Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН На горах Кавказа |
ГЛАВА 7
Что требуется для того, чтобы быть способным к приобретению дара Иисусовой молитвы, или, что то же, живаго общения с Ипостасным Словом Божиим - Иисус Христом, в Котором жизнь всего живущаго и животворный свет всем человкам?...
Ответ: Прежде всего нужно веровать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и истинный Бог, и есть Тот Самый обетованный Избавитель мира, Котораго ожидало человечество во всё время своего Существования на Земле, яко своего Спасителя и Примирителя и о Котором было сказано ещё в раю согрешившим прародителям нашим: Семя Жены сотрет главу змия (Быть. 3:15).
- Потом необходимо нужно исполнять всё, что Господь Иисус Христос заповедал творить нам во Святом Своем Евангелии,- Сам ли непосредственно или чрез Святых Своих учеников и Апостолов. Словом - нужно исполнять всё, чему учит нас Христианский закон, вера наша Православная и Святая Церковь, назданная на основании Пророков и Апостолов, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20). Нужно приступать, конечно, с должным приготовлением к принятию Святых Животворящих Таин - Тела и Крови Господа Иисуса Христа - в таинстве Евхаристии. Без этого, по слову Самого Господа, мы не можем иметь в себе жизни вечной. Сего святейшаго таинства решительно ничем невозможно заменить. Оно Божественно, безпредельно и вечно -по своим плодам для нас и силе; а всё наше - человеческое, есть несовершенное, греховное.
Вообще же нужно проводить жизнь покаянную, в подвигах и трудах благочестия и доброделания; усердно спешить на исполнение всякаго добраго дела, какое бы ни встретилось на пути жизни нашей.
Вместе с сим, ещё необходимо нужно молится о даровании сего безценнаго дара - Иисусовой молитвы - к Преблагословенной Богоматери и усердной Заступнице Христиан - Царице Неба и Земли.
Нужно твердо знать и быть несомненно Уверенным в той непреложной истине, что как избраннейшая от всего рода человеческаго, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, чистейшая солнечной светлости, приснодевственная Матерь Христа Бога нашего, удостоенная быть, ради Своих несравненных качеств, Материю Сына Божия, прежде век рожденнаго от Отца, то вместе с сим дана Ей благодать подавать сию молитву тем людям, которые просят у Нея сего пренебеснаго дара, как это видно из жития многих святых угодников Божиих, например: Серафима Саровскаго, Парфения Киевскаго, Максима Афонскаго и других.
Поэтому, если кто с сердечною верою обратится к Божией Матери и усердно попросит молитвеннаго дара, то невозбранно получит; - и он служит несомненным залогом великаго к нам Божия милосердия.
Сия Божественная и Священная молитва,- страшная для всей твари и огнепалительная для демонов,- необходимо почивает и покоится на четырёх столпах. Во-первых, на искреннем смирении: нужно испросить у Господа Бога дар узреть себя худшим всей твари, считая без исключения всякаго человека лучшим себя; иметь с ним обращение дружелюбное, искреннее, откровенное, без всякия лести, коварства и притворства.
Во-вторых: на любви ко всякому брату нелицемерной, всецелой, даже до положения за него своей души. Нужно любит его, как самого себя, чего желаешь себе, то сделай и ему. Или даже ещё так, чтобы давать ему самонужнейшия свои вещи; словом - полагать душу свою за всякаго близкаго своего.
В-третьих: необходимо нужно хранить себя в чистоте душевной и телесной. Здесь разумеется нечистота блудной страсти - во всех ея видах и проявлениях, начиная от помыслов и сердечных ощущений до страстных прикосновений. Нужно знать, что Небесное Миро сие не может пребывать в зловонном сосуде, но расторгнет его и излиется вон.
Четвёртый столп умнаго делания Иисусовой молитвы есть то, чтобы иметь сердце болзненное и печальное сокрушение о грехах своих и о великом своём греховном повреждении. Это последнее делание настолько необходимо, что, как известно всякому, святой Иоанн Лествичник говорит: "какие бы великие подвиги мы ни проходили, но если не имеем болезненнаго сердца, то все они суетны и безполезны".
Кроме всего этого нужно великое и чрезвычайное усердие и прилежание к этому делу и несказанное старание, а главное и всего нужнейшее - помощь Божия. Но и при всём том иногда проходят несколько десятков лет, когда человек вступит в пределы Иисусовой молитвы.
- Почему же она так трудна?..,
- Потому что ничего нет равнаго ей на ея высших степенях, где вообще идёт и действуется вся наша истинная, духовная жизнь, как это хорошо знают, удостоившиеся благодатию Божиею достигнуть сего высокаго состояния. К тому же сие есть одно из высших средств для борьбы с сопротивными силами, как и Лествичник говорит: "бей невидимых супостатов именем Иисуса, крепче этого оружия не обрящешь ничего". Сказано, что в имени Божием - Сам Бог; но чтобы стяжать Бога - это нелегко; и снова тяжко скорбел старец, что ныне делание Иисусовой молитвы почти неведомо людям века сего. И продолжая речь говорил, что оскудение Иисусовой молитвы главным образом происходит от того, что нет наставников и учителей этому душеспасительному делу. Не только что зело оскудеша, но, как говорит Епископ Игнатш: "их нет".
Действительно, настало для нас то печальное время, о коем издалече предвозвестили нам наши родные по духу преподобные Отцы, невещественно в горах и пустынях пожившие, а многие и среди мира - во градех и весех; и о имени Господа Иисуса Христа благодатно просветившиеся, ставши великими и славу получившими, как здесь на Земле, так в особенности на Небеси.
Они говорили, что наступит время, когда вещественность подавит духовное, земныя занятия воспреимуществуют, а духовныя отодвинутся на задний план. И если бы учение о сей спасительной молитве, по милосердию Божию, не было заключено в писание, то теперь исчезли бы о ней и самые следы. Потом я спросил:
- Как относится псалмопение к Иисусовой молитве и нужно ли оно?
Старец отвечал:
- Это зависит от степени духовнаго развития; в ком духовное чувство восприяло Самого Господа, в нем же,- по слову Апостола,- сокрыты вся сокровища премудрости, разума и ведения (Кол.2:3), тому чтение псалмов, канонов, акафистов и тропарей делается затруднительным, а пожалуй в большей части и ненужным, потому что таковый, непосредственно предстоя лицу Божию умом в сердце своем, не может внимания своего ни на один миг уклонить от сладчайшаго Иисуса. То всё есть ветхий закон и служит обичительным руководством; есть пестун и детоводитель ко Христу, имея только, по слову св. Апостола, одну тень грядущих благ, сокрытых во Христе, как и говорится о сем в чине Божественной литургии: "исполнение закона и пророков Ты еси, Христе" (Служебник)... И как говорит Апостол: кончина закона Христос (Рим.10:4).
Кроме того - сие можно видетт также в житиях Святых угодников Божиих, достигших совершенства. Так у святого Исаака Сирскаго говорится, что ему известен был один подвижник, который говорил о себе: "одну славу (Псалтыри) ещё могу прочитать, но что далее, то хотя буду стоять и долгое время, уже не имею нужды в словесных молитвах". И это, конечно, по причине восхищения его ума в духовный мир. Равным образом и в наставлениях отеческих советуется всякому, кто старается только о приобретении Иисусовой молитвы, а ещё не имеет её, много читать псалмов и песней, канонов и тропарей; и это всё до тех пор, пока умные силы его мало-помалу соберутся во едино, придут в состояние недвижимости и непарительности, нужной для сочетания со Христом; после сего ему закон уже не лежит. Сам Дух Святый руководит его в деле молитвы.
Я осмелился спросить:
- Скажите, батюшка, в каком виде и порядке у вас идёт Иисусова молитва?
Старец дерзновенно отвечал:
- Только в словах "Господи, Иисусе Христе!"... а потом, по мере ослабления, прибавляю: "Сыне Божий". Когда же нахожусь в обыкновенном состоянии или даже разсеянности, тогда произношу полную молитву Иисусову, Божественныя слова коей настолько мне сладки, любезны и приятны, что решительно не могу оторвать от них сердца своего ни на одно мгновение, слышу, что он влагают мне в душу Божественную жизнь и, как источник многоводный, льют в меня воду жизни; в прочем скажу, что оные три Божественные глагола во имя св. Троицы, составляют мою преимущественную ко Господу Богу денно-нощную службу, пред всеми другими духовными занятиями преобладающую.
- Поэтому вы, стало быть, и никаких молитв не читаете?
- Читаю положенныя св. Церковию молитвы в подобающия времена; но только оне не составляют для моего сердца такой крепкой пищи и пития, как имя "Иисус Христово". Ибо явственно вижу, что сие всезиждительное и всемогущее имя служит корнем и основанием для всякой молитвы. Конечно, и святой Апостол говорит: "всякою молитвою и молением молящеся на всякое время духом" (Еф.6:18). И святые отцы молились разными молитвами, положенными для верных св. Церковию; но когда достигали совершенства и Божественнаго единения, тогда, по необходимости, оставляли разнообразие молитвенное, ибо духовныя их силы объединялись в одну точки и непостижимо и единично соединялись с Единым единственным Иисусом, в Котором - Одном, собственно, всегда были и есть свет и жизнь человека (Ин.1:4). Да и кроме того, в книге святых Отцев, Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов, в 50-й главе о сем говорится, что преуспевшие и достигшие совершенства не могут произнести всей молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного", а произносят только два слова: "Господи Иисусе"; или "Иисусе Христе" или же "Христе Сыне Божий!" Или даже только одно слово: "Иисусе!" объемлют то и лобызают, как полное делание молитвы, и чрез это одно бывают исполнены неизреченной сладости и радования превосходящих всякий ум и слышание.
"Известно, что всякое существо конечное есть нечто единое в себе, не смотря на множественность своих свойств и сторон. Чем выше и совершеннее существо, тем больше в нём множественность покорена единству.
Всесовершенное Существо есть чистейшее единство без всякой множественности. И душа наша, как созданная по образу Божию, должна придти в единство всех своих сил, свойств и способностей" (Из Духовного журнала).
А к этому всего более способствует внутренняя молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, как сие хорошо знают опытные в сем деле подвижники. Существо этой молитвы есть именно собрание ума и всех его помыслов со всех концев Земли и заключение их в сердце - средоточие нашего существа, в котором действуется производство молитвы, соединяющей нас с Господом.
Конечно, может быть сомнение: дескать, что за молитва такая,- только три слова, да к тому же не считает обязательно нужным и чтение всех прочих молитв, в коих упражняются почти все истинные православные христиане.
Но благодарение Всевышнему, Всеведущему Господу! Он вдохновил рабов Своих, наших мудрых наставников, преподобных Отцев, праведно и свято поживших во время свое, и они, движимые Святым Духом, не оставили ни одного момента из высшей духовной жизни, на которой не дали бы полнаго объяснения.
Так вот и это состояние описано в книге вышеупомянутых св. Отец Игнатия и Каллиста Ксанфопулов. Они говорят, что таковая молитва служит свидетельством оставления грехов тому "духовному" человеку, в котором воздействуется, ибо душа его, возвысясь в Богозрение, соединилась с Господом и в Нём пребывает, будучи чуждою для всякаго помышления, хотя бы и в полне духовнаго, ибо Господь Бог наш превыше всякаго слова, образа, мысли и разума (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 48).
Здесь не будет излишним сделать объяснение слову "слитие", нередко употребляемому святыми Отцами в духовном учении о Иисусовой молитве.
Слово "слитие" или, как говорит святый Макарий Великий, сорастворение нашего духа с Духом Христовым, то есть Его Божеством, нужно понимать не так, чтобы при этом терялась самостоятельность нашей души или же ея сознание, погружаясь в Божество, как капля в море, и делаяс одно, сливаясь в единство Божественной природы.. Нет, этого нельзя. Но так, что вся душа, собираясь воедино - в сердечном чувстве - всеми своими силами, мыслями, чувствами, желаниями и ошущениями проникается в этом собранном единстве Христовым соприсутствием, как луч Солнца проникает стекло.
Это есть ни что другое, как внутреннее сожитие Иисуса Христа в нашем сердце, когда мы слышим в себе Его словеса, Его пребывание, и даже, если можно так выразится, как бы Его дыхание, и бываем с Ним "один дух". Но при всём том, человек сознаёт себя совершенно отдельным лицем; его личность и самостоятельность отнюдь не теряется и свобода его не подавляется, а только душа его, во всех своих силах, необходимо восходит на степень высшаго бытия - блаженнаго, которое и назначено целию для всякаго разумнаго Существа - Ангела и человека.
- Ну, а как Евангелие?
Оно роднит с Иисусовою молитвою. Но всю свою силу, несравненное значение, преимущественную важность пред всеми другими книгами и могущественное действование на сердца человеческия получает именно от имени Иисус Христова, еже паче всякаго имени - так что если отнять это имя от Евангелия, тогда оное будет как и всякая обыкновенная книга ума человеческаго. Всякому желающему приводворить в своей душе Иисусову молитву, необходимо читать священное Евангелие как можно чаще и более до тех пор, пока оно будет всё в памяти. Это совершенно необходимо, потому что один дух в Евангелии и в имени Иисус Христове, сие,- говорил старец,- я много раз испытывал на дел - в часы охлаждения, лености и нерадения; чтобы возбудить к деятельности усыпленный дух, я всегда почерпаю силу от Евангелия. Едва только прочитаю одну главу, как дух мой получает оживотворение и силу, нужную ему для движения в своей деятельности.
Даже весьма ощутительно и для чувства бывает слышимо, как изливается Божественная сила от имени Иисус Христова, часто повторяемаго в Евангелии. И самим делом видится исполнение слов Господних: "Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя - аще и умрет - оживет" (Ин. 11:25).
Кроме сего - Евангелие самым могущественным образом способствует к раскрытию в сердце любви ко Господу Иисусу Христу, потому что оно одно - и только одно первоначально знакомит нас с Господом, передаёт Его спасительное учение, повествует о Его страданиях, смерти и воскресении; разсказывает о чудесах Христовых, их же ине никтоже сотвори; и имя "Иисус" сияет в Евангелии светом Божества, как Солнце в силе своей. И действительно, оно есть книга всем книгам, как произведение ума безконечнаго и премудрости всесовершенной Божией, устроившей мир. Поэтому всякому, кто желает утвердить в своём сердце память Божию, или, что то же, молитву Иисусову, совершенно необходимо - как можно чаще читать Священное Евангелие, озарившее всю Вселенную светом чистейшаго Боговедения. И так имя Иисус Христово составляет корень и основание, центр и внутреннюю силу Евангелия; служит для него краеуголным камнем, как сказано: "камень же бе Христос" (1 Кор. 10:4). Евангелие служит необходимым средством к стяжанию нами в сердце сладчайшаго Иисуса, в котором вечная жизнь и Царство Небесное.
Вопрос: вы сказали, что с трудом или, по крайней мере, не с сознанием первой важности, обязанности и необходимости, читаете все вообще молитвы, св. Отцами по вдохновению Святаго Духа составленныя и препо-данныя Святою Церковию во всеобщее всех Христиан ползование, тогда как пишется и про Авву Филимона, что он еженощно прочитывал изустно всю псалтирь и зачало из Евангелия, а другое из Апостола?
Ответ: не презираю я,- отвечал старец,- установления церковнаго и почитаю существенно нужным и обязательно неизбежным исполнять всё, что преподано и заповедано чадолюбивою Материю нашею св. Церковию к вечному спасению Своих чад. Но только нужно знать, что в духовной жизни и, тем более, в нашем молитвенном шествии к Господу Богу, есть свои неизбежныя меры и степени приближения. На первый раз, как только человек отрешается от мира произволением своим, чтобы служить Господу Богу,- исполнением святых Его заповедей, то разнообразие церковных молитв, псалмов, канонов и тропарей ему совершенно необходимо, потому что ум его ещё не может иметь собранности и объединения в единую точку, что бывает по достижении совершенства, а потом уже, по мере проникновения в духовность, или вернее, по мере соединения его с духом, он всё более входит в единство и, наконец, объединяется с именем Божиим в нераздельнию единичность. Вем человека о Христе,- добавил старец,- в роде нашем и в наше время живущаго, который говорил о себе: "во всём мире духовном и вещественном я вижу только два слова: Иисус Христос".
Сердечное сочетание своего духа с Господом,- это состояние достигается, можно сказать, не многими, особенно в нынешнее время, вообще скудное таковыми стремлениями.
Известно, что человек отпал от Господа Бога множеством суетных помыслов. Ибо в Писании говорится: Бог создал человека правого, то есть с единым неуклонным стремлением к верховному благу; тии же взыскаша помыслов многих (Еккл.7:29).
Отсюда становится нам несколько понятным первобытное состояние невинности первых людей, то есть, когда и теперь мы увидим всю нужду и необходимость подчинения низших сил души высшему началу или духу, который именуется "владычественный ум"; и, как говорит св. Григорий Богослов, первый был поражён грехом, возжелавши равенства с Богом и наполнивши себя сими греховными мыслями. О сем Еп.Феофан пишет так:
"Естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшаго большему, слабейшаго сильнейшему, таково: тело должно подчиняться душе, душа духу, дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душею зависит от соприсущаго ему Божества, сила души над телом от обладающаго ею духа. По отпадении от Бога, произошло, и должно было произойти смятение во всём составе человека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе; душа, невозвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность.
Человек до приятия новой жизни в Господе Иисусе Христе, именно находится в этом состоянии низвращённаго соотношения составных частей его существа, подобие которому представляет зрительная трубка, когда составныя ея части вдвинуты одна в другую.
Так слово Божие, говоря о грешниках, забывающих Бога, постоянно почти называет их плотскими, редко душевными, а духовными не только не называет, даже почитает их противоположными таковым.
Ещё о первом допотопном мире сказал Бог: "не имать Дух Мой пребывать в человецех сих, зане суть плоть" (Быть. 6:3).
А что касается Аввы Филимона, совершавшаго еженощно всю псалтирь, то о сем нужно сказать: не всем всё! Всякому свое дарование, а нам нужно смотреть своего сердца склонность,- в чём оно находит свою духовную пищу и питие.
Что говорит Апостол о раздаянии людям разных даров благодати по мере их приемлемости. Всякому дается,- говорит он,- явление Духа на пользу: овому бо слово премудрости, иному - слово разума, другому - вера, иному же дарования исцелений о том же Дус, другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, тому - роди языков, а тому - изъяснение языков: вся же сия действует един и Тойжде Дух (1 Кор. 12:7-10).
Видите различие благодатных даров и не одинаковое даяние Божие. Каждому своё, что Сам Господь - Серцеведец находит нужным на пользу его и ближних. И в другом месте тот же Апостол говорит: "да течем на предлежащий нам подвиг" (Евр.12:1), то есть кому какой принадлежит: иному на мучение, другому в монастырь на подвиг послушания, кто в пустыню, а кто на воинскую с супостатами брань,- всякому своё призвание. Но сущность всех подвигов есть чистота сердца и любовь,- без сих никто же узрит Господа (Евр. 12:14), что по простому понятию нужно разуметь нравственное совершенство, или преуспеяние в добродетели.
И простер старец речь свою о крайней необходимости любви в деле спасения, и лилась речь его, как многоводная река, полная духовнаго разума. Но всего, за множеством слов, невозможно передать. Только ясно было видно, что без искренней любви к ближнему, всё наше житие суетно и ничтожно.
Я спросил:
- Какое держите правило?
Старец отвечал:
- Живя в пустыне и сам для себя исполняя всякую службу и заботясь о всём потребном для жизни, не имею возможности исполнять определённое правило. Кроме того, действие внутренней Иисусовой молитвы, частовременно, по милосердию Божию, возбуждаяс в сердце моём, не допускает исполнять правило; я его не исполняю, производя действо Иисусовой молитвы. Оправдание своему таковому поступку нахожу в учении только что помянутаго, святаго Отца - преподобнаго Филимона. Наставляя ученика своего на делание внутренней Иисусовой молитвы, он говорит: "аще днём или нощию ощутишь в себе наитие внутренней духовной молитвы, то правилу своему никакоже да не внемлеши. Это значило бы оставить высшее и низойти на низшее, или оставить беседовать с Господом лицем к лицу и выйти из дома и чрез стену простирать к Нему свою беседу. Каковая несообразность, конечно, всякому очевидна.
- А как же Антоний Великий становился на правило в положенные часы, честь воздавая молитве?
- И нужно было ему, как основателю и начальнику, показать всему монашескому роду чин и порядок этого жития. А иначе что выйдет, когда и новоначальный будет жить без правила. Думаю, что оно не нужно тому, кто достиг Иисусовой молитвы. О сем свидетельство нахожу в книге прежде помянутых Отцев Игнатия и Каллиста. Они говорят, что чтение, поклоны, разныя моления, молитвы нужны нам до того времени, пока не достигнем чистыя молитвы. С получением же ея, всё остаётся внизу, и молится человек единственно Иисусовою молитвою, не имея возможности заменить её чем-нибудь другим во всякое время и при всяком занятии, днём и ночью; даже и во время сна душа его не престаёт от молитвы, но покоится в ней, как бы во свете лица Божия.
- Вот я,- продолжал старец,- знаю многих отшельников, имеющих ко мне о Господе братскую любовь, живущих здесь в горах между перевалами, куда не заходит и нога охотника, по причине далёкости и чрезвычайной трудности пути: - они говорили мне, что всю их службу Божий день и ночь составляют только сии три пребожественнейшие глагола: "Господи Иисусе Христе"... Пример этому показывает в жизни свя-щенномученика Игнатия Богоносца, Епископа Антиохийскаго, у коего в сердце, как пишется в его житии, по растерзании его зверями, мучители нашли написанными золотом два слова: "Иисус Христос". Нося в сердце имя Божие, он назван от дела самою вещью Богоносцем. Потому же и все преподобные Отцы, угодники Божии, в монастырях и пустынях просиявшие святостию жития своего, как звезды на тверди Небесной, называются Богоносцами, что в сердце своем носили имя Божие,- Иисуса Христа и в Нём ещё при жизни сей на Земле были причастниками, хотя, конечно, предначинательно, будущаго блаженства.
- В каком положении совершаете молитву?
- Конечно, необходимо стоять на ногах пред величеством славы Божией, которой всякая тварь должна воздавать благоговение, честь, славу и поклонение. Но как служение Господу Иисусу Христу внутреннею молитвою, по слову Апостола: "непрестанно молитеся" (1 Сол.5:17), понимается действом непрестающим, что и производится благодатию Святаго Духа, при тщательном самого человека старании, то, конечно, нет возможности всегда стоят на ногах. Да и кроме того, не дозволяет мне сего крайняя слабость моих ног и частовременная боль головы, то я совершаю свои молитвы ко Господу, моления и благодарения большею частью сидя на одре, или даже лёжа, или просто прохаживаясь в уединённых и скрытых местах, на подобие святого мученика Иустина,- в каковом положении явился ему святолепный старец и научил его таинству Святыя Троицы и преподал ему истинное учение о едином истинном Бог, как о всём этом пишется подробно в его житии (См. Четии Минеи, 1-го июня).
Ещё я спросил:
- Что нужно монаху прежде всего, чтобы получит милость Божию?
Старец:
- Если монах действительно не увидит себя хуже всякой твари, то не получит ничего. Он должен всегда молится так: "Господи, даруй мне зреть грехи мои и всё моё греховное растление, якоже есмь; Господи, даруй мне печаль и болезнь сердечную о грехах своих многих, как песок морской. Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Твоего: сердце чисто созижди во мне, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти" (Пс.50).
- Знай,- сказал старец,- когда Святый Дух восхощет вселиться в человека, то прежде всего возбудит в нём именно эти чувства. Человек узнаёт от Духа Божия свою совершенную нищету и убожество духовное; исчезнет в бездне самоохуждения, как капля в море: смирится не на словах только, а в чувстве сердца своего - истинно и действительно. Он будет радоватся при мысли, что мучения его в будущем веке будут легче тех, что приготовлены сатане.
Вот это правильное состояние наше. Таковый на всякаго человека смотрит, как на имеющаго в себе святыню Божию, с нерешимостью разсуждая в себе: кто весть, может он в сердце своём стяжал Того, Кто превыше всего?
Я спросил:
- Кто вас научил Иисусовой молитве?
Старец:
- Когда я из мира, в молодых летах, пришёл в монастырь к Великому мужу в Киев, то, исповедавши меня в тяжких и великих моих грехах, коих ему до толе не приходилось ни от кого слышать, как он после признавался, святой муж сказал мне по великости и чрезмерности грехов твоих и твоего душевнаго растления, требуется тебе приобрести и величайшую добродетель, которую, если со всем усердием и старанием начнёшь отсель, то благодать Божия, всегда немощныя врачующая и оскудевающия восполняющая, благопоспешит тебе в добром начинании.
Итак, вот отсель начни, и даже до дней старости не прекращай носить во внутренности сердца твоего всезиждительное, страшное для всей твари, сладчайшее имя создателя твоего - Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся быша. Где бы ты ни был, что бы ни делал во всяком времени, мест и занятии, присно глаголи устнами твоими: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, как заповедуют сие Божественнии Отцы.
Тогда, по мере преуспеяния твоего в этом, по истине душеспасительном упражнении, очистится ум твой от суетных помыслов и освятится сердце твое благодатию Святаго Духа и узришь невечернюю зарю вечной жизни, но не на старости лет.
Ибо ничего нет для человека толико потребнаго, как то чтобы сердце его соединилось Ипостасному Слову Божию, Иже есть сияние славы Божией; носит же всяческая глаголом силы своея (Евр.1:3). Говори Ему: "Ты бо еси Бог, содержаяй ум мой, да не преодолют его лукавыи помыслы, но в Тебе - Творце моём - да упокоевается, яко велико имя Твое любящим Тя".
СОДЕРЖАНИЕ |