Исихазм

Автор Тема: Благодать призывающая и спасающая  (Прочитано 24568 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Благодать призывающая и спасающая
« : 21 Февраль 2007, 02:46:10 »
Не знает ли кто-нибудь когда и кем из отцов впервые был высказан тезис о разделении благодати на призывающую и спасающую и о том что в Церкви действует благодать спасающая, а вне Церкви - только призывающая?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #1 : 21 Февраль 2007, 13:57:02 »
Кто из отцов это высказал не знаю, но наш семенарский препод догматики о. Максим Максимов очень смеётся над этим, и утверждает что благодать, те действие Божие, нельзя разделять на виды. Есть одно простое действие Божие.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #2 : 21 Февраль 2007, 13:58:41 »
Действие благодати (как ее не называй) вне Церкви... как-то весьма странно это звучит. Где и насколько благодать действует, там и настолько присутствует Церковь. Похоже, желание сочетать исключительность собственной религии с признанием достоинств других (религиозных) путей и породило это - весьма умственное - деление неделимой благодати. Если сравнивать с тупейшей (на сегодняшний день) позицией оплевывания всего неправославного, то деление на призывающую и спасающую благодать - шажок вперед. И шажок специфический, ибо предполагает наличие благодати при отсутствии Церкви. Благодать, по православному учению, нетварная энергия - и Отец, и Сын, и Дух Святой. И вот Троица есть, а Церкви нет!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #3 : 21 Февраль 2007, 15:51:24 »
Очень странное деление благодати. Есть апостольские слова: "а кого предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил". (Рим.8:30) Кто же вычислил, что призываются к Богу одной благодатью, а оправдываются - другой? :-)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #4 : 21 Февраль 2007, 17:56:24 »
В принципе Максим Исповедник пишет в вопр.15 (http://www.hesychasm.ru/library/max/answer1.htm#p15) что Святой Дух действует по разному в людях в зависимости от веры и от состояния души человека. В христианах, по словам Максима, Он действует как Усыновитель. Но "как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания." Только из этих слов Максима вовсе не следует что обоживающее действие Св. Духа как производителя Премудрости возможно только среди "живущих по Христу".
_____________

"Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания."

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #5 : 21 Февраль 2007, 19:28:43 »
*****МНОГО ЗВАННЫХ, НО  МАЛО ИЗБРАННЫХ****Если кто имел действительное обращение к Богу наитеем  Духа Святого, тот знает, что этому  предшествует какая-то направляющая  сила,  которую и принято называть призывающей БЛАГОДАТЬЮ.  Мы  ее,  как правило в то время не замечаем, или приписываем делу случая. После же обращения, когда открываются духовные очи,  мы видим,что вдействительности, все было мудро усроено  Богом, дабы нас привести к СЕБЕ. И это вдействительности бывает в миру.  Ну, а после обращения-ты уже истинный раб Божий и Господь устраивает тебе твое спасение***СЕ, ТВОРЮ ВСЕ НОВОЕ.***
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #6 : 21 Февраль 2007, 19:33:11 »
Мы понимаем, что действия Святого Духа (благодати) по отношению к человеку могут быть разными, также различается и реакция человека на эти действия. Не правомочно отделение благодати Св. Духа, стоящей за призывом, от той же самой благодати, стоящей за спасением, ибо благодать едина. Иначе получается, что "первая" благодать как бы недостаточная и ущербная.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #7 : 21 Февраль 2007, 21:39:20 »
Вы правы.!  Благодать, как и Христос, одна и таже.  Это мы разные до обращения и после . А призывающая Благодать- это ни есть  какая-то ипостась той самой Благодати, а скорее указывает на  действие ЕЕ на человека. Она призывает, она обращает,она илолняет радостью, она прсвещает и т. п.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #8 : 28 Февраль 2007, 01:58:12 »
Благодать ето Дух Святой от Троицы от Отца исходяший-видимо и невидимо..Всегда наблюдаю как обычно свяшенник с кем то над чашей со святыми дарами медленно но с усилием как бы закачивает что то в чашу обычно как бы бархотным покрывалом ..Хотя где один монах там о разному-один делает из етого покрывала самолетик и водит над чашей,вроде голубь кружится..Все дело как кто призовет Духа Святого в Чашу-и как он нам изобразит ето дело-мы уверены что Сошел Дух Святой..У не которых сомнение а вдруг батюшка был не в том настроении-была версия такая..Ангеля связывают его в алтаре-принимают образ батюшки и всех причашают,потом его отвязывают и он завершает службу-все в тайне остается,но ету тайну знаю даже я грешный и думаю все знают и нигде не пишут как ето понимать...

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #9 : 28 Февраль 2007, 09:18:13 »
интересно... это серьезно?
« Последнее редактирование: 28 Февраль 2007, 10:54:59 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #10 : 28 Февраль 2007, 19:29:18 »
+++может ли Св. Дух быть "производителем премудрости" и "формировать ум для обожения" "в тех, "кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполне­нию заповедей", но кто не получил "по благодати через веру усыновление" (другими словами, насколько возможно обожение человека в нехристианских религиях, если он "кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполне­нию заповедей")? Еще вопрос - насколько возможно обожение для христиан вне православия (католики, монофизиты и проч.), возможно ли в них действие Св. Духа как усыновителя и производителя Премудрости, "формирующего ум их для обожения", если они "унаследовли через веру подлинно божественное и обо­жествляющее Имя Христово" и "чисты душой и телом благодаря строго подвижническому исполне­нию заповедей"? Каким образом и в какой степени искажения в догматике влияют на возможность и степень обожения, какая здесь связь конкретно?

Не знаю. Тут много вопросов, на которые я не знаю, как ответить. Это по сути вопрос о том, возможно ли "христианство без Христа". Вопрос не такой уж и глупый, как может показаться, так как, по сути, ветхозаветные пророки были "христианами до Христа", то есть превышали меру Ветхого Завета и переходили от имеющихся там прообразов Нового Завета к нему самому. Возможно ли, что где-нибудь еще вне христианства существовали бы подвижники, которые превышали бы меру своей религии и становились бы христианами без Него Самого, на этот вопрос я не знаю, как ответить.

Так же, примерно, обстоит дело и с "христианами-еретиками". Если они не примешивают к своим умозрениям своих ложных верований, то могут ли они достигнуть Царствия?

В целом ответ, конечно, нет. Но речь ведь, очевидно, идет не "о целом", а об исключениях. Все сказанное выше не исключает, конечно, того, что все эти вышеперечисленные подвижники могли бы иметь высокие умозрения или совершать своего рода чудеса и без усыновления Духом, так как созерцание логосов сущего тоже, я думаю, достаточно высокая вещь, чтобы это в принципе было возможно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #11 : 28 Февраль 2007, 20:16:35 »
Возникает вопрос: как догматика, будучи меньшей (она относительна, переменчива, имеет начало и развитие, принадлежит ментальной области, по разному, вплоть до противоположного, толкуется и т.д.), может перекрывать большее - действие Святого Духа?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #12 : 28 Февраль 2007, 20:58:51 »
Или... как могут человеки ограничить Бога?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #13 : 28 Февраль 2007, 21:22:18 »
Евгений, спасибо!

Возникает вопрос: как догматика, будучи меньшей (она относительна, переменчива, имеет начало и развитие, принадлежит ментальной области, по разному, вплоть до противоположного, толкуется и т.д.), может перекрывать большее - действие Святого Духа?

Вариант ответа может быть такой (ИМХО, конечно). Святой Дух действует ненасильственно, ожидая сотрудничества со стороны человека, и открывается ему постепенно в зависимости от его состояния воли и этапа духовного развития (хотя бывают и исключения), здесь меньшее (состояние человека) не перекрывает большее (действие Св. Духа), но Св. Дух ограничивает Cвое действие (кеносис), снисходя нашей немощи и уважая нашу свободу произволения. Поэтому связь здесь может быть только опосредованной: догматика влияет на мировоззрение и аскетику, они в свою очередь влияют на то в какую сторону и какими темпами человек продвигается по духовному ландшафту, на его состояние души и воли, и лишь в соответствии с состоянием души и воли действует в человеке Св. Дух. Фактически речь идет о синергии, где вклад человека зависит в определенной степени от его воззрений (на которе влияет в определенной степени и догматика, но далеко не одна только догматика).

Например, каким образом вера католика в догмат филиокве может повлиять на его аскетику, молитвенную и внешнюю жизнь, состояние его души, каким образом она может препятствовать действию Св. Духа? Никакой непосредственной связи здесь нет. Это вовсе не означает релятивизма в догматике, но лишь означает что влияние догматики на процесс спасения очень опосредовано. Говоря словами Максима и следуя его обьяснению, именно "чистота душой и телом благодаря строго подвижническому исполне­нию заповедей" делает человека воспиимчивым действию Св.Духа, позволяя Ему "формировать ум их для обожения", а усыновление (те знание Бога как Отца) "унаследовать через веру в подлинно божественное и обо­жествляющее Имя Христово" (что доступно для всех верующих в Христа, а не только для православных).

Процесс здесь в бОльшей степени обратный - обожение очищает ум и ему открываются все более глубокие смыслы и логосы Божественных таин, вследствие чего и мировоззрение человека (и догматика как словесно-символическое его выражение ) постепенно меняется и все более точно отражает реальность. Но полностью ни одному человеку в земной жизни не открываются все тайны Божие, его знание остается ограниченным даже на высоких степенях обожения ("Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;  ...Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло"1-е Кор.13), поэтому даже среди достигших высоких степеней обожения могут быть разные взгляды и понимание (разные в том числе и в догматике), чем и обьясняется такое количество телогуменов и разногласий у св.отцов.
« Последнее редактирование: 28 Февраль 2007, 22:12:24 от Evgeny »

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Благодать призывающая и спасающая
« Ответ #14 : 28 Февраль 2007, 22:01:56 »
Об опосредованном влиянии мировоззрения на процесс спасения пишет и митр.Ерофей Влахос, подчеркивая что догматика влияет на именно метод исцеления души.

«Христианство является, в сущности говоря, наукой, которая лечит, то есть неким психотерапевтическим методом и курсом. То же самое следует сказать и о богословии: это не философия, но, по существу, курс терапии. …Каким же образом достигается исцеление души? Прежде всего надо подчеркнуть факт существования правой веры. Мы, православные, именно потому придаем большое значение сохранению веры, что знаем: при изменении веры неизбежно меняется и лечение. Выше мы подчеркнули, что богословие следует объяснять главным образом как медицинскую науку. Ведь медицина, имея перед собою образ здорового человека, пытается с помощью различных приемов лечения привести к этому образу больного. То же самое можно сказать и о богословии. Богословие - это учение Церкви о духовном здравии, а также о пути, по которому мы, недугующие, должны следовать, чтобы исцелиться. И мы придаем величайшее значение сохранению догматов от искажений не только потому, что боимся повредить учение, но потому, что можем потерять возможность лечения и, следовательно, спасения. »

Часто среди верующих такое практическое понимание отсутствует и догматическим взглядам приписывается "магическое" значение. "Правильное" исповедание веры считается само по себе абсолютным и необходимым условием спасения, а "неправильное" (еретичекое) исповедание - как полностью исключающим всякую возможность спасения.

Поэтому когда ведется разговор о догматике и вообще о всех аспектах религии, предмет нужно рассматривать прежде всего сотериологически, с точки зрения влияния на процесс исцеления души, духовного роста и обожения.