Начало духовнаго целомудрия человек жительствует упражняясь в
добродетели Ангельской, имея все добродетели, под осиянием словес
Господа: «там не женятся и не посягают, а все пребывают как
Ангелы
Божии», средина целомудрия есть жительство во исполнении
словес
Апостола «что добро, или что красно но ежи жити братии
вкупе», т.е.
жити любовию, именуемую - естественною, всех обнимающею, бывая в
строжайшем целомудрии: конец же духовнаго целомудрия, есть верх всех
добродетелей духовных, но еще не соединенных.
Все добродетели достигшие своего верха до соединения с господственными,
в сие время имеют мужество и покорность, ими и управляются.
В конце целомудрия духовнаго, ум приближается к душе своей, а душа к
уму своему, познаваясь и предстоя взаимно, с разрешением великаго и
благороднейшего существа человека. По сих ум обретает в сердце душу
свою, а душа в сердце своем обретает ум свой обнимая и радуясь,
радостию сею великою, войдя в радость сию Господнюю Господом Своим на
не окончаемое жительство. У Св.о.о. о сем объясняясь говорилось так,
когда ум войдет в сердце свое и встретится в сердце своем с душею
своею, предстоя пред Господа, тогда ум и душа радуются радостию по
подобию мужа любящего жену свою и детей; возвратившагося к ним после
долгой разлуки «радуется радостию великою». Ум и
душа
приявшия от
Господа соединения, от Бога другого не желают ничего, бывая Богу
благодарны выше всякого благодарения и довольны, больше всякого
довольствия.
Сие последнее, т.е. соединение ума с душею Господом и в Господе, являет
конец духовныя истинныя - целомудрия добродетели и начало добродетели
духовно-истиннаго девства, [стр.70] на жизнь добродетелью
соединительной, как говорилось и выше. Ведения истины и истинныя
объединяются в духоноснии умы; умы объединяются в один великий
девственно, по подобию Небеснаго Отца, разум, добродетели объединяются
во едину любовь ума с душею и их единым естественным словом, воедино и
по подобию св. Троицы, коей человек есть образ и подобие преискреннее.
Пришедший в жизнь истино-созерцательную, познавательне разрешает не
только догмат о Богочеловечестве Христа, нет, но и сие поименуемые:
зачатие от Духа св. Девы Богородицы, чревоношение, рождение Девы Марии,
введение во храм и во храме во Святая Святых, Благовещение Божией
Матери, Рождества Христова, Обрезание, Сретения Господня, и вообще на
знание не только тонкаго естества «как и что»? а и
грубаго
такожде,
являя в нем тонкость, ибо Господня земля и исполнение ея Господни...
Все наименованныя празднества, есть не иное что, как только догматы
великия, равныя догмату Богочеловечества Христова, а поэтому-то на
разрешения их потребна духовная сила ума, та же, что и на разумения
догмата Богочеловечества Христова и их правое знание бывает не иначе,
как только по приятии человеком ведения Истиннаго Божия. Всякий
желающий оспаривать сии, великия тайны о Христе суть - суть пусть
знает, что он ошибается, т.к. празднества все относятся ко Христу и ко
Христову, а Христос Бог. Принадлежащее Богу, всё необыкновенно
возвышенно и воспринимается умом лишь истинно духовным. Оспаривающий
должен еще и знать, что он ошибается глубоко и оскорбляет Бога и Божие
истинное принадлежащее лишь Духу и превыше тленнаго естества и внешних
чувств сущее. Оспаривающий будет оспаривати и сам не разумея о сем,
духовное, истинное излагая мечтательно, вообразив Божие, как
чувственное на земле. [стр.71]