После всего указаннаго, т.е. после дней скорби великой, как об этом
говорилось выше, человек приходит во всецелую преданность в волю Божию
и бывает сын Богу по благодати, а по сем, - ум с молитвою Богом
вводится в сердце на делание молитвы умно-сердечныя самодвижныя. Здесь
человек исполнивый всецело волю Божию, волю Божию познает истинно,
познает познанием ума, уже истинно-духовно-целомудраго. Хотя бы еще и в
самом начале, и оно же есть одна из обителей ума, реченных Господом:
«И
в дому Отца Моего, обители многи суть». Ум входя в сердце,
праздным не
стоит, а вместе с сердцем начинает творити молитву, не словом уже и не
мыслию, а самым сердечным молитвенным чувством, не прекращающимся, не
останавливающимся даже и во время сна и во всякое время - ибо
непрестанно вполне. И молится человек непрестанно существом своего
умно-сердечнаго естества, ко Господу в сердце, повергая Ему и повернув
пред Ним себя всяко в воли своей благодарностью, т.к. в сердце с
молитвою вошли и другие все добродетели, а в числе их и благодарность
сердечная чувством сердца. От селе человек жизнь начинает проводити
истинно-духовно-добродетельную, делая добродетели не на показ, а в
сердце и сердцем, войдя в каковое однажды, и познавательно право уже
никогда не выходит и не выйдет во вне, разве добровольно [стр.66]
пожелает вращатися во внешних умом своим, а если и касается внешняго по
необходимости, где и как нужно, то лишь поверхностно без участия сердца
своего, но сам добровольно, он может вращатися и на внешность. Ум
совершив Богом восход в сердце в сердечные чувства, духовныя,
непрестанно беседуя Богу, беседует и с душею своею, приближаясь к ней и
ее - свою душу, приближая к себе, сие делая деланием молитвы и других
добродетелей, делаемых человеком, проводящим жизнь духовную, истинную,
целомудрую. Добродетели предводительствуемыя Господом и управляемыя Им
в молитве, и чрез молитву, в бездействии не бывают -возрастают,
усиливаются, совершенствуются приходя «из силы в
силу», в
одной и с
одною каждой все, т.е. возрастающей одной из добродетелей во всякую
меру, возрастают за счет первой возросшей и все другие в ту же меру,
ибо: добродетели все одного естества и составляют одну душу и все
объединены во единое едина. Добродетели все без одной и одна без всех
не бывают, сии добродетели бывают в сердце и именуются Истиннии, а
Истина одна не раздельна.
Первую из добродетелей Истинных, по входе ума в сердце проявляет
добродетель «смирение», как виновная и сердца
очищение, сие
же истинное
смирение, есть не что иное, как истинное познание самого себя,
смиренномудрствовати человека научающее. Здесь человек право познает
свое горделивое и ничтожное «я» из ничего промыслом
Божиим
созданное, и
в ничтожное свое ничто и возвратившееся.
Когда Господь дарует человеку познати самого себя, ничтожна, ничтожнее
ничего суща, уже водствуя его Сам во всем, и человек сие усвоит, что
человек делает быстро, тогда с познанием себя, не раздельно, дает и
познание Бога, у св.о.о. именуемое: «ведение
истины» - Бога.
Ведение истины - Бога, в сути являет: «зрети» Бога
разумительно,
духовными истинно очима. Бог вместе с добродетелью дает и Себя познати
Себя вкусити, что составляет искомую суть и дарование, и дарование в
нем и награда несравнимо великая и оно все то, что может пленяти и
останавливати на себя внимание духовным и истинным, [стр.67] а отнюдь в
периоде деятельности нам Господь дарованья даровати будет - нет.
Где дары, там Сам Датель даров - Бог; кому Бог даровал истинную
добродетель, тому дарует и Себя Самого, т.к. истинная добродетель, есть
добродетель Божия, посему: человек по приятии от Бога Ведения Истины,
что являет искомое, жити начинает по Божии и называется
«живет по
Божии», тоже: «знает истинно-духовную жизнь и живет
ею». По всецелой
преданности в волю Божию, человек начинает жити истинно-духовно и уже
навсегда, а до селе жил мудрованием плотским, хотя бы мог именоваться и
слыть духовным в обществе, что ошибочно.