Т.е. тренеровка ОС независимо от меры продвижения по стадиям умной молитвы.
Нет, не независимо. На ранних стадиях вообще не до этого, не до трети жизни, с двумя третями бы справиться более или менее. Без сомнения, погружение в ОС до того, как человек достиг какого-то уровня самоконтроля, какого-то опыта связи со своим духом, без опыта брани, ни к чему хорошему не приведёт. В открывающем эту тему посте я возможно выразился не достаточно ясно, но, перечисляя те "счастливые" предметы веры я говорил сугубо о себе, как это явилось для меня в своё время.
Впрочем, даже если человек начал практиковать ОС на ранних стадиях умной молитвы или вообще до неё, умная молитва без сомнения всё поставит на свои места и в ОС.
Если вы говорите, что ОС не может быть катализатором умной молитвы на ранних стадиях - то да. Но имхо и вредоносность ОС сильно преувеличена. Потому что без исполнения главной заповеди всё и так будет во вред, чем человек ни занимался вообще, а с исполнением её всё будет на пользу.
Об этом Василий Великий и пишет. Разобрался с двумя третями, обрел самодвижущуюся молитву, Бог дает дар осознанной молитвы во сне. Каждый дар в свое время.
Правильное исполнение главной заповеди - гораздо более сложная задача, чем тренировка в ОС. Работа на всю жизнь.
"ИСПОВЕДЬ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА, ВЕДУЩАЯ КО СМИРЕНИЮ
"Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием. Все это я действительно нахожу в себе посредством подробного рассматривания моих чувств и поступков, как-то:
1. Я не люблю Бога. Ибо если бы я любил Его, то непрестанно размышлял бы о Нем с сердечным удовольствием; каждая мысль о Боге доставляла бы мне отрадное наслаждение. Напротив, я гораздо чаще и гораздо охотнее размышляю о житейском, а помышление о Боге составляет для меня труд и сухость. Если бы я любил Его, то собеседование с Ним чрез молитву питало бы меня, наслаждало и влекло к непрерывному общению с Ним; но, напротив, я не токмо не наслаждаюсь молитвою, но еще при занятии ею чувствую труд, борюсь с неохотою, расслабляюсь леностью и готов с охотою чем-нибудь маловажным заняться, чтобы только сократить или престать от молитвы. В пустых занятиях время мое летит неприметно, а при занятии Богом, при поставлении себя в Его присутствие, каждый час мне кажется годом. Кто кого любит, тот в продолжение дня беспрестанно о нем мыслит, воображает его, заботится о нем и при всех занятиях любимый друг его не выходит из его мыслей; а я в продолжение дня едва ли отделяю и один час, чтобы глубоко погрузиться в размышление о Боге и воспламенить себя в Его любви, а двадцать три часа охотно приношу ревностные жертвы страстным моим идолам!.. В беседах о предметах суетных, о предметах низких для духа, я бодр, я чувствую удовольствие, а при рассуждении о Боге я сух, скучлив и ленив. Если же и невольно бываю увлечен другими к беседе божественной, то стараюсь скорее переходить к беседе, льстящей страстям моим. Неутомимо любопытствую о новостях, о гражданских постановлениях, о политических происшествиях; алчно ищу удовлетворения моей любознательности в науках светских, в художествах, в приобретениях, а поучение в Законе Господнем, познании о Боге, о религии не делает на меня впечатления, не питает души моей, и я сие почитаю не токмо несущественным занятием христианина, но как бы сторонним и побочным предметом, коим я должен заниматься разве только в свободное время, на досуге. Кратко сказать, если любовь к Богу познается по исполнению Его заповедей: "аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите", говорит Господь Иисус Христос, а я заповедей Его не токмо не соблюдаю, но даже и мало стараюсь о сем, то по самой чистой истине следует заключить, что я не люблю Бога... Сие утверждает и Василий Великий, говоря: "Доказательством, что человек не любит Бога и Христа Его есть то, что он не соблюдает заповедей Его" (Нрав. прав. 3)... "
[ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ]