Вот что писал епископ Варнава (Беляев) в 1952 году:
"Все мы, верующие, хорошо знакомые с житиями святых Вселенской
и Русской Церквей, знаем, как одевались, как вели себя, что
говорили прежние юродивые. Этот "тип" остался еще в памяти и
сознании простого народа и настолько живуч, что нередко
находит себе подражателей по внешности и теперь, хотя дух
Василия, Максима, Иоанна Московских, Николая Кочанова и Федора
Новгородских и множества других уже и пропал.
А теперь, с изменением политической и культурной мировой
обстановки, к концу времен, подвижники и блаженные иным
образом будут вести себя. На них можно будет увидеть изящные модные ботинки или гетры, безукоризненно сшитый костюм, накрахмаленный воротничок и манжеты, галстух; они будут бриться, а не ходить взлохмаченными, или носить бородку а lа Генрих IV или эспаньолку...
Но существо юродства останется. Весь подвиг внутреннего
самоумерщвления, отказ от окаянного ложного своего разума
ветхого человека и восприятие нового, светлого, по образу
Христову, вменение внешней премудрости и науки ни во что и
восприятие божественного безумия (1 Кор. 1, 20; 3, 19). Ведь
Сам Бог, юродством проповеди — греч. безумной, — решил спасти
мир.
Раньше юродивые были простецы и говорили обычной речью или,
зашифрование, символичной. Юродивые XX века и дальнейшие будут
употреблять научные термины и иностранные слова, воспользуются
всем научным аппаратом современного самого утонченного
восприятия культурного человека, но будут говорить так же в
Духе, как и прежние святые, и так же презирать мир грешной
цивилизации, как и они, ибо Дух Святой дышит, идеже хощет, как
в Москве при Иоанне Грозном, при Василии Блаженном (и чрез
него), так и при советской или еще какой власти, и глас Его
слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет".