+++может ли Св. Дух быть "производителем премудрости" и "формировать ум для обожения" "в тех, "кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей", но кто не получил "по благодати через веру усыновление" (другими словами, насколько возможно обожение человека в нехристианских религиях, если он "кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей")? Еще вопрос - насколько возможно обожение для христиан вне православия (католики, монофизиты и проч.), возможно ли в них действие Св. Духа как усыновителя и производителя Премудрости, "формирующего ум их для обожения", если они "унаследовли через веру подлинно божественное и обожествляющее Имя Христово" и "чисты душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей"? Каким образом и в какой степени искажения в догматике влияют на возможность и степень обожения, какая здесь связь конкретно?
Не знаю. Тут много вопросов, на которые я не знаю, как ответить. Это по сути вопрос о том, возможно ли "христианство без Христа". Вопрос не такой уж и глупый, как может показаться, так как, по сути, ветхозаветные пророки были "христианами до Христа", то есть превышали меру Ветхого Завета и переходили от имеющихся там прообразов Нового Завета к нему самому. Возможно ли, что где-нибудь еще вне христианства существовали бы подвижники, которые превышали бы меру своей религии и становились бы христианами без Него Самого, на этот вопрос я не знаю, как ответить.
Так же, примерно, обстоит дело и с "христианами-еретиками". Если они не примешивают к своим умозрениям своих ложных верований, то могут ли они достигнуть Царствия?
В целом ответ, конечно, нет. Но речь ведь, очевидно, идет не "о целом", а об исключениях. Все сказанное выше не исключает, конечно, того, что все эти вышеперечисленные подвижники могли бы иметь высокие умозрения или совершать своего рода чудеса и без усыновления Духом, так как созерцание логосов сущего тоже, я думаю, достаточно высокая вещь, чтобы это в принципе было возможно.