Самый типичный случай прелести - нерожденность от Духа!
Совершенно верно. Свт. Игнатий в книге
"О прелести" говорит о трёх видах прелести, первый из которых есть:
"Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос "
Второй вид - прелесть особого мнения о себе, а уже третий - психиатрическая прелесть (видения, голоса, ощущения и т.д). Вопрос какая из прелестей хуже - совершенно риторический, всё равно что спрашивать от чего хуже умереть - от чумы или холеры. Так что вопрос не в том как не впасть в прелесть, а в том как из неё выйти, не переходя из одного вида в другой. А главное - корень прелести лежит в гордости и самолюбии, а выход из неё - через смирение и самоотверженную любовь к Богу и людям, и вывести из неё, конечно же, может только лишь Сам Господь Духом Святым.
Для идущих путём умного делания однако возникает вопрос практический - как отличить благодатный опыт от психо-соматических, психиатрических или бесовских явлений? Об это много писали св. отцы, в частности преп. Григорий Синаит здесь -
http://www.hesychasm.ru/library/sinait/hesychia_1.htm , а также см 5-й том Добротолюбия - преп. Григорий Синаит "Наставления безмолвствующим", гл.7 "О прелести"
В предисловии на книгу преподобного Григория Синаита старец Василий говорит: "Некоторые, не знакомые опытно с умным деланием и мнящие о себе, что имеют дар рассуждения, оправдывают себя, или, лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному деланию тремя предлогами или изветами: во-первых, отсылая это делание к святым и бесстрастным мужам, думая, что оно принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, представляя совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и пути; в-третьих – последующую этому деланию прелесть. Из этих предлогов, или изветов, первый – непотребен и несправедлив, потому что первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, то есть, умною молитвою, подобающею деятельным. Второй – безрассуден и неоснователен, потому что за недостатком наставника и учителя Писание – нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того, чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нее, они превращают это писание, и представляют его в основание к уклонению от умного делания. Если же ты страшишься этого делания и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца, то и я, на этом основании, страшусь, а не на основании пустых басен, по которым волка бояться, так в лес не ходить. И Бога должно бояться, но не убегать и не удаляться от Него по причине этого страха".