51.1 Демоны не знают наших сердец, как некоторые думают. Есть только один сердцеведец — Бог, Который знает человеческий ум, потому что Он создал людей (Пс. 32:15). Но частично по нашим словам и частично по нашим движениям демоны догадываются о намерениях нашего сердца. Например, когда мы пререкаемся с кем-то, кто нас злословил, демоны из наших гневных слов заключают, что мы относимся к нему недружелюбно. Тогда, поняв нашу слабость, они внушают нам враждебные мысли. Приняв же эти мысли, мы подпадаем под иго демона злопамятности, который с этого времени начинает все больше раздувать в нас мстительность против этого обидчика. Ибо злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют без внимания из того, что можно бы использовать против нас: ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора — все внимательно подмечают. Ежедневно они замышляют против нас разные соблазны, чтобы во время молитвы смутить наш смиренный ум и погасить в нем блаженный свет (Еварг. Мон.).
Я думаю вот ответ на поставленный в теме вопрос. Приведенное рассуждение Еварния имеет важный практический вывод:
Обычно мы проговариваем все наши мысли. Проговаривание (внутренний диалог) является ощутительной для бесов вибрацией нашего тела, которая легко поддается «расшифровке» наряду с другими психофизическими состояниями. Никто не станет отрицать, что наше тело система: воздействие – отклик (реакция). Воздействие может быть двух типов: помысел и энергетическое воздействие на участок тела. Если вспомнить, что мозг это орган тела, в котором образуются помыслы, то работа системы становиться более очевидной. (Проходящую внутри нас реакцию – отклик на внешнее воздействие, рассматривать смысла нет, т.к. интересует результат.)
Иисусова молитва подавляет внутренний диалог, освобождает ум, который вновь получает возможность видеть блаженный свет. Непрерывная молитва лишает бесов очень важного источника информации – нашего намерения и состояния системы, т.е. бесы начинают терять контроль. Возрастающее молитвенное состояние – это степень внутреннего диалога, проговаривание бесовских мыслей уменьшается: говорение, мышление, созерцание (умозрение). По мере роста молитвенного состояния бесы активизируются потому, что теряют контроль и вынуждены прилагать более высокие силы. (На самом деле я думаю, что к человеку приступают бесы другого уровня, с другой энергетикой.)
Данное разсуждение позволяет понять блаженность «простецов» и ценность добродетели – смирения.
Здесь просматривается и существо нашей немощи (о чем рассуждали в другой ветке): Система общественных ценностей, вложенная в нас с молоком матери, противоположна простецам и смирению; требуется воля идти в противоположную сторону – в простаки (простофили).
Главное не сама воля, но ее направление! Разбойники тоже обладают волей. Предлагаю вам самим посмотреть определения слова «воля» - это то что дарует нам Бог, это один из
талантов каждого. Но в какую сторону мы
направляем волю? Как используем главный талант? Немощь заключается в том, что мы не можем
сосредоточить внимание только на Боге; не можем преодолеть психологические барьеры нашего сознания, самый сильный из которых – физическая боль. Бог дает нам такие силы, если мы подчиняемся Его воле – претерпеваем все ради него, более того - Он за нас терпит боль, если мы
исполняем Его волю –
это есть обещание, что боли не будет, если есть ВЕРА – наше внимание направлено к Нему.