Говорил святой и опытнейший учитель наш:
монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел
он умереть, и так опять поступать с телом своим, как бы
имел жить многие лета. Ибо то, говорит, пресекает помыслы
уныния и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит
тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание.
Узнал я, что демон тщеславия, почти всеми
домонами гонимый, бесстыдно становится на трупах гонящих
его и выставляет напоказ монаху величие добродетели
его63.
Надобно распознавать различие демонов и
замечать времена их. Из помыслов познаем (а помыслы из
дел), какие демоны редки, но тяжелы, какие постоянны, но
легче, какие внезапно наскакивают и похищают ум на
богохульство. Необходимо наблюдать и то, чтоб, когда
помыслы начнут передвигать свои предметы, прежде чем выйдем
из обычного своего состояния, успевать сказать что-нибудь
против них и подметить того, кто присущ в них. Ибо таким
образом и сами мы преуспеем с Божьей помощью, и их заставим
со скорбью отлетать, дивясь нам.
Когда, борясь с монахами, демоны изнемогут, тогда,
немного отдалясь, наблюдают, какая добродетель в этот
промежуток будет пренебрежена, и внезапно нападши на эту
сторону, расхищают бедную душу.
Злые демоны иногда призывают к себе на помощь еще
злейших себя демонов и, составив план, начинают воевать
одни против других, в одном согласными пребывая между собою
в погублении души.
Да не смущает нас и да не пресекает нашего доброго
ревнования демон, похищающий ум на богохульство и на те
непотребнейшие воображения, которые и письму предать
стыжусь. Сердцеведец Бог знает, что, даже и в мире
находясь, не безумствовали мы таким безумием. Цель у этого
демона заставить нас прекратить молитву, чтоб стояли мы
пред Господом Богом нашим, не смея воздевать руки к Тому,
против Которого допустили такие помыслы.
Признаком страстей, действующих в душе, бывают: или
какое-либо произнесенное слово, или телом совершенное
движение, из которых враги узнают, имеем ли мы внутри себя
их помыслы и болим родами их, или отвергши их печемся о
своем спасении. Один сотворивший нас Бог знает все так и не
имеет нужды в каких-нибудь видимых признаках, чтоб познать,
что скрыто в сердце.
С мирянами демоны ведут брань более посредством
самых вещей, а с монахами большею частью посредством
помыслов, потому что у них в пустыни нет вещей. Но чем
легче и скорее можно согрешить мыслью, нежели делом, тем
брань мысленная тяжелее той, которая ведется чрез
посредство вещей. Ум есть нечто крайне быстродвижное и
неудержимое, падкое на греховные воображения.
Непрестанно работать, бодрствовать (не спать) и
поститься (не есть), не заповедано нам, а молиться
непрестанно законоположено. Ибо те подвиги, обращенные на
врачевание похотной части души, имеют нужду в теле, чтоб
самим быть в действии, тело же без поддержки непрестанно в
труде и лишениях быть не может. А молитва очищает и делает
мощным к борьбе ум, который создан молиться и без этого
тела и воевать с демонами в защиту всех сил души.
Когда демоны, воюющие против похотной
части, в сонных мечтаниях показывают нам встречи с
знаемыми, пирования с родными, хоры жен и другое что
подобное, чем обычно питается похоть, и мы увлекаемся тем,
то значит, мы болим этою частию своею, и страсть эта в нас
сильна. Но когда они обладают нашею раздражительною частью,
то заставляют нас (в мечтаниях сонных) ходить по страшно
обрывистым местам, наводят на нас людей вооруженных, или
ядовитых змей и зверей плотоядных. Если теперь мы (во сне)
мест тех ужасаемся, а зверьми и людьми гонимые предаемся
бегству, то нам надобно попещись о своей раздражительной
части и, призывая Христа Господа во время бдений,
пользоваться показанными прежде врачевствами.
Естественные телесные во сне движения, без мечтаний
срамных, показывают, что душа некоторым образом здорова,
сплетение же таких мечтаний есть признак, что она больна.
При этом знай, что воображение неопределенных лиц указывает
на остатки давней страсти, а воображение лиц определенных
указывает на новые уязвления сердца.
Признаки бесстрастия будем определять днем
посредством помыслов, а ночью посредством сновидений.
Бесстрастие назовем здравием души, а ведение ее пищей,
потому что оно одно обычно сочетает нас со святыми силами,
так как сочетание с бестелесными возможно только при
подобонастроении с ними.
Есть два мирных состояния души: одно есть следствие
оскудения и иссушения естественных соков, а другое бывает
по случаю отступления демонов. Первому сопутствуют
смиренномудрие с сокрушением сердца слезы и
безмерное делание Божественного, а за вторым следует
тщеславие с гордостью, которое овладевает монахом по
удалении прочих бесов. Кто блюдет пределы первого
состояния, тот скорее распознает нападения и козни
демонские.
Демон тщеславия противоположен демону блуда, и чтоб
они оба вместе и напали на душу, есть дело несбыточное, ибо
один из них обещает почести, а другой повергает в
бесчестие. Почему когда какой-нибудь из них, приближась,
начнет беспокоить тебя, ты производи сам в себе помыслы
демона ему противоположного, и если возможешь, как
говорится, клип клином выбить, то знай, что ты близок к
пределам бесстрастия, ибо ум твой оказался сильным
человеческими помышлениями прогнать внушения бесовские. Но
конечно смиренномудрием отогнать помысел тщеславия, или
целомудрием помысел блуда было бы признаком глубочайшего
бесстрастия. Пробуй так поступать в отношении ко всем
противоположным друг другу демонам. Вместе с тем узнаешь,
какою более исполнен ты страстью. Впрочем, всеми силами
проси у Бога, чтоб научил тебя и помог тебе вторым способом
прогонять врагов.
Чем более преуспевает душа, тем сильнейшие выступают
на нее противоборцы. Не думаю, чтоб при ней всегда
пребывали одни и те же бесы. Наилучшим образом знают это
те, которые острозорче наблюдают за нападающими
искушениями, видя, что обычное им бесстрастие бывает
колеблемо сильнее прежнего новыми бесами, преемниками
прежних.
Совершенное бесстрастие является в душе по
преодолении всех противящихся деятельной жизни демонов,
несовершенным же бесстрастие называется, когда душа по силе
своей, без уступок однако ж, борется еще с нападающим на
нее бесом.
Не пройдет ум, не минует благополучно страстного
оного пути (мытарств) и не вступит в область бесплотных,
если не исправит своего внутреннего. Эта домашняя неурядица
непременно поворотит его к тем, от которых она произошла.
И добродетели, и пороки делают ум слепым: при первых
не видит он пороков, а при вторых добродетелей.
Изречения святых старцев
Необходимо расспрашивать и о путях, которыми
правоходили прежние старцы, и себе по ним направляться.
Можно найти много хорошо ими сказанного и сделанного. Так
некто из них говорит, что постоянное сухоядение с любовию
скоро вводят монаха в пристань бесстрастия. Он же одного
брата, которого ночью смущали мечты, избавил от них, дав
ему заповедь ходить за больными с постом. Ибо, сказал он на
вопрос об этом, ничем так не угашаются страсти, как милосердием.
К праведному Антонию приступил один из тогдашних
мудрецов и сказал: как сносишь ты, Отче, такую жизнь,
лишаемый утешения, какое доставляют книги? Тот отвечал:
книга моя, господин философ, есть эта сотворенная природа.
Она всегда со мною, и когда хочу, могу читать в ней словеса
Божьи.
Спросил меня однажды избранный сосуд, египетский
старец Макарий, что за причина, что злопамятствуя на людей,
мы расстраиваем памятовательную силу
души64,
на бесов же злопамятствуя, не терпим вреда? Когда я,
затрудняясь ответом, просил его самого объяснить мне это,
он сказал: та, что первое противно естеству
(раздражительной силы), а второе сообразно с ним.
Пришел я однажды в самый сильный полуденный жар к
святому отцу Макарию и, крайне жегомый жаждою, попросил у
него воды выпить. Но он сказал: удовольствуйся тенью, ибо
многие путешествующие и плавающие в это время лишены и ея.
Потом, когда я завел по этому случаю речь о воздержании, он
сказал: поверь, сын мой, что целых двадцать лет я не давал
себе досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб свой съедал я
весом и воду пил мерою, и, прислонившись к стене, урывал
малую часть сна.
Пришла
одному65
монаху весть о смерти отца его, но он сказал тому, кто
извещал его об этом: перестань богохульствовать, ибо мой
Отец бессмертен.
Один брат спросил некогда старца, велит ли он ему,
когда придет домой, есть вместе с Матерью и сестрами. Тот
сказал: с женщиною не ешь.
Один брат имел только Евангелие, но потом и его
продавши, деньги отдал на пищу алчущим и изрек при этом
достопамятное слово: я продал то самое слово, которое
говорит мне: продай имение и раздай нищим (Матф. 19, 21).
Близ Александрии, на самой северной части залива,
называемого Марииным, есть остров, на котором жил один
монах, опытнейший в ведении духовных вещей. Он говорил, что
все, что ни делают монахи, делают по пяти причинам: ради
Бога, по требованию природы, по обычаю, по нужде и ради
рукоделия. Он же говорил, что добродетель по существу одна,
но видоизменяется в силах душевных подобно тому, как свет
солнечный не имеет фигуры, но обыкновенно принимает фигуру
отверстий, чрез которые проходит.
Другой опять монах сказал: я для того лишаю себя
удовольствий, чтоб пресечь поводы к гневу. Ибо знаю, что он
всегда подымает войну из-за удовольствий, возмущая ум и
отгоняя ведение. Некто же из старцев говорил, что любовь не
умеет беречь запасы хлеба или денег. Он же сказал еще: не
знаю, чтоб бесы обманули меня дважды в одном и том же деле.
Всех братий равно любить невозможно, но можно со
всеми обращаться бесстрастно, будучи свободным от
злопомнения и ненависти. После Бога больше всех надо любить
иереев, очищающих нас св. Таинствами и молящихся о нас,
старцев же своих должны мы чтить, как Ангелов. Но ныне буди
тебе это только сказано мною, возлюбленный брат Анатолий,
сколько нашли мы и собрали на ветвях зреющего благодатью
Св. Духа винограда нашего. Если же постоянно будет осиявать
нас солнце правды и ягода вполне станет зрелою, тогда
выпьем от него и вина, веселящего сердце человека
(Псал. 103, 15), молитвами и молениями праведного Григория,
насадившего меня, и преподобных здешних Отцов, напояющих
меня, и силою возращающего меня Христа Иисуса Господа
нашего, Коему слава и держава во веки веков. Аминь.