый помысл, и мышцею силы Твоея расточив врази твоя (Пс.88:10-11), делаешь любящих твоих непобедимыми от всякия брани".
О ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЕ.
"Надежда Христианская есть успокоение нашего сердца в Боге с уверенностию, что Он печется о нашем спасении и дарует всё для сего необходимое" (Простр. Катихизис).
Надеждою мы усвояем истины Божественнаго откровения, возвещённыя нам в обетованиях. Например: "Возлюбленнии, ныне чада Божий есмь, и не у явися, что будем; вемы же, яко егда явится, подобны Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть. И всяк имеяй надежду его нань, очищает себе, якоже Он чист есть" (1 Ин.3:2-3).
А потому надежда, по Лествичнику, есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем, ещё прежде получения сокровища.
Она есть отрадный спутник во всей нашей многобедственной жизни; есть сила, движущая нас на деятельность нашу как в земных делах, так особенно в духовных. В надежде, например, на умножение плодов земных земледелец ввергает своя хлебныя смена в недра земныя - да пропитает себя и чада своя. В надежде обогащения купец вверяет свою жизнь малому древу и на нём переплывает бурныя моря, презирая его свирепыя волны, грозящия ему в каждую минуту потоплением. В надежде воздаяния будущей блаженной жизни, подвижник благочестия определяет себя на многоскорбную по телу трудовую жизнь, исполненную всевозможных лишений.
Не будь надежды, прекратилась бы на Земле всякая деятельность - все наши труды, занятия и предприятия. В скорбях, болезнях, земных лишениях и во всех превратностях житейских она, как радостная заря весенняго утра, утешает нас приятным ожиданием скораго от них избавления. Так праведный, многострадальный Иов, находясь в тяжких нестерпимых болезнях, в утешение себе говорил: Вем бо яко присносущен есть, Иже имать искупити мя и воскресити на Земле кожу мою терпящую сия (Иов. 19:25).
Но особенно сила надежды и ея совершенная необходимость видится в молитвах наших ко Господу Богу. Здесь она составляет не только побуждение в их необходимости, но и плавное условие к их исполнению, как и Сам Господь говорит: вся убо, елика аще молящеся, просите, веруйте, яко приимете и будет вам (Мк. 11:24; Мф.21:22). Хотя здесь и говорится о вере, но нужно знать, что в своём внутренном действии - вера, надежда и любовь - сходятся во едино; так что где есть одна, там необходимо есть и две другия.
В отношении к будущей жизни надежда есть могущественный двигатель и возбудитель, так как несомненным упованием наследия Небесных благ понуждает нас к свойственной для сего деятельности. В своём высшем развитии надежда достигает до такой степени, что ожидаемое имеет, как бы уже полученное; святой Апостол называет ее котвою (якорем) (Евр.6:19), выражая сим ту мысль, что как якорь во время бури на море, держа корабль на месте, не даёт ему погибнуть от ярости волн, так и надежда во всех наших земных превратностях, лишениях и неудачах не даёт нам погрузиться в отчаяние и впадать в уныние и разслабление духа, но оживляет нашу душу чаянием Божией помощи.
СОДЕРЖАНИЕ |