Преподобный Иустин (Попович) ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ |
II. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ПОЗНАНИЯ
Святой Исаак определенно ставит диагноз о состоянии души и ее органов познания, но так же определенно знает лечение, и рекомендует его решительно и убедительно. Поскольку страсти - недуг души, то оздоровление достигается очищением от страстей, от зла1. Добродетели - здоровье души, так же, как страсти - недуг души2. Добродетели - это лекарства, которые постепенно вытесняют болезнь из души, из органов познания; это процесс медленный, требующий многих усилий и терпения3.
Душа пьяна от страстей; здоровье может к ней вернуться, если с помощью добродетелей протрезвеет от этого опьянения4. Добродетели пронизаны скорбями и бедами5. Святой Исаак утверждает, что каждая добродетель - это крест6. Более того, беда и скорбь являются предпосылками добродетели7, поэтому святой Исаак определенно рекомендует человеку полюбить беду и скорбь, чтобы освободиться от вещей сего мира, чтобы ум не был занят сим миром. Ибо человек должен прежде всего освободиться от вещественного, чтобы иметь возможность родиться от Бога. Такова икономия благодати8, а значит и икономия познания.
Ежели человек решится на лечение и оздоровление души, он должен прежде всего основательно исследовать все свое существо, должен научиться отличать добро от зла, Божье от дьявольского, ибо это умение различать - η διάκρισις -
"больше всякой добродетели"9. Усвоение добродетелей постепенно и органично: одна усваивается другой, одна зависит от другой10, одна рождается из другой. "Каждая добродетель - мать другой добродетели"11. Среди добродетелей существует порядок не только онтогенетический, но и хронологический. Первая среди них - вера.
Примечания:
1. Логос 86, с.354.
2. Логос 83, с.317.
3. Ср. Логос 38, с.317
4. Ср. там же, с.165.
5. Логос 37, с.161.
6. Логос 19, с.73.
7. Логос 27, с.119
8. Логос 1, с.5 и 2.
9. Логос 7, с.33, ср. Логос 26, с.109, Логос 18, с.64
10. Логос 46, с.190.
11. Логос 68, с.270.
Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина. Перевод и комментарии доктора филологических наук, профессора И.А.Чароты. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003
СОДЕРЖАНИЕ |