Созерцательная жизнь, есть жизнь предзрительная, жизнь духовная
истинная, бывающая до разума сущих, это вообще ее наименование, а сама
в себе, она своевременно бывает и созерцанием и зрением, т.е. делаемой
жизни истинно-созерцательной, впереди стоящия совершенства созерцаются,
а то, что уже умом воспринято, то зрится, ум уже воспринятое зрит и
живет им.
Таковый порядок истинно-созерцательной жизни молитвы, бывает до
воспринятия разума сущих: - без созерцаемого зрения. В
истинно-созерцательной жизни ум восходит из совершенства в
совершенство, увеличивая - усиливая добродетели, а увеличивает их от
восприятия ума Христова, коим живет, и просвещаясь от доброт Божиих,
питаясь сею духовнаго Духа Божия пищею, с трапезы Небеснаго Отца, всяко
благоволящего к созерцателю как к сыну своему по благодати т.к. он
превзошел плоть, приял свободу Духа от самости и воли своей, приим
первое всыновление возраста Христова, живет умом Христа, исполняя Его
хотения в себе самом, и высоту сей соделавшись в сонаследника Христу.
Начало жизни истинно созерцательной, бывает одновременно и совместимо с
деланием духовного целомудрия. Ум живет в чистоте и вращается по
подобию Ангелов и имея (не имея? – ред.) различия в полах.
Он всех обезвинивает, всем от себя дает свободу жизни, от всех
удаляется, свободы ничьей не стесняет, творя любовь, к ближним
подобаясь в любви к Богу. Бог одарил человека свободою, ея не стесняет
творя сим крайнейшую любовь к человекам, тоже делает и человек
созерцатель не стесняющий свободы человеков. Здесь в созерцательности
все добродетели принимают свой возраст. В созерцательности человек умом
вселяется в обители неба, проходя степени истиннаго ведения, а оно ему
является обителями Небеснаго Отца, ум [стр.72] переходя из истиннаго
ведения нижестоящего в предстоящее, переходит из одного совершенства в
другое высшее, и из одной обители в более светлую другую духовную с
содержанием знания.
Делания ума во время молитвы созерцательныя и целомудрия духовнаго
бывает так: разсуждение отделяющее истинное от мечтательного т.е. ум
упражняется в разсуждении о силах, а оно дает возможность восходити на
преднее умовое и души. От меры истиннаго ведения зависит жизнь и
вращение ума и души или в великом, или в величайшем постижении тайн
Отца Небеснаго.
В созерцательности человек проходит совершенства именующиеся
«не
совершенными», т.к. они впереди себя, имеют совершенства
большия
их. В
созерцательности истинной, человек бывает крестоносец, по подобию
Христа крестоносца, во всем творяще волю Отца Своего Небеснаго,
крестоносцем же без скорби быть невозможно, как и Христос Сын Божий по
естеству, всю земную жизнь был в скорбях. Скорби в созерцательности
обнимают уже истинно-духовнаго человека, только скорби сии не подобны
бывшим скорбям в деятельности человека.
Сии скорби духовныя. Всякий восход на высшее сопряжен с трудностями, со
скорбями, тоже и созерцатель восходящий в высшия степени духовных
совершенств, хотя бы он уже обитает в свободе духа от страстей, Отец
Небесный, любя сего человека новаго, сына по благодати Богу и
сонаследника Христова по любви своей к нему, возводя его на высшия
совершенства, открывает таинства Своя о Самом Себе не постижимом и о
человеке великая.
Человек Сын - Богу по благодати свободно: но жаждая Божьяго, шествует
любя Бога к Богу согласно как сказали выше, бывает сын по благодати, но
сие делает не без скорби, да еще столь великия, каковою можно перенести
только сыну работающему Небесному Отцу, лишь по любви к Нему.
Что в делании плотского ума было и не исполнимо и не доступно, то здесь
человеком допускается на разсуждение [стр.73] и на разбирательства с
великою для него пользою. Бывшее гонимо, здесь зело пользует и
необходимо. Сие душу приближает уму своему, да бы познати его, и ей
быти познанной от Него в тайне сердца нового человека и сонаследника
Христу, на совокупно-совместное жительство с Господом и навсегда. Сон
во время конца целомудрия от человека бежит. Гортань забывает о пище,
ум, от разсуждений и уразумений таинств, приходит в изнеможение,
конечно свойственное сильным силам духовным, любовь к Богу и душе, как
к своему духовному ближнему, в уме приходит в меру неудержимую. Ум
горит - пламенея любовию, приходит в познание души своея, в сердце
своем и емлется, но (на? – ред.) сие вводимый Богом, к
узрению
души
своея в сердце своем и сердцем своим. Сие бывает в конце
целомудро-истинно-духовной жизни и пред стяжанием всех добродетелей
верха, стяжеваемых умом духовно-целомудрым. Ум в сердце своем обретает
душу свою, и душа обретает ум свой, в сердце и сердцем своим, и
обнимаются свой ум с душею, объятиями Духа истинна, славя и благодаря
Бога, за сие им великое сокровище, за сие им великое разрешение
таинства. Человек от селе начинает истиннейше рассматривать своего
внутреннего человека, человека духовнаго, новаго в таинстве и силе,
рассматривать истинно, своим собственным словом, в составе:
«ум,
душа и
их слово», т.к. сии три есть образ и подобие о троичности лиц
Св.Троицы, о сем тако свидетельствуют св.о.о. (славянское Добролюбие) и
опыт утвержденный указаниями св.о.о. трезвенников. Сие таинство ума и
души, есть таинство великое, оно есть в естественное движное (движимое?
– ред.) желание всего духовнаго естества - существа человека.
Как
только ум начнет беседовати своим единым с душею, словом беседовати с
душею своею, в сердце своем, но еще не познал ее не узрел духовно душу
свою, что есть, она оставляет естественное требование в пище, сне и
другом подобном и прилепляется к таинству всецело, как к деланию
естественному своему внутреннему человеку, покидая внешняя.
Правое понимание всего здесь описанного о духовном [стр.74] истинном
уме, начав от всецелой преданности в волю Божию и до конца целомудрия
как все вместе взятое, так и каждый шаг, каждый отдельный случай,
всякое двизание ума Богом в предняя, правильно может быть познаваемо
лишь тогда, когда человек сам приходит в истинно-духовное целомудрие
ума и души своей.
Когда же хочет человек от чтение воспроизвести, что есть суть от яже
Духа Божия и духовное, тогда всякое его познание бывает ложно, т; к.
уму аще плотски мудрствующему, истинно-духовное познати невозможно,
духовное-истинно, является тайна.
Сия обитель Духа великая и радость многая обнимает человека. Силою
Господа, спасшаго душу свою, предстоящую непрестанно в сердце своем
Господеви Своему Жениху Небесному Христу собеседующа с него непрестанно
и дарую-щаго ей созерцати таинства своя великая и жити ими: таинства
совершаемая и постигаемая умом и душею, совершенными в целомудрии Духа.
Сии ум и душа будут жити, войдя духов-не в Апокалипсический Иерусалим,
о Коем сказано тайнозри-телем «Иерусалим сходящий от Бога с
Неба».
Введенные обитающие во оном Иерусалиме, будут непрестанно пети славу
Богу и устроителю блаженныя жизни их. Таковыя и ближних своих любят
истинной любовию и молятся она истинно-созерцательно Богу собеседуя Ему
о таинствах и любят Бога и сами себя взаимно, любовию единою, велико
приходя и веще большую любовь, непрестанно и внекончаемая, здесь конец
ума духовно-истинно-целомудраго и переход в делание лишь достойнейших
ума в разум сушь, а мудрости в истинной в истинную премудрость,
добродетелей в соединение, созерцание в зрение, в сути в девство
духовно-истинное разумное. [стр.75]