Спросили Авву Исайю: что есть покаяние, или что есть
убежание от греха? И он ответил, говоря: путей два:
один путь жизни, а другой путь смерти. Идущий
по одному, не ступает по другому. Ступающий же по обоим не
зачислен еще ни на одном, ни на том, что в царство
(ведет), ни на том, что в ад (низводит). Впрочем, если
скончается таковой, то суд (над ним) есть дело Бога,
имеющего и милость.
Но желающий внити в царствие соблюдает дела его:
царствие есть истребление всякого греха. Сеют конечно
враги, но помыслы их не произрастают. Ибо если ум достигнет
до созерцания сладости Божества, то стрелы их уже не входят
в него, так как он облечен (тогда бывает) во всеоружие
добродетелей, которое хранит его, печется о нем заботливо и
не допускает его до возмятения (помыслами или страстями),
но занимает его своим созерцанием, чтоб знал и различал два
пути, и одного бегал, а другой любил.
Итак, кто познал славу Божию, тот познал горечь
вражью; кто познал царствие, тот познал геенну; кто познал
любовь, тот познал, что есть ненависть; кто познал
вожделение к Богу, тот познал ненависть, которая
(обращается) к миру; кто познал, что есть чистота, тот
познал нечистоту зловоний (страстей похотных); кто познал
плод добродетелей, тот познал, что есть плод зла; кому
сорадуются Ангелы в делах его, тот познал, как сорадовались
ему демоны, когда он делал дела их. Ибо если не
убежишь29
от них, то не познаешь горечи их. Как познает кто, что
такое есть сребролюбие, если не отречется от всего и не
пребудет в великой нищете Бога ради? Как узнать горечь
завистности, если не стяжешь кротости? Как узнать
мятежность гнева, если не стяжешь себе долготерпения во
всем? Как познать бесстыдство гордыни, если не стяжешь
тихости смиренномудрия? Как познать зловоние блуда, если не
познаешь сладкого благоухания чистейшей невинности? Как
познать срамность осуждения, если не познаешь своих
недостатков? Как познать невежество смехотворства, если не
познаешь плача о грехах? Как познать смущение уныния, если
не устроятся чувства твои и не познаешь света Божия?
Всем сим (злым страстям) глава одна, которая
называется злобою вражьей силы; добродетелям же всем одна
мать, которая называется страхом Божиим, который в
стяжавшем его, в чистоте рождает добродетели, и отсекает
ветви зла, как я сказал прежде. Стяжи же его себе,
возлюбленный и проведешь все время (жизни) своей в
спокойствии. Ибо страх Божий есть матерь всех добродетелей.
Доколе кто не прошел сего, дотоле он еще не (сын) царствия
небесного; но подвизаться надлежит ему мало по малу, пока
не отсечет каждой из сказанных страстей. Если кто заботится
узнать, трудится ли он (над этим) или нет, то вот что
служит признаком того: пока левая сторона проявляет свои
воздействия, дотоле не умер еще в нем грех, и добродетели
правой стороны не мирствуют с ним. Ибо написано: не
весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание,
раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или
послушания в правду (Рим. 6, 16)? И опять: или не
знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим
неискусни есте (2 Кор. 13, 5)? И опять Иаков говорит:
аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздавает языка
своего... сего суетна есть вера (Иак. 1, 26).
Всему сему учит нас Дух Святой, показывая нам, как
отстать от неестественности и охранять себя от нее. Ибо
покаяние в том состоит, чтоб отвращаться от греха. Но грех
не один, а весь ветхий человек называется грехом. Почему
Апостол говорит: не весте ли, яко текущии в позорищи,
вси убо текут, един же приемлет почесть (1 Кор, 9, 24)?
Кто же это, если не тот, кто стоит и доблестно борется (со
всеми)? Ибо сказал и еще (далее тот же Апостол), что
подвизаяйся от всех воздержится (там же ст. 25).
Позаботимся же, братие, о себе. Но какая это настоящая
забота, если не та, чтоб повергать себя пред благостью
Господа нашего Иисуса Христа (умоляя Его о заступлении от
врагов). И Он силен есть против них, чтоб пресекать злые их
на нас устремления, человек же плоть и кровь есть.
Спросили опять (сего Авву): что есть
безмолвствовать в келии? И он ответил, говоря:
безмолвствовать в келии есть повергаться пред Богом,
и всю силу свою напрягать на то, чтоб противостоять всякому
лукавому помыслу, от врага (всеваемому): ибо это и есть
убежание от мира. Спросили его и еще: а что есть мир? и он
ответил, говоря: мир есть простор греха; мир ест детелище
(мастерская) неестественностей; мир есть исполнение
пожеланий своих плотских; мир есть думание, что всегда
будешь пребывать в веке сем; мир есть попечение о теле
паче, чем о душе; мир есть похвальба тем, что оставишь
(наконец). Не от себя говорю я это, но Апостол Иоанн
говорит так: не любите мира, ни яже в мире: аще кто
любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире,
похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть
от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть
его: а творяй волю Божию, пребывает во веки (1 Иоан. 2,
15-17). Чадца, никтоже да льстит вас: творяй правду,
праведник есть; творяй грех от диавола есть: яко исперва
диавол согрешает (1 Иоан. 3, 7. 8). Любы мира сего
вражда Богу есть (Иак. 4, 4). Опять и Петр Апостол,
желая сделать чад своих чуждыми греха мира, говорил:
молю вас, братие, яко пришельцев и странников,
огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу (1
Петр. 2, 11). И возлюбленный Господь наш Иисус, зная, что
мир греховный есть томительная тягота, пока не оставит его
человек, воодушевил своих Ему, говоря: грядет сего мира
князь, и во Мне не имать ничесоже (Иоан. 14, 30); и
опять: мир весь во зле лежит (1 Иоан. 5, 19). Сказал
Он и о Своих Ему, что взял их из мира (Иоан. 15, 19). Из
какого мира взял Он их, если не от всего разлияния греха?
Итак, кто хочет быть учеником Иисуса, да бежит от
страстей. Ибо, если он не отсечет их, то не может быть
жилищем Бога. Не увидит он и сладости Божества Его, если не
отстанет от них, ибо Он Сам сказал: светильник телу есть
око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло
будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно
будет (Мф. 6, 22. 23). Итак смотри, что если ум не
будет здрав от зла, то не может узревать света Божества,
ибо зло бывает тогда для ума мрачною стеною и душу делает
пустою, как написано в Евангелии: никтоже светильника
вжег, покрывает его содудом, или под одр подлагает, но на
свещник возлагает, да входящии видят свет (Лк. 8, 16).
Говорят, что одр здесь есть неправда мира. Итак, пока ум
наш находится в неестественности, дотоле не может быть
внутри его светильник Божества. Когда же ум сделается
высоким светильником, тогда бывает на нем свет Божества, и
он познает находящихся в доме, и кого должен выбросить,
выбрасывает, а с кем должен мирствовать, оставляет. Почему
Господь поучал тех, у которых и ум просветился заповедями
Божества Его, говоря: вам глаголю слышащим: любите враги
ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия
вы, и молитеся за творящих вам обиду. Биющему тя в ланиту,
подаждь и другую, и от взимающаго ти ризу, и срачицу не
возбрани. Всякому же, просящему у тебе, дай, и хотящаго ош
тебв заяти, не отврати, и от взимающаго твоя, не
истязуй (Лук. 6. 27 30. Слич, Мф. 5,42).
Сие сказал Он убегшим от мира, так как они оставили
все и уготовали себя последовать Ему, Спасителю своему.
Почему, возлюбив их совершенною любовью, Он говорил им:
востаните, идем отсюду (Иоан, 14, 31). Куда же это
Он берет их, говоря: востаните, идем отсюду? Это Он
берет ум их от дел века сего и упокоевает в царствии Своем.
Почему воодушевляя их, Он говорил: Аз есмь лоза, вы же
рождие. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может
плода сотворите о себе, аще не будет на лозе: тако и вы,
аще во Мне не пребудете (Иоан, 15, 4. 5). Сие говорит
Он оставившим мир, потому что есть в них Дух и живет в
сердцах их. Не оставлю, говорит, вас сиры: прииду
к вам (Иоан. 14, 18). Итак, кто возлюбил Бога и желает,
чтоб Он обитал в нем, а не (желает) остаться сирым, да
попечется прежде соблюсти то, что заповедал ему Иисус, и Он
будет обитать в нем, потому что Он недалеко от нас, и между
нами и Им ничего нет, кроме страстей.
Если убо, брате, ты называешь себя отрекшимся от
мира, а окажешься делающим дела мира, то ты не отрекся, а
обольщаешь себя. Отрекшимся от мира Господь дал такой
признак, сказав: любяй душу свою, погубит ю: а иже
погубит душу свою Мене ради, той спасет ю (Мф. 10, 39).
Как же погубляет кто душу, если не чрез отсечение всех
пожеланий ее плотских? И еще: иже не носит креста
своего, и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик
(Лк. 14, 27). Какой это крест, говорит Он, чтоб мы носили,
если не тот, чтоб всегда бодрствовал ум, и стоял в
добродетелях, дабы не сойти со креста? То есть, воздержание
от страстей, пока не отсечены будут они, и ум не
восстанет наконец непобедимым. Ибо тем, которые
возбудились, дал Он знамение, говоря: аще зерно пшенично
пад на землю не умрет, то едино пребывает: аще же умрет,
мног плод сотворит (Иоан. 12, 24). В утешение же
умершим подобно зерну, говорил Он: аще кто Мне служит,
почтит его Отец Мой: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой
будет (Иоан. 12, 26). Как же служат Иисусу, если не
тем, что возненавидели мир страстный, исполняя заповеди
Его? Соблюдши их, они возымели дерзновение говорить пред
Ним: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо
будет нам (Мф. 19, 27)? И Он показал им, что будет им,
говоря: вы, шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын
Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на
двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома
Израилевома. И всяк, иже оставит дом, или братию, или
сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села,
имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный
наследит (Мф. 19, 28 29).
Господь наш, сладчайший Иисус, зная, что если
человек не стяжет беспопечения относительно всего, то ум
его не может взойти на крест, заповедал оставить все, с чем
свыкновение и встреча низводит ум со креста. Почему, когда
некто подошел к Нему и сказал: иду по Тебе, Господи,
но прежде позволь мне сходить распорядиться тем, яже
суть в дому моем (Лк. 9, 61), возлюбленный наш
Иисус, зная, что если он увидит то, опять склонится сердце
его к тому, и разные там случайности как бы по праву
удержат его, возбранил ему сходить, сказав: никтоже
возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть
в царствие небесное (Лк. 9, 62). (После же притчи о браке
сына царева, в коей сказывал Он) как (царь) сотворил вечерю
для сына своего, и посылал рабов своих звать званных, а те
по любви, какую имел каждый к миру, не могли придти, сказал
Он с печалью: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит
отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр,
еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14,
16 26). Сие говорит Он, научая нас, что желающий
войти в царствие Его, если прежде не положит в себе
ненавидеть все, влекущее сердце к миру, не может войти в
царствие, которого возжелал. А внушая нам не полагаться на
одну веру без действования по ней, Господь сказал, что
царь, вошедши видети возлежащих, виде ту человека не
оболчена во одеяние брачное и повелел бросить его во
тьму кромешную (Мф. 22, 11 13). Входят по имени
христианскому, а извергаются вон по неимению дел
(христианских). Так и Апостол, зная, что никто не может
любить вместе и то, что Божие есть, и то, что от мира сего
есть, писал к Тимофею, чаду своему, говоря: никтоже воин
бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден
будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконио
мучен будет (2 Тим, 2, 4. 5). Воодушевляя же его
надеяться, что не погибнут труды его, говорил он ему:
труждающемуся делателю прежде подобает от плода
вкусити (2 Тим. 2, 6). А пиша к другим некиим, говорил
он: не оженивыйся печется о Господних, како угодити
Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити
жене (1 Кор. 7, 32. 33). Таковой пекущийся услышит
страшный глас, глаголющий: вверзите (его) во тму
кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом (Мф. 22, 13).
Употребим же, братие, силу нашу на то, чтоб облещись
во одежду добродетелей, дабы не быть изверженными вон, ибо
никакого лицеприятия не будет в день тот. Почему Апостол
сказал чадам своим, яко таковая творящии царствия Божия
наследити не могут (Гал. 5, 21). Зная же, что
сподобившиеся возбудиться от мертвых страстей, уже не имеют
соперника, он показал им плод Духа, который есть
любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,
вера, кротость, воздержание, терпение: на таковых, говорит,
несть закона (Гал. 5, 22. 23). А возлюбленный наш
Господь Иисус, показывая нам, что в тот день имеет
обнаружиться плод делания нашего, сказал: мнози взыщут
внити, и не возмогут. Ибо Домовладыка, после того, как
востанет и затворит дверь, скажет стучащимся: не
вем вас (Лк. 13, 24. 25). Ужели можем мы сказать о
Боге, что Он не знает чего-либо? Никак. Но как эти
стучащиеся и говорящие: Господи, Господи, отверзи
нам, не знали добродетелей, то и Он говорит им: не вем
вас. И еще показал Он нам об (участи) имеющих веру, дел же
не имеющих, говоря: Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже
будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто
во Мне не пребудет, извержется вон, яко розга, и изсышет; и
собирают ю и во огнь влагают, и сгарает (Иоан. 15, 5.
6). (Ветви же), приносящие добрый плод, очищает (Отец), да
множайший плод сотворят (Иоан. 15, 2). Опять,
показывая нам, что не любит действующих по своим пожеланиям
плотским, говорил Он в молитве: не о всем мире молю, но
о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть (Иоан. 17, 9). И
Я взял их из мира (Иоан. 15, 19): ибо мир свое любит.
Наконец говорит: Отче, соблюди их от неприязни, яко от
мира не суть (Иоан. 17, 15. 16).
Исследуем же себя, братие, от мира ли мы, или нет.
Если не от мира, то Он хранит нас от зла, ибо так сказал:
не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради
в Мя: да вси едино будут, якоже и Мы едино есмы. И
опять: Да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною (Иоан.
17, 20 24). Смотри же теперь, какою любовью возлюбил
Он нас, когда люди, подвизавшиеся в мире сем и ненавидевшие
пожелания свои плотские, царствовать будут с Ним в
бесконечные веки? И Иоанн Апостол, созерцая великую оную
славу, сказал: вемы, яко егда явится, подобни Ему
будем (1 Иоан. 3, 2), если соблюдем заповеди Его, и
угодное пред Ним сотворим. И опять он же (говорит): не
чудитеся, возлюбленные, аще ненавидит вас мир. Мы
вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию
(1 Иоан. 3, 13. 14). И еще: всяк не творяй правды, несть
от Бога, и нелюбяй брата своего (там же, ст. 11). Еще:
творяй правду от Бога родися (1 Иоан. 2, 29), а
творяй грех от диавола есть (1 Иоан. 3,8). И опять:
рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем
пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден
есть (1 Иоан. 3, 9).
Сотворим же по силе нашей, братие, имея утешение в
таких свидетельствах. Может быть смилуется над нами
благость Господа нашего, и Он пошлет нам силу сбросить с
себя тяготу нечистого мира сего. Ибо враг наш не дремлет,
но повсечасно охотится за нами, желая похитить души наши.
Господь же наш Иисус с нами есть, и возбраняет ему силою
Святых словес Своих, если мы будем соблюдать их. Ибо, кто
воспрепятствует врагу, или кто силен против него, если не
словеса, которые сказал против него Бог? Они противостоят
ему и сокрушают его силою своею, когда человек и не знает о
том.
Апостол Петр, научая нас и показывая нам, что дела
спасают человека, говорил: подадите в вере вашей
добродетель, в добродетели же разум, в разуме же
воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же
благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же
любовь. Сия бо сущая в вас и множащаяся, не праздных ниже
безплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа
познание. Емуже бо несть сих, слеп есть, мжай, забвение
прием очищения древних своих грехов (2 Петр. 1, 5
9). Опять Иоанн Креститель говорит: сотворите убо
плоды достойны покаяния. Уже бо и секира при корени древа
лежит: всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается
и во огнь вметается (Лк. 3, 8. 9). И Господь наш Иисус
говорит: от плода древо познано будет (Мф. 12, 33).
Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы
(Мф. 7, 16). И опять: не всяк, глаголяй Ми: Господи,
Господи, внидет во царствие небесное: но творяй волю Отца
Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7, 21). Опять Иаков
говорит: вера без дел мертва есть. И беси веруют и
трепещут. Якоже бо тело без духа мертво есть, тако вера без
дел мертва есть (Иак. 2, 20. 19, 26). Также (Павел)
Апостол, утверждая чад своих в том, что вера имеет нужду в
делах, строго заповедовал им, говоря: блуд же и всяка
нечистота ниже да именуется в вас, якоже подобает святым:
но паче благодарение. Сие бо да весте, яко всяк блудник,
или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать
достояния в царствии Христа и Бога (Еф. 5, 3 5).
И опять еще более подтверждая сие слово, говорил им:
никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради
грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо
сопричастницы сим. Бесте бо иногда тма, ныне же свет о
Господе. Якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во
всякой благостыни и правде и истине (Еф. 5, 6
9). И опять: всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и
хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 31).
Подражатели мне бывайте, говорил он еще, якоже аз
Христу (1 Кор. 11, 1). Елицы бо во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).
Исследуем же себя, братие, облеклись мы во Христа
или нет. Познается же Христос по чистоте, ибо Он чист и в
чистых обитает. А чистыми как делаются? Не иначе, как
перестав делать зло, которое делали. Ибо такова благость
Божия, что в какой час обратится человек от грехов своих,
Он приемлет его с радостью, не считая прежних грехов его,
как написано в Евангелии о младшем сыне, который, расточив
блудно свою часть, напоследок пас свиней и желал насытиться
пищею свинскою, наконец же раскаявшись в том, что наделал,
уразумел, что нет сытости в грехах, но чем больше кто
делает их, тем более разжигается на них. Итак, когда
покаяние коснулось сердца его (буквально: постучалось к
нему), он не отлагал, но (тотчас) возвратился ко отцу
своему со смирением, оставив все пожелания свои плотские.
Ибо веровал отцу своему, что он милосерд и не вменит ему
содеянного. Почему и отец его тотчас велел дать ему одежду
чистоты и залог сыноположения (перстень) (Лк. 15, 11
32). Сие говорил Господь наш Иисус Христос, (желая
внушить), что если обратимся к Нему, то долженствуем прежде
оставить пищу свиней, и тогда Он примет нас, ставших
чистыми. Сказал Он сие для того, чтоб не унывала душа,
говоря: когда же Бог услышит меня? Ибо Он знает время,
когда достоин бывает просящий услышания, и тогда Он услышит
его скоро.
Обратимся же к Нему всем сердцем и не будем, умоляя
Его, стужати-си (Лк. 18, 1), и Он вскоре услышит
нас. Ибо Сам сказал: просите, и дастся вам: ищите, и
обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). Итак,
братие, если будем просить, или искать, или толкать, то
получим что ищем, или что просим у Него. Так пришедший к
другу своему в полночь, понуждал, его, говоря: даждь ми
взаим три хлебы, понеже друг прииде с пути ко мне (Лк.
11, 5), и, как не переставал стучать, то тот дал
ему, что он просил у него. Отбросим же, братие от себя,
леность и уготовим себя к такому бесстудию: и Бог, видя
терпение наше, подаст нам просимое нами. Ибо Он милостив, и
желает обращения к Нему человека, как написано: истинно
говорю вам, радость бывает на небеси о едином грешнице
кающемся (Лк. 15, 7). .
Итак, братие, имея такую милость Его и такое
богатство щедрот Его, поболезнуем пред Ним всем сердцем,
пока еще находимся в теле сем: ибо скоротечно время жизни
нашей. Если поподвизаемся, то наследуем радость вечную и
неизглаголанную, а если возвратимся вспять, то будем
подобны юноше, вопрошавшему Господа Иисуса, как спастись.
Он ответил ему: вся, елика имаши, продаждь, и раздай
нищим, и, взяв крест свой, гряди в след Мене,
показывая нам, что отсекать волю свою и есть
спасаться. Но тот услышав сие, опечалился очень и отошел
прочь (Лк. 18, 22, 23). Ибо знал, что раздать свое бедным
не так трудно, как нести крест. Раздаяние своего бедным
есть одна добродетель, и человек совершает ее для того,
чтоб (удобнее) нести крест, а крест есть истребление
всякого греха, и рождает любовь; без любви нет и
креста. Почему Апостол, зная, что есть и мнимые
добродетели, в которых нет любви, ни совершенства
добродетелей, сказал: аще языки человеческими глаголю и
ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или
кимвал звяцаяй. И аще раздам вся имения моя, и аще предам
тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми
есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит:
любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не
ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (1 Кор.
13, 1 5).
Итак желающий вступить на путь любви пусть
обеззаботит себя в отношении ко всем людям, хороши ли они,
или худы. Тогда наконец (одно) вожделение, еже к Богу,
останется в сердце его, а это вожделение родит ему
свойственный естеству гнев, гнев же станет противостоять
всему, всеваемому от врага. Тогда
закон30
Божий обретает в нем пастбище себе, и чрез страх
обнаруживается любовь в нем. Тогда говорит такой человек с
дерзновением, как Апостол: аз не точию связан быти хочу,
но и умрети готов есмь за имя Господа Иисуса Христа
(Деян. 21, 13). Блаженна душа, достигшая такой любви: ибо
она бывает тогда бесстрастной.
Вышли мы, братие, из мира, знаем, в каком чине
находимся, и что милосерд есть Господь Иисус, чтоб упокоить
каждого из нас по делам его, и малого по малости его, как
сказал: много обителей у Отца Моего (Иоан. 14, 2).
Ибо хотя царствие одно, но каждый обретает в нем свое место
и свое ему дело. Будем же подвизаться, братие, против
лености, сбросим с себя сударь тьмы, т.е. забвение, и узрим
свет покаяния. Стяжем себе Марфу и Марию, кои суть
злострадание и плач, которые плачут пред Спасителем,
да воскресит Лазаря, т.е. ум обвязанный многими повязками
своих пожеланий. Он же, хотя творит милость и возбуждает им
его, но далее уже их дело есть развязать и оставить его
(идти). Когда же освободится Лазарь, тогда появляется
тщание Марии и Марфы. После сего вот что видится: Лазарь
беспопечительно возлежит со Иисусом, Марфа с усердием и
радостью совершает свое услужение, а Мария, принесши
алавастр мира, помазывает ноги Господа.
Станем же, братие, подвизаться по силе нашей, и Бог
посодействует нам, по множеству милости Своей. Если не
сохранили мы сердец наших, как отцы наши, употребим усилие
наше сохранит хоть тела, как требует Бог, безгрешными; и
веруем, что Он во время глада, постигшего нас, сотворит и с
нами милость, как и со всеми святыми Его. Ибо хотя ина
слава солнцу, и ина слава луне, и звезда от звезды
разнствует во славе, однако они на одной находятся тверди,
и слава их и честь их Его есть, от ныне и до века.
Аминь.