СОДЕРЖАНИЕ

Епифанович С. Л.

Преп. Максим Исповедник и византийское богословие

 

Закон и благодать

Задача человека - освободиться из бездны своего падения, избавиться от сети страстей. К этой цели всегда направляла человека божественная благодать, указывая ему путь спасения (добродетели). Для руководства в нравственной жизни человеку даны были законы, и из них сперва естественный (φυσικός νόμος)1. Сущность естественного закона заключается в требовании жизни, согласной с природой2, с идеей естества3. Добродетель с точки зрения этого закона есть правильное действование всех естественных сил человека4, средина между недостатком и излишеством5. Естественный закон дан был в добрых задатках души человека6, но еще яснее открыт в природе7. Естественная этика поэтому может быть значительно углублена при естественном созерцании (философском умозрении) природы. Созерцание, устанавливая конечность мира, правильно указывает человеку цель его стремлений - искать опору бытия не в мире, а в Боге и только в Нем8. Оно же делает и дальнейший шаг в своих указаниях, определяя самый путь жизни в достижении намеченной цели - отрешение от тленной жизни9 и уподобление промыслительной благости Божией10. Так созерцание прямо приводит к аскетике, а вместе с тем и аскетика получает рациональное обоснование и приводится в связь с выводами созерцания. - Естественный закон, однако, оказался недостаточным: созерцание доступно было немногим. Поэтому на смену естественному закону пришел писанный11. Принципом этого закона является послушание воле Божией из страха наказаний12. Добродетель по нему есть исполнение воли Божией, выраженной в Писании13. Писание содержит в себе заповеди для очищения страстных сил души и догматы для просвещения ума14. Но закон писанный сам был предуказанием высшего и совершеннейшего закона, по духовности своей более свойственного человеческому естеству15, именно - закона евангельского, или духовного. Этот закон призывает всех уже не к простому согласию с природой, а к полному возвышению над ней и над естественной добродетелью16. По этому закону нужно любить ближнего не как себя, а больше себя17. Он предписывает чистую духовную жизнь в Боге18 и усиливает нравственные требования; но он зато и подает человеку обожение19.

Евангельский закон не упразднил других законов: он лишь яснее выразил их духовную сущность. По существу все законы однородны20. Поэтому исполнение того или другого из них обязательно для каждого, смотря по степени его духовной зрелости21, начиная с самого простого - писанного - и кончая самым трудным - духовным. Само собой разумеется, что все эти законы должны быть использованы и при построении аскетики. Преп. Максим тщательно изучил путь спасения по всем этим законам. Он три раза прошелся по широкому полю аскетики, изучил жизнь подвижническую с трех указанных точек зрения, и в результате представил единую стройную систему аскетики, гармонически совместившую элементы всех трех законов.

Примечания
1. Сар. theot. II, 53 [р.п.I, 244]. Quaest. et dubia 19, PG.90, 800C, p.306; Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392B-C, p.86 [р.п.II,121]; Ambigua, PG.91, 1401D-1404A, f.259a; см. прим.5 и выше, гл. "Грехопадение человека", прим. 28. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р.п.II.3,27.
2. Cap.de charitate I,92; IV, 15. 44 [р.п.I,106,136,138-139].
3. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D. p.268-269 (cap.quing. V,9.10); 709A, p.260 (cap.quing. IV, 97). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [р.п.I,192]; 901D, p.362. Ep.2, PG.91, 400B, p.223.
4. Cap.de charitate II,83, 98 [р.п.I,118,121].
5. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 397C, p.90 [р.п.II,125]; LXIV, 709B, p.260 (cap.quing.IV,98). Ambigua, PG.91, 1117A, f.140b; 1381B, f.25 Ib. Св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. horn. IX, PG.44, 972A; р.п.III,245; De virgin. 8, PG.46, 353B-C; р.п.VII,324. Преп. Дорофей, Doctrina X, 4, PG.88, 1728BC; р.п.,с.123.
6.Cap.de charitate II,32 [р.п.I,111-112]. Ambigua, PG.91, 1084A, f.125a. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D, p.268-269 (cap.quing.V,9). Евагрий, Cap.pract. 65, PG.40, 1240A; р.п., с.582 [с.120,гл.1]. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р.п.II.З, 27. Преп. Дорофей, Doctrina III,I, PG.88, 1625D; р.п., с.50 (совесть).
7.Ambigua, PG.91, 1129В, f.146a. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681B, p.244; LXIV, 725D, p.270 (cap.quing.V,13); LI,4777B, p.134. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893A; р.п.II.4,27; Or 49, n.6, PG.36, 364D; р.п.III,227.
8. Ambigua, PG.91, 1116C-D,1113D, f.140a. 139a-b Ср. Cap.de charitate III,72 [р.п.I,130].
9. Ambigua, PG.91, 1113C-D. 1157D-1160A, f.139a-b. 159b. Св. Григорий Нисский, De virgin. 4, PG.46, 348A; р.п.VII,316.
10. Ambigua, PG.91, 1204D-1205A, f.179b-180a (cap.quing. V, 80. 92).
11. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 725B, p.269; XXXIX, 392B-C, p.86 [р.п.II,121]. Св. Григорий Богослов, Or.45, n.12, PG.36, 640AB; р.п.IV.3, 133. О естественном и писанном законе см. у св. Григория Богослова, Or.40, n.6, PG.36, 364D; р.п.III, 227; преп. Дорофея, Doctrina I,1, PG.88, 1620АВ; р.п., с.20; ср. у св. Афанасия Великого, De incarnatione Dei Verbi 12, PG.25, 117A; р.п.I.2, 206.
12. Cap.de charitate II,24; I,3 [р.п.I,110,97]. Cap.theol. II,7 9. 99, I,94, 71 [р.п.I, 235,255. 232. 227]. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 677C, p.242 (cap.quing. IV, 83 - πρακτικη φιλοσοφία); X, 288B-C, p.26 [р.п.II,49]; LV, 557C, p.178 [р.п.II, 208] (cap.quing.III,60).
13. Cap.de charitate II,24 [р.п.I,110]; Cap.theol. II,7 [р.п.I, 235].
14. Cap.de charitate II,24; I,77 [р.п.I,110,104].
15. Ambigua, PG.91, 1152B, f.156b-157a. Quaest. ad Tahl. XX, PG.90, 309B-C, p.40 [р.п.II,69].
16. Cap.theol. II,62; I,71 [р.п.I, 116,103]. Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581D, p.188 (cap.qumg. III, 71). Св. Григорий Богослов, Or.45, n.17, PG.36, 648AB; р.п.IV.3,138. Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 211(226), PG.65, 965A; р.п.,с.88. Ср. Блаж. Диадоха, гл.34 (изд. проф. К.Д.Попова), с.111.
17. Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 725C, p.270 (cap.quing.V,12).
18. Liber ascet. 30, PG.90, 936B, p.381 [р.п.I, 85-86]. Cap.theol. II,92 [р.п.I,254]. Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284C, p.24 [р.п.II, 44] (cap.quing.I,59).
19. Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 393A-B, p.87 [р.п.II,122].
20. Ambigua, PG.91, 1129В. 1152А, f.146a. 156b.
21. Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 393A-B, p.87 [р.п.II,122]; XIX, 308B-C, p.39 [р.п.II,67].

 


Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996. - 220 с.
При оцифровке текста все отсылки в примечаниях скорректированы

СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru