Умное делание. О молитве Иисусовой.
Поучения Архиепископа Антония (Михайловского)
СОДЕРЖАНИЕ

О СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ

Созерцательная жизнь, есть жизнь предзрительная, жизнь духовная истинная, бывающая до разума сущих, это вообще ее наименование, а сама в себе, она своевременно бывает и созерцанием и зрением, т.е. делаемой жизни истинно-созерцательной, впереди стоящия совершенства созерцаются, а то, что уже умом воспринято, то зрится, ум уже воспринятое зрит и живет им.
Таковый порядок истинно-созерцательной жизни молитвы, бывает до воспринятия разума сущих: - без созерцаемого зрения. В истинно-созерцательной жизни ум восходит из совершенства в совершенство, увеличивая - усиливая добродетели, а увеличивает их от восприятия ума Христова, коим живет, и просвещаясь от доброт Божиих, питаясь сею духовнаго Духа Божия пищею, с трапезы Небеснаго Отца, всяко благоволящего к созерцателю как к сыну своему по благодати т.к. он превзошел плоть, приял свободу Духа от самости и воли своей, приим первое всыновление возраста Христова, живет умом Христа, исполняя Его хотения в себе самом, и высоту сей соделавшись в сонаследника Христу. Начало жизни истинно созерцательной, бывает одновременно и совместимо с деланием духовного целомудрия. Ум живет в чистоте и вращается по подобию Ангелов и имея (не имея? – ред.) различия в полах.
Он всех обезвинивает, всем от себя дает свободу жизни, от всех удаляется, свободы ничьей не стесняет, творя любовь, к ближним подобаясь в любви к Богу. Бог одарил человека свободою, ея не стесняет творя сим крайнейшую любовь к человекам, тоже делает и человек созерцатель не стесняющий свободы человеков. Здесь в созерцательности все добродетели принимают свой возраст. В созерцательности человек умом вселяется в обители неба, проходя степени истиннаго ведения, а оно ему является обителями Небеснаго Отца, ум [стр.72] переходя из истиннаго ведения нижестоящего в предстоящее, переходит из одного совершенства в другое высшее, и из одной обители в более светлую другую духовную с содержанием знания.
Делания ума во время молитвы созерцательныя и целомудрия духовнаго бывает так: разсуждение отделяющее истинное от мечтательного т.е. ум упражняется в разсуждении о силах, а оно дает возможность восходити на преднее умовое и души. От меры истиннаго ведения зависит жизнь и вращение ума и души или в великом, или в величайшем постижении тайн Отца Небеснаго.
В созерцательности человек проходит совершенства именующиеся «не совершенными», т.к. они впереди себя, имеют совершенства большия их. В созерцательности истинной, человек бывает крестоносец, по подобию Христа крестоносца, во всем творяще волю Отца Своего Небеснаго, крестоносцем же без скорби быть невозможно, как и Христос Сын Божий по естеству, всю земную жизнь был в скорбях. Скорби в созерцательности обнимают уже истинно-духовнаго человека, только скорби сии не подобны бывшим скорбям в деятельности человека.
Сии скорби духовныя. Всякий восход на высшее сопряжен с трудностями, со скорбями, тоже и созерцатель восходящий в высшия степени духовных совершенств, хотя бы он уже обитает в свободе духа от страстей, Отец Небесный, любя сего человека новаго, сына по благодати Богу и сонаследника Христова по любви своей к нему, возводя его на высшия совершенства, открывает таинства Своя о Самом Себе не постижимом и о человеке великая.
Человек Сын - Богу по благодати свободно: но жаждая Божьяго, шествует любя Бога к Богу согласно как сказали выше, бывает сын по благодати, но сие делает не без скорби, да еще столь великия, каковою можно перенести только сыну работающему Небесному Отцу, лишь по любви к Нему.
Что в делании плотского ума было и не исполнимо и не доступно, то здесь человеком допускается на разсуждение [стр.73] и на разбирательства с великою для него пользою. Бывшее гонимо, здесь зело пользует и необходимо. Сие душу приближает уму своему, да бы познати его, и ей быти познанной от Него в тайне сердца нового человека и сонаследника Христу, на совокупно-совместное жительство с Господом и навсегда. Сон во время конца целомудрия от человека бежит. Гортань забывает о пище, ум, от разсуждений и уразумений таинств, приходит в изнеможение, конечно свойственное сильным силам духовным, любовь к Богу и душе, как к своему духовному ближнему, в уме приходит в меру неудержимую. Ум горит - пламенея любовию, приходит в познание души своея, в сердце своем и емлется, но (на? – ред.) сие вводимый Богом, к узрению души своея в сердце своем и сердцем своим. Сие бывает в конце целомудро-истинно-духовной жизни и пред стяжанием всех добродетелей верха, стяжеваемых умом духовно-целомудрым. Ум в сердце своем обретает душу свою, и душа обретает ум свой, в сердце и сердцем своим, и обнимаются свой ум с душею, объятиями Духа истинна, славя и благодаря Бога, за сие им великое сокровище, за сие им великое разрешение таинства. Человек от селе начинает истиннейше рассматривать своего внутреннего человека, человека духовнаго, новаго в таинстве и силе, рассматривать истинно, своим собственным словом, в составе: «ум, душа и их слово», т.к. сии три есть образ и подобие о троичности лиц Св.Троицы, о сем тако свидетельствуют св.о.о. (славянское Добролюбие) и опыт утвержденный указаниями св.о.о. трезвенников. Сие таинство ума и души, есть таинство великое, оно есть в естественное движное (движимое? – ред.) желание всего духовнаго естества - существа человека. Как только ум начнет беседовати своим единым с душею, словом беседовати с душею своею, в сердце своем, но еще не познал ее не узрел духовно душу свою, что есть, она оставляет естественное требование в пище, сне и другом подобном и прилепляется к таинству всецело, как к деланию естественному своему внутреннему человеку, покидая внешняя.
Правое понимание всего здесь описанного о духовном [стр.74] истинном уме, начав от всецелой преданности в волю Божию и до конца целомудрия как все вместе взятое, так и каждый шаг, каждый отдельный случай, всякое двизание ума Богом в предняя, правильно может быть познаваемо лишь тогда, когда человек сам приходит в истинно-духовное целомудрие ума и души своей.
Когда же хочет человек от чтение воспроизвести, что есть суть от яже Духа Божия и духовное, тогда всякое его познание бывает ложно, т; к. уму аще плотски мудрствующему, истинно-духовное познати невозможно, духовное-истинно, является тайна.
Сия обитель Духа великая и радость многая обнимает человека. Силою Господа, спасшаго душу свою, предстоящую непрестанно в сердце своем Господеви Своему Жениху Небесному Христу собеседующа с него непрестанно и дарую-щаго ей созерцати таинства своя великая и жити ими: таинства совершаемая и постигаемая умом и душею, совершенными в целомудрии Духа. Сии ум и душа будут жити, войдя духов-не в Апокалипсический Иерусалим, о Коем сказано тайнозри-телем «Иерусалим сходящий от Бога с Неба».
Введенные обитающие во оном Иерусалиме, будут непрестанно пети славу Богу и устроителю блаженныя жизни их. Таковыя и ближних своих любят истинной любовию и молятся она истинно-созерцательно Богу собеседуя Ему о таинствах и любят Бога и сами себя взаимно, любовию единою, велико приходя и веще большую любовь, непрестанно и внекончаемая, здесь конец ума духовно-истинно-целомудраго и переход в делание лишь достойнейших ума в разум сушь, а мудрости в истинной в истинную премудрость, добродетелей в соединение, созерцание в зрение, в сути в девство духовно-истинное разумное. [стр.75]

 
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru