Выше упомянуто, что после всецелой преданности в волю Божию, первая
степень, уже духовно-истинной молитвы, наз. «умно-сердечная
самодвижная», о ней хотя немного, но говорили и вполне
достаточно, а за
нею умно-сердечною-самодвижною следует, «чистая»,
т.е.
молитва
умно-сердечная именуемая «чистая», от причины ея
действия
умом и
сердцем, уже очищенными от помрачения и страстей. Сердце очищено от
страстей, молится чисто, уму помыслов из сердца уже не встречается.
«Молитва чистая», а с чистою не разлучна,
непарительная,
избавленная от
помыслов и греховных желаний и бывает молитва чистая и не парительная.
Делание всего взятого уже истинно-духовнаго, составляет жизнь
истинно-созерцательную - созерцательная молитва истинна. Здесь человек
живет духовно-целомудрой-созерцательной жизнью и созерцательно молится
в истине Духом Святым. Добродетели действуются истинно целомудренныя
души и ума, каковыя Господом бывают возвращаемы в большия и
возврастейшия. [стр.68] Человек от Господа столько
облагодетельствуется, сколько его ум имеет силы воспринимати
познавательно яже от Духа Божия, а душа естественно духовно
прочувствовати яже Божие. Бог зде Себе всего отдаде человеку, и вопиет
зде человек ко Господу, истаявая от Господней благоволительной к нему
любви: «утишь волны благодати Твоея, Отче Святый ибо я таю
как
воск».
Созерцательная молитва, есть в сути предзрительная бываемая пред
зрением ума о Боге и о Божием, и пред разумением истинейше тайн Божиих
великих, и всего дела домостроительства Божия о человеке, начен от
совета Божия о сотворении человека, и включительно до селе, и суд
страшный и пришествие второе Христово, и вся яже пред вся сих и пред
вся сих, и вся яже по сих и вся яже по сих. Истинно-духовная жизнь
начинается восприятием человеком всыновления Богу по благодати, а
поколику «Сын» по толику на духовное и сонаследник
Христу
Богу и дарует
ему, сыну по благодати, Небесный Отец - «Ум
Христов» - дабы
усыновившийся жил во славу Бога.